Урок марийского (государственного) языка, 5 класс
Автор учебника Г.С.Крылова, Э.С.Якимова
Зоопаркыште (В зоопарке).
Цель урока: обучение учащихся описывать животных и рассказывание о животных.
Задачи урока:
1. Образовательная
2. Развивающая
развивать умения работать с текстом, отвечать на вопросы, свободно излагать материал, работать в группе
3. Воспитательная
воспитывать любовь к родному краю, народу
воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
формировать интерес к изучению марийского языка.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: урок - путешествие
Методы обучения: эвристический, объяснительно - иллюстративный
Форма обучения: фронтальная, парная, групповая
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме урока, картина
План
I. Организационный момент
II. Новая тема
1.Объяснение новой темы
2.Словарная работа.
3.Работа с загадками.
III. Работа по учебнику
IV. Повторение и обобщение новой темы
V. Рефлексия, домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент.
Салам лийже, йоча – влак.
Таче мемнан классышке уна-влак толыныт.
Айста саламлалтына.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
.Введение в тему.
1.Задание (на доске). Распределить данные слова на группы и дать название группам.
Сур, шымыт, чоя, визыт, рывыж, нылыт, изи, шоҥшо, икыт, пире, кужу, маска.
Пале мут. Чот мут Лӱм мут (Янлык – влак)
сур шымыт рывыж
чоя визыт шоҥшо
изи нылыт пире
кужу икыт маска
2.Где мы можем встретить этих животных?
3. Включили клип «В зоопарке».
Ребята, кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.
А ынде тетрадьым почына. Числам возена.
Урокын темыжым. Зоопаркыште (слайд №1)
Но прежде чем зайти в зоопарк, вспомним правила поведения в общественном месте?
Включить (слайд №2). Прочитать правила поведения в общественных местах.
Совпадают ли эти правила с предложенными вами?
Сегодня мы на уроке отправимся в заочное путешествие в зоопарк
Как думаете, чему мы должны научиться на уроке?
Мы узнаем, … Ещё мы научимся…
Вы научитесь составлять словосочетания и предложения о животных, познакомитесь с родительным падежом, с новыми словами, загадками, научитесь вести диалог, поработаете со словарем, переведете текст.
3.Актуализация знаний
1.А что такое зоопарк? (слайды №3,№4)
Мутер паша (запись)
Мераҥ – заяц
Ур – белка
Сур – серый
Ошо – белый
Чоя – хитрый
1).Работа со словарем (чтение хором)
а) перевод на русский
б) с русского на марийский
4.Новая тема.
1.А кого мы еще увидим в зоопарке? Отгадайте загадку.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц).
Каллиграфическая минутка: мераҥ, шоҥшо.
2.(Устно). А теперь составим словосочетания с прилагательными.
Мераҥ ошо. Мераҥ сур. Мераҥ изи. Мераҥ кугу.
У зайца длинные уши.
Давайте переведем это предложение на марийский язык.
Мераҥын пылышыже кужу.
А что изменилось в слове мераҥ?
Ребята, а какие части речи склоняются по падежам?
Существительные и личные местоимения.
На доске: Родительный падеж: кӧн? мон? (кого? что?)
1. После гласных –н маска - н
2. После согласных-ын рывыж - ын
Рывыжын почшо могай?
Рывыжын почшо кужу.
3.Есть слова исключения: шоҥшо – шоҥшын, пире – пирын, тудо – тудын.
Пирын пылышыже могай?
Пирын пылышыже изи.
4.Поработаем с учебником. Откройте, пожалуйста, с.53 (1з). Задание прочитайте. Устно выполните и попробуйте перевести.
Тиде ур. Ур чодыраште ила. Тудын почшо кужу, пылышыже кӱчык. Тиде ур коло ияш. Тудо шоҥго.
Задание: Найдите, пожалуйста, в тексте предложения, где существительные употребляются в родительном падеже. Прочитайте.
Тудын.
5.Отгадайте следующую загадку:
Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка)
6.Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос.
А) Урын почшо могай?
Урын почшо кужу.
Б). Тудын пылышыже могай?
Тудын пылышыже кӱчык.
Физкультминутка
Возышна, ме возышна
Нойыш изи парняна
Топ- топ тавалтена,
Совым роп – роп перена
Шинчына да возена
2.Закрепление. Карточки на столах. Составь предложения из слов (работа парами).
1.Пирын, изи, пылышыже.
2.Почшо, кӱчык, мераҥын.
3.Рывыжын, кужу, почшо.
3.Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это - ...
(Слон)
Ученик прочитает стихотворение про слона…
Ну и слон!Ну и слон!
Янлык тукымын он.
Вӱдым пуч ден подылеш,
Душ йымалне йӱштылеш.
3.Работа с картиной (слайд5)
Сӱрет дене паша. Составьте (письменно) по картине маленький рассказ о слоне. (Работа в группе – по четыре человека).
Рефлексия
Где сегодня побывали? Кому что понравилось? Какие новые слова узнали?
Назовите слова в родительном падеже?
Как думаете, дружно ли сегодня работали? Поднимите руку, кто доволен собой. А у кого чуть-чуть не получилось, поднимите руку.
Подведение итогов урока. Сегодня побывали в зоопарке и узнали новые слова. Вы мне очень понравились, хорошо отвечали, много новых слов узнали. За работу я поставлю оценку…
Д/З. Открываем дневники и записываем.
Употребляя родительный падеж, составьте маленький рассказ
1 ряд 2 ряд 3 ряд
про маска про рывыж про мераҥ
Спасибо за урок. Тау уроклан.
Чеверын.