Выборочное изложение «Последний лист орешника».
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «РАЙСЕМЕНОВСКАЯ СОШ»
КУЗЬМЕНКО ОЛЬГА ВЕНИАМИНОВНА
Цель урока:
- Показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; - Потренироваться в изложении повествовательного текста с изменением лица, в воспроизведении деталей предмета.
Василий Михайлович Песков
Родился 14 марта 1930 г.
умер 12 августа 2013 г.
писатель, журналист, фотокорреспондент, тележурналист телеведущий программы «В мире животных» (1975—1990), путешественник.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу. (По В. М. Пескову.)
орфографическая работа
Пр..зрач..ный л..сток, ч..дом, после ..бильн.. снега, ..сыпалось, ч..рный, (из)дали виден, л..сток на ..решн..ке, ..бл..тел, м..ячит ж..лтым ..г..ньком, упорн..
светится, в ч..рном лесу.
Орфографическая работа
Пр о зра чн ый л и сток, ч у дом, после о бильн ого снега, о сыпалось, ч ё рный, из д али виден, л и сток на о решн и ке, о бл е тел, м а ячит ж ё лтым о г о ньком, упорн о
светится, в ч ё рном лесу.
Словарная работа
Обильный. 1.Имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный.
2.Богатый чем-нибудь.
Пожухнуть. Высыхая, тускнеть, становиться жёстким.
Осыпь (спец.). Нанос вследствие осыпания горной породы.
Березняк. Берёзовый лес.
Сизый. Тёмно-серый с синеватым
оттенком.
Маячить. Виднеться в отдалении.
Анализ текста
(«Последний лист орешника»)
- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.
(«Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им…»)
- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?
(«Всё … осыпалось». «Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком…»)
План
- Всё осыпалось после морозов и обильного снега.
- Весь лес пустой, черный и холодный.
- Жёлтый живой огонёк.
Осенний лес
КАКОЙ ОН?
Задание выполняется в паре: составить кластер, используя цитаты текста.
Осенний лес
Все…осыпалось
Все уснуло в лесу. Все готово к зиме.
Осенний лист успел уже почернеть.
Прозрачный продрогший сумрак.
Пожухла желтая осыпь в березняках.
Весь лес черный, пустой и холодный.
Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
ЛИСТОК НА ОРЕШНИКЕ
Задание выполняется в паре: составить кластер, используя цитаты текста.
КАКОЙ ОН?
Последний прозрачный листок
Остался он после морозов, после обильного снега
ЛИСТОК НА ОРЕШНИКЕ
...листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Задание выполняется в паре: составить кластер, используя цитаты текста.
… листок упорно светится в чёрном лесу.
Замена лица
Местоимение «Я» можно заменить словами: автор, писатель, рассказчик, он, В.М.Песков.
Написание изложения
- Прочитайте ещё раз текст. Какого он стиля?
- От какого лица написан текст?
- При написании изложения 1-е лицо измените на 3-е.
- Перескажите текст.
Успешной работы!