kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с правилом написания ь на конце существительных после букв шипящих согласных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Конспект содержит тему, цели, задачи, планируемые результаты урока. Структура содержит 8 этапов урока открытия нового знания с целями и результатами. 1 этап:  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, 2 этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, 3 этап: Выявление места и причины затруднения, 4 этап: Построение проекта выхода из затруднения и его реализация, 5 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, 6 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль,7 этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение, 8этап: Рефлексия деятельности. На этапе мотивации предполагается использование видеофрагмента мультфильма "Трое из простоквашино", герои которго сопровождают работу на всех этапах урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с правилом написания ь на конце существительных после букв шипящих согласных. »

Предмет: русский язык

Тема: Знакомство с правилом написания ь на конце существительных после букв шипящих согласных.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока

Образовательная

  • знакомство учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;

  • закрепление знаний по теме «Имя существительное»;

  • совершенствование умения распознавать существительные по родам;

  • формирование умения применять на практике полученные знания;

Развивающая

  • развивать орфографическую зоркость, речевые умения;

  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

  • воспитание интереса к русскому языку;

  • воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;

  • воспитание читательской активности;


Задачи урока:

  • Углубить знания и представления учащихся об имени существительном, о написании мягкого знака.

  • Познакомить учащихся с правилом написании ь знака после шипящих в именах существительных.

  • Продолжить работу над умением работать с текстами.

  • Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.


Дидактический материал

  • электронная презентация «Знакомство с правилом написания ь на конце существительных после букв шипящих согласных»

  • карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски









Планируемый результат


Личностные умения

Метапредметные умения


Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание успешности при изучении темы;

- формирование личной позиции к героям урока.


Познавательные умения:

- определять часть речи и обосновывать своё мнение;

- определять опознавательные признаки изучаемой орфограммы и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при работе с заданиями, текстом.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с изученным алгоритмом;

- выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение при работе в парах.


- Определять часть речи по ее признакам.

- Обозначать графически орфограмму.

- Подбирать слова на изучаемое правило.






Ход урока

Цель деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Прим.

1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») путём появления сказочных героев;

2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): за счёт опоры на тему предыдущего урока.

– Здравствуйте, ребята!

– На каком уроке вы присутствуете? (Русский язык)

– Посмотрите-ка, ребята, к вам на урок русского языка пожаловал герой мультфильма «Трое из Простоквашино». С ним произошел забавный случай.

– Посмотрим фрагмент. (видео)

–Как вы думаете, почему письмо вызвало такую реакцию родителей?

– Какие рекомендации вы бы дали Дяде Федору?

(Слайд 2) Девиз нашего урока «Ученье – путь к умению»»

– Герои этого мультфильма будут нашими проводниками. (Слайд 3)

– Как вы думаете, кто из них первый? (Матроскин, потому что у него карточка со словом «повторить», а чтобы узнать новое, нужно начать с повторения необходимого)

  • Повторить (Кот Матроскин)

  • Попробовать ( Шарик)

  • Подумать (Папа)

  • Найти (Галчонок)

  • Потренироваться (Почтальон Печкин)

  • Проверить себя (Гаврюша)

– Начинаем!

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).



Герой

Д.Федор





видео



Девиз урока








Все герои

вразброс


2 этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение находить имя существительное;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) организовать выполнение учащимися запланированного задания для изучения нового на данном уроке;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Повторить (Матроскин)


Даны слова (слайд4): пал…то, плат…е, руч…ка, морков…, кон…ки, мощ…ный, кроват…, сосул…ка, лад…я, мебел…, поч…товый, варен…е


– Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак?

  • Орфограмма сочетание букв ЧТ, ЩН, ЧК и т.д.


– Разбейте оставшиеся слова на две группы и объясните, какую «работу» выполняет в них ь знак.

  • Ь-показатель мягкости согласного звука / смягчитель

  • Ь-разделительный / предупредитель и т.д. (Слайды 5,6,7)


Попробовать (Шарик)


«Игра на внимание» - найдите слова, которых не было в нашей группе слов (слайд 9): пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать, сосулька, ладья, мебель, почтовый, варенье, мяч;


– Кто может доказать, что слова записаны мною верно?

– В чем трудность?

– Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что вы правильно вписали ь знак)

– Как нужно действовать, когда возникает трудность, встречается препятствие? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ и преодолеть трудность).

-Какую цель мы поставим? (узнать какую роль может выполнять ь)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

подведение под понятие (П);

выполнение пробного учебного действия (Р);

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Герой Матроскин









Герой Шарик






3 этап: Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон;

2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение;

3) организовать выявление учащимися причины затруднения.


