Цель: 1) актуализировать умение находить имя существительное; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 3) организовать выполнение учащимися запланированного задания для изучения нового на данном уроке; 5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. | Повторить (Матроскин) Даны слова (слайд4): пал…то, плат…е, руч…ка, морков…, кон…ки, мощ…ный, кроват…, сосул…ка, лад…я, мебел…, поч…товый, варен…е – Прочитайте слова, подумай, везде ли нам необходим ь знак? – Разбейте оставшиеся слова на две группы и объясните, какую «работу» выполняет в них ь знак. Ь-показатель мягкости согласного звука / смягчитель Ь-разделительный / предупредитель и т.д. (Слайды 5,6,7) Попробовать (Шарик) «Игра на внимание» - найдите слова, которых не было в нашей группе слов (слайд 9): пальто, платье, дочь, ручка, морковь, коньки, мощный, кровать, сосулька, ладья, мебель, почтовый, варенье, мяч; – Кто может доказать, что слова записаны мною верно? – В чем трудность? – Что вы не можете сделать? (Мы не можем доказать, что вы правильно вписали ь знак) – Как нужно действовать, когда возникает трудность, встречается препятствие? (Нужно остановиться и подумать, что я не знаю, поставить цель, построить способ и преодолеть трудность). -Какую цель мы поставим? (узнать какую роль может выполнять ь) | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). | Герой Матроскин Герой Шарик |
Цель: 1) создать условия для построения детьми нового способа решения орфографической задачи; 2) применить новый способ действий для слов, вызвавших затруднение; 3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона; 4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения | Найти (Галчонок) Решение проблемы в парах: Организация обсуждения вариантов решения учебной задачи, полученных парами (выслушиваются ответы учащихся, фиксируются на доске – опорные таблички ) – Почему после одних и тех же букв шипящих, то есть мягкий знак, то его нет? - модель (ж.р. – ь, м.р. – нет) После обсуждения всех вариантов обучающимся предлагается уточнить алгоритм действий и схему Рефлексия полученного способа и модели: (слайд 11) – Объясните, что надо сделать, чтобы правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на буквы шипящих звуков? Составим алгоритм (правильный порядок определяют сами учащиеся в парах) – из разрезанных полосок Это имя существительное? В начальной форме? Есть ли шипящий звук (ч, щ, ш) на конце слова? Определяю род. Женский род - пишу ь, мужской род - не пишу Вывод: (слайд 12) с алгоритмом Физкультминутка: На слух - «шаг вперед – да, шаг назад - нет» - найти слова, в которых написание ь знака подчиняется теме урока: степь, роскошь (богатство и великолепие), связь, медаль, хвощ (травяное растение), ручка («ловушка»), дождь, рожь, галька, думаешь, играть, беречь; | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); | модель Герой Галчонок Разрезной алгоритм |
Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи. | Потренироваться (скворечник) ТРЕНАЖЁР: Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных ( комментированием) - устно …услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи …если это имя существительное в начальной форме, определи род …если слово ж.р., то ь пишется …если слово м.р., то ь не пишется Игра «Четвертый лишний» (слайд 13 + устно) плащ, шалаш, помощь, лещ чертёж, ёж, ёрш, речь гараж, рожь, стриж, чиж | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | Герои скворечник |
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка. | Словарный диктант с комментированием (тетрадь + проверка по образцу после написания каждого слова – слайд 14 с анимацией) – Прочитайте слова и словосочетания. Замените их близкими по смыслу существительными с основой на согласные Ж, Ш, Ч, Щ (подчеркнуть, указать род) Неправда – ЛОЖЬ Доктор – ВРАЧ Сила – МОЩЬ, СИЛАЧ Мелкие деньги – МЕЛОЧЬ Маленький серый грызун – МЫШЬ Вкусный наваристый – БОРЩ Острый или тупой – НОЖ Женское украшение – БРОШЬ Маленький ребёнок - МАЛЫШ (Слайд 15) Б) Составить словосочетания из слов (устно + 2 записать в тетрадь + проверка по образцу после выполнения работы): обручи, моржи, ночи, карандаши, тёмный, цветной, усатый, железный Железный обруч Усатый морж Тёмная ночь Цветной карандаш Вывод: особое внимание Н.Ф. имени существительного (кто? Что? ед.ч.) Проверка( Слайд 16) | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | Герои скворечник |
Цель: 1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия; 2) тренировать в решении изученной орфограммы, отрабатывать умение правильно записывать слова на изученную орфограмму; 3) тренироваться в работе с текстами, нестандартным заданиями;. | Проверить себя (Гаврюша)
Работа в парах. На слайде и у каждой пары на листе + 2 чел. на доске: (слайд 17) Игра «ловушки»: Ключ.., печ…, калач…, доч…, кирпич…, меч…, мелоч…, дич…, стереч…,прыщ…, рож…, брош…, вещ…, ёрш…, чиж…, камыш…, – Прочитайте слова из упражнения, подумайте, в каких случаях надо писать ь после букв шипящих, а в каких - нет. Будьте внимательны: я приготовила для вас «ловушки»: – Объясняйте свой выбор. – Проверьте себя (по слайду 18) – У кого были ошибки? Какие? Проговорите, как надо было действовать. Подумать (Бобер) (Слайд 19) «ЛОВУШКА» Помогите разрешить спор одноклассников. Нужен ли здесь ь? –Да, нужен,- считает Оля,- ведь это существительное женского рода с шипящим звуком на конце. – Нет, не нужен, - думает Лена. – Кто из них прав? (рассуждения учащихся с опорой на алгоритм). А) Сочетания чк чн чт щн нщ Проверить себя (Если успели) – Следующее задание – для самостоятельной работы. – Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа? – Найти и подчеркнуть в тексте «Сказка про мягкий знак» имена существительные, оканчивающиеся на шипящий звук (разные абзацы сказки). 1 ряд: Однажды Мягкий знак захотел путешествовать. Он сел в автомобиль и отправился в путь. Под вечер Мягкий знак оказался в лесу. Он увидел шалаш. У входа стоял сторож. - Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак. - Существительные мужского рода с шипящими на конце: ёж, чиж, стриж, грач и лесной врач. А ты кто? – спросил сторож. - Я - Мягкий знак, давайте дружить! – сказал Мягкий знак и направился к ландышу, возле которого бил ключ. - Нет, ни в коем случае, - закричали все хором. Сторож даже поднял меч, а грач держал в клюве нож. Беспокойно забегал вдали луч. - Уходи отсюда, не хотим с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! - Очень жаль. А я хотел одолжить у вас экипаж, а то автомобиль сильно трясёт на лесной дороге, - робко произнёс Мягкий знак. Вдруг громко прошипел ёж, замахал крыльями грач. Мягкий знак испугался, заплакал и пошёл дальше. 2 ряд: Он вышел к полю, на котором росла рожь. - О чём ты плачешь? – спросила рожь. Мягкий знак поведал свою печаль. - Не горюй, я буду с тобой дружить! - И я, и моя дочь! – пропищала из норки мышь. Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила ночь. Вдруг слышит: «На помощь! На помощь!» Видит, девочка в лесу заблудилась. - Я тоже буду с тобой дружить! – прошептала тихо ночь. Тут вмешалась печь: - Пусть запомнит молодёжь такую вещь, что на конце существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак. Он нам верный друг! «Кто ты?» - спрашивает Мягкий знак. «Я – дочь лесника, а это циркач и малыш. Помоги нам дорогу домой найти!» Вывел их Мягкий знак на тропинку, ведущую домой. А сам пошёл по тропинке дальше и вскоре дошёл до замка орфограмм. Здесь и решил переночевать. А на утро он познакомился с новой орфограммой: «На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак». Здесь он и поселился. 3 ряд: Мой товарищ Илья гостил летом у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ. Заиграет утром первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка — ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом. Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчишки в лесной чаще. – Какие слова вы нашли? (проверка слов по цепочке, один называет, четко проговаривая шипящий звук в конце слова – остальные хлопают в ладоши, если слово найдено верно) – У кого были трудности? Какие? В чем причина? – Беседа по текстам. Придумайте продолжение сказки или новое предложение, используя слова на орфограмму «ь знак в именах существительных в конце слова после букв шипящих». Подумать (Дядя Федор) Сейчас самое сложное задание. Его смогут выполнить только самые дружные и самые умные ребята – надо определить все признаки у слов из сказочного словаря, например? (число, род, форма, часть речи) «Веселая грамматика» - в парах обсуждение (по 2 слова) ДЕВЕЖЬ (ж.р., сущ., ед.ч.) БОРОМОЖ (сущ., м.р., ед.ч.) ВЕЛОЧЬ (гл., н.ф., сущ., ж.р., ед.ч.) СПУЛЬКА (сущ., ж.р., ед.ч.) КУЩЬ (сущ., ж.р., ед.ч., н.ф.) ЛАРУКУШ (сущ., ед.ч., м.р., н.ф.) | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – постановка вопросов (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | Герой Гаврюша Текст –ловушки Таблички со словами Герои Бобер Текст №1 Текст №2 Текст №3 Карточки со словами |