Цели урока: познакомить учащихся с понятием «транскрипция», научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; развить представление о соотношении произношения и правописания; продолжить формирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы.Произношение и правописание»
Урок 4. Звуки и буквы. Произношение и правописание (§ 6)
Цели урока: познакомить учащихся с понятием «транскрипция», научить читать отдельные специальные знаки, применяемые при транскрипции; развить представление о соотношении произношения и правописания; продолжить формирование орфографических навыков и навыков анализа текста. 13 Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Контроль. Познавательные УУД. Развитие представления о соотношении произношения и правописания. Выявление существенных признаков текста, определение его темы и основной мысли. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог. Ход урока I. Лингвистическая разминка. «Кто быстрее?» Проводится на основе пословиц и поговорок из упр. 6. Учитель читает начало, ученики продолжают. Самый быстрый получает за правильный ответ фишку. Побеждает тот, кто собрал большее число фишек. II. Опрос по домашнему заданию. — Что такое речевой этикет? — Зачем нужно соблюдать правила вежливого поведения? — С помощью каких слов вы обратитесь ко взрослому незнакомому человеку, чтобы узнать, какой автобус идёт до нужной вам остановки? Работу можно закончить, разыграв небольшую сценку «На остановке». III. Устная работа по § 6. 1. Учащиеся информируются о том, что с данного урока начинается процесс повторения того, что было ими изучено в начальной школе. Ученикам предлагается самим сформулировать цели работы. Затем анализируется название данного раздела в учебнике: «Вспоминаем, повторяем, изучаем», после чего формулируется ещё одна цель — расширение знаний на основе повторяемого материала. 2. Беседа с классом. — Что вы знаете про буквы и звуки? — Прочитайте текст упр. 20 и ответьте на поставленные вопросы. Учитель внимательно следит за тем, чтобы примеры, приведённые учащимися, действительно соответствовали сформулированному ими антитезису: есть слова, у которых совпадают звучание и написание (это и слово кирпич, и слова, входящие в название темы урока, — звуки, буквы, и многие другие слова: хвастун, намёк, урок, лён, беркут и пр.). Дополняем примерами из упр. 21 (с. 14): игра, книга, мир, спор, успех. — Однако русское письмо устроено так, что часто буква обозначает совсем не тот звук, который мы произносим. По цепочке приводим примеры (леса, вода, город, огород, вокзал и др.). — Можем ли мы при помощи букв записать звучащую речь? Способна ли привычная нам буквенная запись слов отразить то, что мы произносим в точности? Например, сравните слова: 14 мала и мяла. Одинаково ли мы произносим первый согласный звук, обозначенный одной и той же буквой? Для того чтобы в точности записать то, как мы говорим, букв не хватает, потому что звуков в языке больше, чем букв в алфавите. Поэтому для записи произношения была создана специальная система — фонетическая транскрипция. IV. Тренировочные упражнения. Работа по учебнику. 1. Прочитайте материал учебника на с. 14, выпишите определение слова транскрипция в словарь. 2. На с. 15 указаны знаки транскрипции. Используя их, запишите слова мала и мяла: [мала] — [м’ала]. 3. Упр. 23. Учащимся сначала предлагается составить транскрипцию и проанализировать звуковой состав слова люк: [л’ук], затем прочитать транскрипцию в обратной последовательности: [кул’] — и записать получившееся слово — куль. 4. Выписываем из упр. 21 слова, произношение которых не совпадает с написанием, и объясняем, чем надо руководствоваться в их написании. Для подтверждения вывода читаем теоретические сведения на с. 15. 5. Комментированное письмо на основе слов, изученных в начальной школе. Россия, знаменитый, корзина, пассажир, автомобиль, путешествие, телефон, медленный, горизонт, картина, памятник, библиотека, фонтан, календарь, костёр, богатый, заря, портрет, вагон, корабль, расстояние, троллейбус. 6. В процессе выполнения предыдущего задания у доски работает один из учеников: он выписывает слова с безударными гласными в корнях слов из текста упр. 24 и готовится пересказывать текст. Слушая пересказ, учащиеся рассматривают репродукцию картины А. Пластова «Летом» (с. 185). Слово репродукция (на доску вынесена выдержка из толкового словаря) записывается в словарь. V. Подведение итогов урока. Итоги урока подводятся с опорой на комментированное письмо: в чём трудность написания данных слов, как соотносятся их произношение и написание. Проводится самоанализ на основе выполнения задания 7. VI. Домашнее задание. 1. Работа над ошибками, допущенными в задании 7. 2. Чтение продолжения текста упр. 24 — упр. 261 (с. 121). Какие из приёмов изучающего чтения (с. 8) помогут запомнить содержание этого рассказа о детстве художника?