kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Звуки буквы.Произношение и правописание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и обобщения изученного в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Звуки буквы.Произношение и правописание.»









Разработка урока русского языка

в 5 классе в условиях реализации ФГОС.


Тема: «Звуки и буквы. Произношение и правописание».










Выполнила учитель

русского языка и литературы

МБОУСОШ №3

г.Абинска

Абинского района

Метус Виктория Владимировна.





2020 год.



Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)


Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: углубить знания учеников о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания, значение этого соотношения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • формировать умение применять на практике правила правописания и произношения;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением (Слайд 2)

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.



Актуализация

знаний

(4 минуты)


































3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Проверка д/з. Устные ответы учащихся. Взаимооценка ответов учащихся.




- Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали в начальной школе. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать.

- Скажите, пожалуйста, что вы произносите, когда называете какое-либо слово? (Звуки)

- Правильно, молодцы.


Задание 1


Отгадайте загадку.

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

(Буквы)

Комментированное письмо (Слайд 3)

Ч…рные птич…ки (на) каждой стр…нич…ке,

М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.


Спишите загадку, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.


- Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор?

- Конечно же, о звуках и буквах.


- Скажите, ребята, а кроме звуков и букв, что нужно знать, чтобы правильно писать и произносить слова?

(Нам необходимо знать правила произношения и правописания слов)


- Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 4)


- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: «Звуки и буквы. Произношение и правописание»


- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить?


- Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания.

Комментируют ответы учащихся











Отгадывают загадки


Записывают одну загадку, объясняют орфограммы




Записывают пословицу в тетради, комментируют орфограммы.





Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.










Запись учащимися числа, темы урока






Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.





( 4 минуты)





Первичное закрепление знаний.



( 10 минут)












Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты




(5 минут)



Работа с материалом учебника.

Чтение и обсуждение текста упр. 20. Дополнительный вопрос

— Почему старания Васьки вызывают улыбку? В чем ошибал­ся мальчик?

(Примерный ответ. Васька Гагин был уверен, что в русском языке все слова пишутся не так, как произ­носятся. Улыбку вызывает то, как Васька коверкает слова, уверенный, что правильно будет писать как можно непра­вильнее от реального звучания. Ошибка его в том, что он распространил свой «орфографический опыт» на все слова русского языка.

На самом деле в некоторых из них правописание совпадает с произношением, а если не совпадает, то этому есть объяс­нение. Правописание подчиняется определенным законам языка.)


Знакомство с понятием транскрипция (с.14). Запись слова в тетрадь (Слайд 5)

Беседа. Работа у доски.

- Не секрет, что многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим: [в'исна], |сабака|, |дуп], |лотка|, /зд'элат'], но пишем: весна, собака, дуб, лодка, сделать.

Задание 2. Запишем эти примеры на доске и в тетради в столбик. Приду­майте слова, правописание которых совпадает с произношением.


Упражнения для глаз (Слайд6)


Задание 3.

Работа в парах.

Упр. 21

Один из вас выпишет из упражнения слова, которые пишутся так же, как и произносятся, а другие – слова, написание которых отличается от произношения.


— Какие гласные и согласные звуки не совпадают с правопи­санием? (Примерный ответ. Не совпадают с правописанием безударные гласные, а также согласные на конце слова и пе­ред противоположными по звонкости согласными: звонкие становятся глухими, а глухие — звонкими.)




Читают текст упражнения, отвечают на вопросы.


Выражают собственную точку зрения












Знакомятся с понятием «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание.


Записывают слова в тетради, делают транскрипцию.





Выполняют физкультминутку для глаз



Работают в группах, выписывают слова из упр. 21





Отвечают на вопрос


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
















УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).


Закрепление изученного материала




(13 минут)













Закрепление изученного материала


Задание 4. Работа с упр. 23.

Прочитайте упражнение, выскажите своё мнение.


Запись под диктовку с объяснением орфограмм.(Слайд7)


Мох не пр…поднят, не взрыт

Груд…й кудрявых груздей.

Около пня не в…сит

Пурпур брусничных к…стей.

Долго на лист…ях л…жит

Ночи моро… и скво…ь лес

Хол…дно как-то гл…дит

Ясность прозрачных н…бес.

(А. Майков.)


Объясните знак препинания в последнем предложении. Сделайте транскрипцию 2-х слов, написание которых расходится с произношением.


Знакомство с заданием А4 (ГИА)

Задание 5. Тестовое задание.

А4. Укажите ошибочное суждение. (Слайд 8)

  1. В слове ДАЛЬНЮЮ количество
    букв совпадает с количеством звуков.

  2. В слове (В) ЖИВЫХ первый
    звук — звонкий твёрдый согласный [ж].

  3. В слове СОЛНЕЧНЫЙ соглас­ный звук [л] непроизносимый.

  4. В слове ДЕРЕВЬЯ мягкий знак
    не только обозначает на письме мягкость предшествую­щего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я
    обозначает два звука: [й'а].




Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение.



Записывают текст под диктовку, объясняют орфограммы, пунктуацию в последнем предложении.












Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


УУД: познавательные (опирается на уже известное);


коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.


3 минуты




Восстановите текст. (Слайд 9)

В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________.

__________________ правила помогают правильно написать слова.


-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок



Восстанавливают текст















УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

  1. П.6., упр.24

  2. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Зачем нам нужны орфографические правила?» (по желанию)


Запись учащимися задания в дневники.





Источники:

1.Н.В.Егорова. по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003

3. Т.А.Ладыженская. Русский язык 5 класс. М. «Просвещение», 2012



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Звуки буквы.Произношение и правописание.

Автор: Метус Виктория Владимировна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604336


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства