а)Звуко– буквенный анализ слова ЩУКА 3 мин б) Вычленение звука [ щ ] 3 мин в)Фонетическая зарядка 1мин г) Игра « Где спрятался звук?» 1мин д) Знакомство с буквой «Щ» (ща) 2мин е)Конструирование из пуговиц буквы Щ,щ. 1мин Самостоятельная работа в паре 7.Закрепление пройденного 7 мин а)Чтение слогов б)Работа по букварю. С.97 8.Физкультми нутка для глаз 1мин 9.Формирование навыков чтения. а)Считалка 4мин б)Самостоятельная дифференциро ванная работа 7мин в)Проверка заданий 10. Итог урока 2мин | - Давайте достанем из своих конвертов схемы и составим слово ЩУКА. - Сверяем свои схемы с доской. - Почему первый квадрат в вашей схеме белый? (не известный нам звук) -Сколько слогов в этом слове? Почему? -Назовите 1 слог,2 слог. Какой слог ударный? -Какой звук всем встретился, с которым мы еще не знакомы? [щ] -СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧУ НАШЕГО УРОКА (При затруднении учитель помогает) - Повернитесь друг к другу в парах и, сидя у лунки, ещё раз произнесите звук [щ']. - Понаблюдайте, что происходит с речевым аппаратом? -Какой он гласный или согласный? - Как вы думаете звонкий или глухой? ([щ] -глухой, т.к.не работают голосовые связки) -Твердый или мягкий? (мягкий) -Есть ли у звука [щ] парный твердый? -Слов, в которых бы звук [ щ] произносился твердо-нет. -Давайте сделаем вывод о новом звуке. ВЫВОД: -Значит, каким должен быть первый квадратик на нашей схеме? - Кто ещё назовёт слова, где встречается звук [щ] ( лещ, плащ, щётка, щавель ...) - А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце. Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ. -Какой буквой на письме обозначается звук [щ]? (Буквой Ща).Вывешиваю буквы на доску -На что похожа буква Щ?(Щетка,забор,гребешок…) 1.На расческу Щ похожа. Три зубца всего Ну что же? 2.Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам А сейчас попробуйте сконструировать букву Щ из пуговиц, работая в паре. Один конструирует заглавную букву, а ваш друг-строчную. Об этом вы договариваетесь сами. Так вы быстро справитесь. Ведь дружно- не грузно, а врозь-хоть брось. -Молодцы! Вы справились с заданием, и у вас получились очень красивые пары букв. - Читаем слоги с новой буквой. Будьте внимательны, буква «ща» обозначает мягкий согласный звук, поэтому слияния читать будем …. (мягко) ЩА ЩУ ЩЕ ЩЁ ЩИ (Слоги напечатаны на доске) - Потренируемся читать слова с новой буквой. Читаем хором по слогам, а потом с ударением. щука щетка вещь читать чаща щелка лещ считать -Прочитаем первый столбик. - Что такое чаща? (Густой, частый, трудно проходимый лес) -А как называется небольшой лес? (Роща). -Прочитаем второй столбик. -Чем различается написание этих слов? (т заменили на л) - Прочитаем третий столбик. -Чем различаются эти слова?(Различаются первой буквой) -Подготовьтесь читать четвертый столбик. - В словах, начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ] -Давайте прочитаем слово правильно (щитать). -Ой, кажется, на крючок попалась еще одна рыбка. А чтобы узнать какая, надо внимательно посмотреть на слова, которые мы прочитали, и найти ее название по схеме (Схема данного слова прикреплена на доске) -Какую рыбу поймали?(леща) - А как узнали, что лещ? ( 3 звука в схеме). Лещ-это речная рыба с плоским телом. А еще лещи живут небольшими стаями. Движения рыбы медленные. Большей частью лещи держаться на дне тихих вод. -Обратите внимание – слово ЛЕЩ пишется без мягкого знака. Знакомство с правилом: ЧА- ЩА. - Найдите слова со слогом ща . Какая буква пишется после щ ? ( буква а ). - Найдите слова со слогом щу. Какая буква пишется после щ? ( буква у ) - Значит: -А вы,ребята,как думаете,почему после «ч» и «щ»мы не пишем буквы «ю» и «я»?(Буквы «ч» и «щ» всегда обозначают мягкие согласные звуки и нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю) - Вы устали, давайте отдохнем. –Ой, кто это плывет? -Отдохнули, давайте насадим червяка на крючок, закинем удочку. -Что мы видим? («Щучья считалочка») -Как вы думаете, что такое считалочка? -А вы знаете считалки? -А теперь познакомимся со «Щучьей считалочкой» -Прочитайте считалку про себя. Тот кто прочитает раньше других-найдите слова с буквой щ. - А теперь прочитаем хором. -Кто же вышел из игры? Найдите слова с изучаемой буквой (леща, трепеща, щучья) -Какой вы увидели щуку? (Хищная, зубастая, злая) -А лещ, какой? (Проворен и умен) -Что значит проворен? (Шустрый) Чтение считалки и разыгрывание. - Скоро наша рыбалка закончится, и мы подведём итог. Узнаем, сколько поймали рыбы. А для этого выполним задание. Каждый из вас выберет себе задание по силам и выполнит его. 1 задание – прочитать текст. 2 задание – прочитать текст и найти слова с новой буквой. 3 задание – прочитать текст и сосчитать. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Какой рыбы и сколько поймали? Чтение хором. Называют слова с новым звуком. Проверяют задание по слайду. - Итак, вы наловили рыбы, что вы с ней сделаете? ( Пожарим, сварим уху и т. д.) - А кто выпустит обратно в воду? Почему? - Итак, как вы считаете, удачная у нас рыбалка? - Чем была удачна наша рыбалка? ( Наловили много рыбы, узнали новый звук, познакомились с новыми буквами, новым правилом). - Какой звук узнали? С какой буквой познакомились? - Какое задание вам больше всего понравилось? Почему? - Какое задание показалось трудным, где вам потребовалась помощь? - В чём была трудность? - Идите все ко мне. Если вам всё было понятно на уроке, и вы со всеми заданиями справились, то возьмите себе на память из моего ведёрка ЗЕЛЁНУЮ рыбку. - Если вы всё поняли, но ошибались, то возьмите СИНЮЮ рыбку. -Если совсем ничего не поняли, то - КРАСНУЮ - Дома вы можете найти стихи, чистоговорки, считалки, где есть звук [ щ,]. Урок окончен. | Дети составляют на партах, один самостоятельно у доски. Причем первый квадрат – белый. Сверяются с образцом на доске Выделение нового звука Из набора действий формулируют задачу урока. Работают в парах. Произносят звук [щ'], наблюдают и выясняют его характеристики. Согласный, т.к.при его произнесении воздух во рту встречает преграду-зубы сомкнуты Дети делают вывод, при затруднении учитель помогает звук [щ] Участвуют в игре. Находят место звука [ щ ] в словах. Знакомятся с новой буквой – Щ, щ. 2 ученика рассказывают стишки про букву. Работа в парах. Конструируют буквы из пуговиц Учащиеся читают вслух коллективно слоги с доски и индивидуально –слабые ученики Чтение слов с буквой щ по учебнику. 1 столбик читает 1 ряд. Объясняют лексическое значение слов 2 столбик читает 2 ряд. 3 столбик читает 3 ряд. 4 столбик читают хором Дети ищут слово соответствующее схеме слова лещ данной на доске Слушают рассказ учителя Исследуют слоги ча, ща; чу, щу и делают вывод. Дети объясняют, при затруднении учитель помогает Ребята глазками следят за перемещением рыбок 1-2 ученика рассказывают считалки Читают считалку в учебнике сначала про себя, а потом вслух Находят слова с буквой Щ 2 ученика разыгрывают данную считалку Выполняют задания по выбору Проверка заданий Предлагают версии использования рыбы. Ребята высказывают свое мнение Обобщают, делают выводы. Оценивают свою работу на уроке. Выражают желание продолжить работу дома. Доказывают. Анализи руют свою деятель ность на уроке и выби рают нужную рыбку. | Слайд 8 Слайд 9 СЛАЙД-характеристика СЛАД_НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА ПРИЛОЖЕНИЕ СХЕМА СЛОВА ЛЕЩ(его нет-надо сделать) СЛАЙД_ЛЕЩ СЛАЙД ЧА_ЩА СЛАЙД ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ СЛАЙД СЧИТАЛКА НАДО СДЕЛАТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ(на одном листе три текста:1-ПРОЧИТАЙ 2- прочитать текст и найти слова с новой буквой. 3 задание – прочитать текст и сосчитать. Слайд |
в)Фонетическая зарядка 1мин г) Игра « Где спрятался звук?» 1мин д) Знакомство с буквой «Щ» (ща) 2мин е)Конструирование из пуговиц буквы Щ,щ. 1мин Самостоятель-ная работа в паре | - Кто ещё назовёт слова, где встречается звук [щ] ( лещ, плащ, щётка, щавель ...) - А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ'], поднимите руки вверх и назовите, где находится этот звук: в начале, в середине или в конце. Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ. -Какой буквой на письме обозначается звук [щ]? (Буквой Ща). Вывешиваю буквы на доску -На что похожа буква Щ? (Щетка, забор, гребешок…) А сейчас попробуйте сконструировать букву Щ из пуговиц, работая в паре. Один конструирует заглавную букву, а ваш друг-строчную. Об этом вы договариваетесь сами. Так вы быстро справитесь. Ведь дружно- не грузно, а врозь-хоть брось. -Молодцы! Вы справились с заданием, и у вас получились очень красивые пары букв. | Ребята называют слова, в которых есть звук [щ] Участвуют в игре. Находят место звука [ щ ] в словах. Знакомятся с новой буквой – Щ, щ. 2 ученика рассказывают стишки про букву. Работа в парах. Конструируют буквы из пуговиц. | Слайд 10 |