Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по техническому творчеству "В мастерской Самоделкина"»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7, тел: (3919)39-17-14,
факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
Конспект занятия по техническому творчеству
«В мастерской Самоделкина»
Возраст, на который
рассчитано занятие: 7-8 лет
Составитель: Педагог
дополнительного образования
Урбан Н.Е.
Норильск
Вводное занятие
«Введение в образовательную программу»
Цель. Формировать у обучающихся интерес к техническому творчеству.
Задачи.
- Познакомить обучающихся с порядком проведения занятий в творческом объединении, с содержанием обучения, с оборудованием и инструментами, имеющимися в мастерской, с организацией рабочего места, с правилами внутреннего распорядка Дома детского творчества и общими правилами безопасности труда.
- Развивать внимание, смекалку, индивидуальные познавательные интересы и творческие способности обучающихся.
- Воспитывать интерес, уважение к труду, творчеству людей.
Комплект инструментов, используемых на занятиях в творческом объединении (коловорот, пассатижи, лобзик, шило, циркуль, отвертка, пила, рубанок, т.д.). Карандаши.
Выставка работ учащихся за предыдущий учебный год. Компьютер, DVD диск «Мастер Самоделкин». Стенд и таблицы «Техника безопасности». Плакаты с пословицами о труде. Образцы материалов, которые потребуются на занятиях в течение учебного года (поролон, проволока, картон, фанера, чертежная бумага, т.д.). Цветная бумага для оригами. Электровикторина «Узнай инструмент». Ребус «Прочитай фразу». Памятные значки «За стремление к знаниям».
Рекомендация. Подготовка педагога к первому занятию начинается задолго до его проведения. Прежде всего, при записи необходимо выяснить у родителей, нет ли у детей недостатков зрения или слуха (им следует выделить рабочие места как можно ближе к педагогу). Кроме того, желательно установить, кто из них увлекается техникой, занимается техническим творчеством, — это в дальнейшем позволит проводить занятия с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Педагогу необходимо также узнать, какие профессии имеют родители обучающихся, чтобы по ходу изложения фактического материала приводить конкретные примеры, повышающие интерес ребят к изучаемому материалу.
Ход занятия.
Подготовка к восприятию темы занятия.
Звучит мелодия Ю. Чичкова «Из чего же сделаны наши мальчишки?».
Организация начала занятия.
Учащиеся входят в кабинет, занимают свои места. Сообщение темы. Постановка цели и задач.
Раскрывая задачи и содержание работы в творческой мастерской, педагог объясняет, что в процессе изучения программного материала обучающиеся будут получать научно-технические знания, практические умения и навыки, необходимые в общественно полезном, производительном труде, знакомиться с важнейшими государственными датами календаря. Познакомятся с различными профессиями; научатся обращаться с оборудованием, инструментами, экономить материалы, электроэнергию, соблюдать технологическую дисциплину и правила безопасности труда.
Начиная знакомство обучающихся с содержанием предстоящих работ в творческой мастерской, педагог перечисляет темы и разделы обучения и отмечает последовательность их изучения. Педагог подчеркивает, что на занятиях в творческой мастерской обучающиеся будут изготавливать изделия, необходимые на уроках в школе, в подарок младшим сестренкам и братишкам, мамам и папам, для оформления различных выставок. Сложность изготовления этих изделий постоянно возрастает. Обучающиеся должны проникнуться серьезностью к выполнению работ и сознанием, что их труд необходим.
Дид. игра «Кто самый внимательный».
Вступительная беседа.
Рассказ педагога о труде и его значении в жизни людей. Надо обратить внимание обучающихся на то, что созидательный труд они могут увидеть повсюду. Приводятся конкретные примеры созидательного труда людей на предприятиях производственного окружения Дома детского творчества, района, города. Называются имена и профессии знатных людей труда, проживающих в данной местности, в том числе и родителей обучающихся. В заключение приводятся высказывания выдающихся людей о значении и величии труда.
Педагог объясняет обучающимся, чтобы стать хорошим мастером своего дела в будущем, нужно многому научиться в детстве. Педагог зачитывает пословицы о труде, уточняет, какие пословицы о труде еще знакомы обучающимся.
Педагог предлагает познакомиться с образцами изделий, изготовленными обучающимися в прошлые годы, объясняет их назначение, перечисляет заслуженные награды творческого объединения и обучающихся. Затем показывает изделия, которые предстоит изготовить в течение учебного года. Педагог объясняет, что обучение пойдет по определенному маршруту. «Путешествуя на поезде», обучающиеся в течение учебного года побывают на различных творческих и игровых станциях.
Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Появление сказочного персонажа – Самоделкина». Он знакомит с выставкой книг, необходимых на занятиях; обращает внимание обучающихся на отдельные участки творческой мастерской. На полки для хранения конструкторов, дидактических игр, технологических карт. На определенные места для хранения материалов и инструментов. Показывает наборы готовых деталей, с которыми предстоит работать в текущем учебном году.
Педагог показывает нескольких кадров на компьютере с DVD диска «Мастер Самоделкин». Перечисляет программы, с которыми будут работать обучающиеся.
Воспроизведение и коррекция умений и навыков для творческого решения задач.
Педагог дает понятие о рабочем месте обучающихся. Уточняет, что работа с древесиной и фанерой будет проводиться на верстаке. Педагог объясняет устройство столярного верстака, демонстрирует приемы закрепления заготовок, сообщают правила работы за верстаком и закрепляет эти сведения опросом. (Сразу после объяснения просит кого-либо из учеников закрепить заготовку в верстаке, тисах, отмечает допущенные при выполнении этой работы ошибки). Инд. работа на развитие внимания.
Педагог поочередно берет в руки расположенный над верстаком рабочий инструмент, называет его, объясняет назначение, демонстрирует его хватку. Выясняя в ходе беседы, в каком месте на верстаке и почему должен находиться тот или иной рабочий инструмент. Обучающимся следует объяснить, что содержание рабочего места в образцовом порядке оказывают большое влияние на производительность труда и качество выполняемой работы. Делается акцент на соблюдение техники безопасности в работе. Обращается внимание на стенд и таблицы «Техника безопасности». Объясняет обучающимся значение выполнения ими правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.
Включение электровикторины – «Загадки об инструментах».
Словарная работа. Правильное произношение названий инструментов. Обучающимся предлагается завести личные словарики для записи технической терминологии.
Работа по комплексному применению ЗУН.
Успешное проведение занятий по техническому моделированию, привитие элементарных навыков культуры производства и безопасности труда возможно только при усвоении обучающимися правил внутреннего распорядка в творческой мастерской и их строгом выполнении. Объяснение нельзя сопровождать устрашающими примерами, отпугивающими детей от оборудования и в целом от работы в мастерских. Каждый обучающийся должен четко понять, что он не будет допущен к самостоятельной работе без соответствующего инструктажа, обучения практической работе и проверки педагогом его знаний по правилам безопасности труда.
Физ. минутка.
Релаксация «Настройся на работу!».
Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа. Оригами.
Самоделкин предлагает сделать простейшую летающую модель - самолетик из бумаги. Педагог дает установку о качественном выполнении задания. Обращает внимание на правильное изготовление крыла. Проводится запуск моделей на дальность полета. Самоделкин объявляет победителя.
И предлагает всем заполнить ребус, прочитать готовую фразу («Любите труд!»).
Уборка рабочего места.
Обобщение и систематизация знаний.
Педагог предлагает назвать инструменты, с которыми познакомились на занятии. Задает вопросы, ответы на которые подразумевают объяснение причин, вызывающих необходимость соблюдения основных общих правил безопасной работы в творческой мастерской.
Подведение итогов занятия, распределение общественных обязанностей между обучающимися. Вручение памятных значков «За стремление к знаниям».
Информация о домашнем задании.
Используемая литература.
И. Вронская, Н. Фоменко. Техническое творчество. Изд. «Молодая гвардия»., 1985
Сделаем это сами. Пер. Павлович., .М. «Просвещение» 1983г.
Вогль Р. Оригами. М., «ЭКСМО-ПРЕСС»,2001.
Внеклассная работа по труду/ Сост. А. М. Гукасова.— М.:Просвещение, 1981.
Е. М. Мискин. Игры и развлечения в группе продленного дня— М.: Просвещение, 1985.
Приложения.
Физ. минутка.
Руки к пяткам,
И к ушам,
На колени
И к плечам,
В стороны,
На пояс, вверх!
А теперь – веселый смех!
Все мальчишки: «Ха – ха – ха!»
Все девчонки «Хи – хи – хи!»
А все вместе «Хо – хо – хо!».
И подпрыгнем высоко!
Релаксация «Настройся на работу!».
Проверим, как вы готовы к работе. Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами за одним столом. Закройте глаза и пожелайте своему товарищу что-нибудь приятное, доброе, удачи в работе. Как вы думаете, теперь легче будет работать? Почему? Настроились на работу.
Пословицы о труде.
Воля и труд - дивные всходы дают.
Говорить легко, а делать трудно.
Дерево смотрят в плодах, а человека в делах.
Хорошему работнику мало умения, нужна привычка.
Ленивые руки не родня умной голове.
Нерадивый дважды дело делает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Трудолюбивый за что ни возьмется – все заблестит.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Хорошая работа два века живет.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Сам молчун, а руки громкие.
Не стыдись не знать, стыдись не учиться.
Каков человек, таков и инструмент.
От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Степунина. О. Мастерилки. М., «Мастерилки», 2003 г.
Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе».-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003
Романовская А.Л.,Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие.-Мн.ООО «Харвест», 2005
Е.В.Данкевич,О.В.Жакова, Большая книга поделок для девочек и мальчиков,СПб.:ООО «Издательство Кристалл», М.: ЗАО «Издательский Дом ОНИКС «2000.-272с.,1278ил.
Клаузен, Петер, Компьютеры и роботы/ пер.с нем. С.И.Деркунской.-М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006.-48 с.
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства учащихся 3-го класса.2-е изд., исправленное.-Самара:Корпорация «Федоров», изд.»Учебная литература», 2005,-120с.:ил.
Т.Н.Проснякова Творческая Мастерская: Учебник для 4 класса.-Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2006.-128с.: ил.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества: учебник для 2 кл. 3-е изд., исправленное.-Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература».,2006.-112с: ил.
«Атлас по технике».-Пер. с нем.-М.: Олма-пресс Экслибрис, 2003.-96с.
«Энциклопедия для детей.Т14.Техника/глав.ред.М Аксенова.-М.: Аванта, 2004.-688с. :ил.
Изобретения: Энциклопедия для детей.-Мн.:»Харвет», М.:»Издат.Аст», 2000.-480с.
«Что, как и почему?» Удивительный мир техники/. Под ред. М.Райта, М. Пейтела; Пер. с англ. А. Агильситова, Е.Токаревой, И.Шашковой;, ил.Т.Кинса.-М.:ООО «Изд. «Астрель»: ООО «Изд. АСТ», 2001-2001.-288с.:ил.
Надеждин Н.Я. Техническая энциклопедия подростка. –М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2005.-336с.: ил.
Балдина Н.А, Козлов Б.И., Техника вокруг нас: (энциклопедия), научно-популярное издание для детей), ил.М.О.Дмитриева и др. –М.:ООО «Изд. «Росмен-ПРЕСС» 2005, -144с.
Ермаков Ю.М. От древних ремесел до современных технологий: Кн. Для учащихся мл. классов сред. Школы, - М.: Просвещение, 1992. – 127 с,: ил. – (О профессиях, производстве и людях труда).
Дид. игра «Кто самый внимательный».
Педагог считалкой выбирает двух ребят, ставит их лицом к зрителям, а перед ними на столе кладется приз. Педагог объясняет, что приз достанется тому, кто окажется самым внимательным:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
- « Понятно, когда брать приз?» – спрашивает педагог. – На слове «три». – Правильно.
Ну, тогда я продолжаю свой рассказ.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два,…марш…!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
Разок, другой,
А лучше…пять…
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять!
Не внимательные играющие, ожидая, что слово «три» будет в конце куплета, не обращают внимания на это слово в тексте, не замечают его.
Загадки об инструментах.
Все попробует на зуб –
И сосну, и вяз, и дуб.
Гостя примут от души:
Так обнимут – не дыши!
Везде сует свой нос витой,
Дыру проткнет в стене, чтобы узнать,
А что на той, обратной стороне?
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска.
Она с винтом пустилась в пляс!
А он, кружась, в доске увяз.
Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
Сам худ, а голова с пуд.
Самолет – стрела.
Прямоугольный лист бумаги, длина которого в два раза больше ширины, сложить вдоль пополам и разогнуть снова, наметив, таким образом, линию середины.
Перевернуть лист на другую сторону и загнуть два угла, прилежащие к одной из коротких сторон, так, чтобы их стороны касались друг друга по линии намеченного сгиба.
Еще раз загнуть углы к средней линии сгиба так, чтобы их стороны смыкались на ней.
В третий раз проделать то же самое и хорошо прогладить сгибы.
Перевернуть заготовку на другую сторону и согнуть ее пополам по центральной линии сгиба, придав ей окончательную форму.