Подумать (папа)


В парах на карточках с текстом: найти и подчеркнуть в предложениях только имена существительные:


Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Настала темная ночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Меня охватила сильная дрожь.


(слайд 10)– Проверка всех существительных.

извлечение необходимой информации из текстов (П);

использование знаково-символических средств (П);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

определение основной и второстепенной информации (П);

постановка и формулирование проблемы (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Герой

Папа






Карточка №1








4 этап: Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

Цель:

1) создать условия для построения детьми нового способа решения орфографической задачи;

2) применить новый способ действий для слов, вызвавших затруднение;

3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Найти (Галчонок)


Решение проблемы в парах:

Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных парами (выслушиваются ответы учащихся, фиксируются на доске – опорные таблички )

  • Что объединяет эти слова? (сущ. в Н.ф)

  • Какие звуки слышите на конце этих слов? (шипящие)

– Почему после одних и тех же букв шипящих, то есть мягкий знак, то его нет? - модель (ж.р. – ь, м.р. – нет)


После обсуждения всех вариантов обучающимся предлагается уточнить алгоритм действий и схему


Рефлексия полученного способа и модели: (слайд 11)

– Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на буквы шипящих звуков?


Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок

  1. Это имя существительное?

  2. В начальной форме?

  3. Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш)  на конце слова?

  4. Определяю род.

  5. Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу

Вывод: (слайд 12) с алгоритмом


Физкультминутка:


На слух - «шаг вперед – да, шаг назад - нет» - найти слова, в которых написание ь знака подчиняется теме урока:

  • Опознавательные признаки орфограммы (сущ., н.ф., шипящий звук)

степь, роскошь (богатство и великолепие), связь, медаль, хвощ (травяное растение), ручка («ловушка»), дождь, рожь, галька, думаешь, играть, беречь;

  • Работа ь знака (указывает на род)


волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

разрешение конфликтов (К).

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

учет разных мнений (К);

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

поиск и выделение необходимой информации (П);

выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач (П);

планирование (П);

прогнозирование (П);

структурирование знаний (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

волевая саморегуляция в ситуации

затруднения (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

модель

Герой Галчонок




















Разрезной алгоритм



5 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.


Потренироваться (скворечник)


ТРЕНАЖЁР: Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных ( комментированием) - устно

  • …услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи

  • …если это имя существительное в начальной форме, определи род

  • …если слово ж.р., то ь пишется

  • …если слово м.р., то ь не пишется



Игра «Четвертый лишний» (слайд 13 + устно)

плащ, шалаш, помощь, лещ

чертёж, ёж, ёрш, речь

гараж, рожь, стриж, чиж


анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

установление причинно-следственных связей (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Герои скворечник

6 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.


Словарный диктант с комментированием (тетрадь + проверка по образцу после написания каждого слова – слайд 14 с анимацией)


Прочитайте слова и словосочетания. Замените их близкими по смыслу существительными с основой на согласные Ж, Ш, Ч, Щ (подчеркнуть, указать род)

  • Неправда – ЛОЖЬ

  • Доктор – ВРАЧ

  • Сила – МОЩЬ, СИЛАЧ

  • Мелкие деньги – МЕЛОЧЬ

  • Маленький серый грызун – МЫШЬ

  • Вкусный наваристый – БОРЩ

  • Острый или тупой – НОЖ

  • Женское украшение – БРОШЬ

  • Маленький ребёнок - МАЛЫШ


(Слайд 15)

Б) Составить словосочетания из слов (устно + 2 записать в тетрадь + проверка по образцу после выполнения работы): обручи, моржи, ночи, карандаши, тёмный, цветной, усатый, железный

  • Железный обруч

  • Усатый морж

  • Тёмная ночь

  • Цветной карандаш

Вывод: особое внимание Н.Ф. имени существительного (кто? Что? ед.ч.) Проверка( Слайд 16)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

извлечение из текстов необходимой информации (П);

использование знаково-символических средств (П);

подведение под понятие (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

доказательство (П);

контроль (Р);

коррекция (Р);

оценка (Р);

волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Герои скворечник




7 этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель:

1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;

2) тренировать в решении изученной орфограммы, отрабатывать умение правильно записывать слова на изученную орфограмму;

3) тренироваться в работе с текстами, нестандартным заданиями;.


Проверить себя (Гаврюша)



Работа в парах. На слайде и у каждой пары на листе + 2 чел. на доске: (слайд 17)


Игра «ловушки»: Ключ.., печ…, калач…, доч…, кирпич…, меч…, мелоч…, дич…, стереч…,прыщ…, рож…, брош…, вещ…, ёрш…, чиж…, камыш…,


– Прочитайте слова из упражнения, подумайте, в каких случаях надо писать ь после букв шипящих, а в каких - нет. Будьте внимательны: я приготовила для вас «ловушки»:

  • печь (гл.) – печь (сущ.)

  • ключ (от замка) – ключ (источник) - многозначное слово

  • стеречь (глагол, н. ф.)

– Объясняйте свой выбор.

– Проверьте себя (по слайду 18)

– У кого были ошибки? Какие? Проговорите, как надо было действовать.


Подумать (Бобер)

(Слайд 19)

«ЛОВУШКА» Помогите разрешить спор одноклассников. Нужен ли здесь ь?

–Да, нужен,- считает Оля,- ведь это существительное   женского рода с шипящим звуком на конце.

– Нет, не нужен, - думает Лена.

– Кто из них прав? (рассуждения учащихся с опорой на алгоритм).


А) Сочетания чк чн чт щн нщ



Проверить себя (Если успели)


– Следующее задание – для самостоятельной работы.

– Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа?

– Найти и подчеркнуть в тексте «Сказка про мягкий знак» имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук (разные абзацы сказки).


1 ряд: Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь.

Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож.

- Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

- Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож.

- Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ.

- Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч.

- Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки!

- Очень жаль. А я хотел одолжить у вас экипаж, а то автомобиль сильно трясёт на лесной дороге, - робко произнёс Мягкий знак.

Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше.


2 ряд: Он вышел к полю, на котором росла рожь.

- О чём ты плачешь? – спросила рожь. Мягкий знак поведал свою печаль.

- Не горюй, я буду с тобой дружить!

- И я, и моя дочь! – пропищала из норки мышь.

Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь. Вдруг слышит: «На помощь! На помощь!» Видит, девочка в лесу заблудилась.

- Я тоже буду с тобой дружить! – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась печь:

- Пусть запомнит молодёжь такую вещь, что на конце существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак. Он нам верный друг!

«Кто ты?» - спрашивает Мягкий знак. «Я – дочь лесника, а это циркач и малыш. Помоги нам дорогу домой найти!» Вывел их Мягкий знак на тропинку, ведущую домой. А сам пошёл по тропинке дальше и вскоре дошёл до замка орфограмм. Здесь и решил переночевать. А на утро он познакомился с новой орфограммой: «На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак». Здесь он и поселился.


3 ряд: Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки. Село Юрьево на­ходится на берегу реки Свищ. Заиграет утром первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка — ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, ка­рась, линь, сом. Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Мно­го грибов набрали мальчишки в лесной чаще.


– Какие слова вы нашли? (проверка слов по цепочке, один называет, четко проговаривая шипящий звук в конце слова – остальные хлопают в ладоши, если слово найдено верно)

– У кого были трудности? Какие? В чем причина?

– Беседа по текстам. Придумайте продолжение сказки или новое предложение, используя слова на орфограмму «ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих».





Подумать (Дядя Федор)


Сейчас самое сложное задание. Его смогут выполнить только самые дружные и самые умные ребята – надо определить все признаки у слов из сказочного словаря, например? (число, род, форма, часть речи)


«Веселая грамматика» - в парах обсуждение (по 2 слова)

  • ДЕВЕЖЬ (ж.р., сущ., ед.ч.)

  • БОРОМОЖ (сущ., м.р., ед.ч.)

  • ВЕЛОЧЬ (гл., н.ф., сущ., ж.р., ед.ч.)

  • СПУЛЬКА (сущ., ж.р., ед.ч.)

  • КУЩЬ (сущ., ж.р., ед.ч., н.ф.)

  • ЛАРУКУШ (сущ., ед.ч., м.р., н.ф.)

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

подведение под понятие (П);

моделирование, преобразование модели (П);

использование знаково-символических средств (П);

установление причинно-следственных связей (П);

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

выполнение действий по алгоритму (П);

построение логической цепи рассуждений (П);

доказательство (П);

осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

контроль, коррекция, оценка (Р);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

постановка вопросов (К);

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

осознание ответственности за общее дело (Л);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Герой Гаврюша

Текст –ловушки


Таблички со словами






Герои Бобер











Текст №1







Текст №2









Текст №3








Карточки со словами

8этап: Рефлексия деятельности

Цель:

1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;

3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

Мама – подводим итоги

  • Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

  • В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра)

Повторить

Попробовать

Подумать

Найти

Потренироваться

Проверить себя

- Действительно ли «Ученье-путь к умению»?


Домашнее задание (по выбору), подарок (конфеты).


рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование учебного сотрудничества (К);

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Герой д Федор




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Поскина Светлана Ивановна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства