Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением (Слайд 2) Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний (4 минуты) 3. Постановка учебной цели. (1минута) | Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся. - Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать. - Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки) - Правильно, молодцы. Задание 1 Отгадайте загадку. Черные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает. (Буквы) Комментированное письмо (Слайд 3) Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке, М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает. Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы. - Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор? - Конечно же, о звуках и буквах. - Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова? (Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов) - Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 4) - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание» - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? - Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания. | Комментируют ответы учащихся Отгадывают загадки Записывают одну загадку, объясняют орфограммы Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. ( 4 минуты) Первичное закрепление знаний. ( 10 минут) Физ. минутка (пауза релаксации) 2 минуты (5 минут) | Работа с материалом учебника. Чтение и обсуждение текста упр. 20. Дополнительный вопрос — Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибался мальчик? (Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно неправильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка. На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка.) Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь (Слайд 5) Беседа. Работа у доски. - Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать. Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Придумайте слова, правописание которых совпадает с произношением. Упражнения для глаз (Слайд6) Задание 3. Работа в парах. Упр. 21 Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения. — Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правописанием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и перед противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.) | Читают текст упражнения, отвечают на вопросы. Выражают собственную точку зрения Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание. Записывают слова в тетради, делают транскрипцию. Выполняют физкультминутку для глаз Работают в группах, выписывают слова из упр. 21 Отвечают на вопрос | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Закрепление изученного материала (13 минут) | Закрепление изученного материала Задание 4. Работа с упр. 23. Прочитайте упражнение, выскажите своё мнение. Запись под диктовку с объяснением орфограмм.(Слайд7) Мох не пр…поднят, не взрыт Груд…й кудрявых груздей. Около пня не в…сит Пурпур брусничных к…стей. Долго на лист…ях л…жит Ночи моро… и скво…ь лес Хол…дно как-то гл…дит Ясность прозрачных н…бес. (А. Майков.) Объясните знак препинания в последнем предложении. Сделайте транскрипцию 2-х слов, написание которых расходится с произношением. Знакомство с заданием А4 (ГИА) Задание 5. Тестовое задание. А4. Укажите ошибочное суждение. (Слайд 8) В слове ДАЛЬНЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков. В слове (В) ЖИВЫХ первый звук — звонкий твёрдый согласный [ж]. В слове СОЛНЕЧНЫЙ согласный звук [л] непроизносимый. В слове ДЕРЕВЬЯ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я обозначает два звука: [й'а]. | Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение. Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении. Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. 3 минуты | Восстановите текст. (Слайд 9) В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________. __________________ правила помогают правильно написать слова. -Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Восстанавливают текст | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |