Тема: «Знакомство с гласным звуком [э], буквы э, Э.Письмо букв э,Э.»
1-й (из 2-х) урок в теме.
Класс: 1
Предмет: русский язык (обучение грамоте)
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемно-исследовательская, с использованием приема развития критического мышления.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: обеспечить условия для формирования у обучающихся знаний о новом звуке и букве; научить читать и писать слова с новой буквой.
Цель:
1) создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З,з, развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.
Планируемые результаты.
Предметные:
осуществлять сравнение печатной и письменной буквы; выолнять письмо буквы по алгоритму, письмо слогов и слов с этой буквой;
различение звуков и букв речи;
правильное произнесение звуков русского языка.
Метапредметные:
понимание заданий, выполнение учебного действия в соответствии с данными учителем ориентирами;
корректировка своих действий в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Личностные:
формирование интереса к учебному материалу;
формирование представления об основных моральных нормах поведения.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику, конструктор букв, тексты для чтения в парах
Дидактические материалы: набор для составления схем.
Ход урока:
1.Мотивирующий этап урока.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- С каким настроением начинаем урок? ( Показать соответствующий смайлик)
2Фонетическая зарядка.
- Для чего мы выполняем речевую зарядку? (Чтобы говорить правильно и красиво.)
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх!..)
Дети выполняют упражнения
«Щечки»
«Хомячок»
«Варенье»
«Лошадка»
дыхательное упражнение – «воздушный шарик»;
- Работа в паре: читают по слоговой таблице;
-Работают со скороговоркой : Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
3. . Актуализация опыта учащихся, привлечение к определению цели урока.
-постановка проблемы.
-Сегодня мы продолжим путешествие по стране Знаний и познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает на письме. Но скажу вам по секрету, вы уже знакомы с этим звуком.
Но к встрече с ним вы должны подготовиться.
а) чтение букв алфавита (знакомых и незнакомых) по таблице;
б) работа в паре (3 – 4): слабый – сильный ученик работают по перфокартам;
в) «Пишичитай» приглашает нас на встречу с новым текстом (дети читают вполголоса (жужжащее чтение).
Задание: - прочитать и ответить на вопросы:
--Беседа по прочитанному тексту.
* Как называется текст?
* О чем вы прочитали в тексте?
д) «Дед Буквоед» решил проверить, внимательно ли вы читали текст дома?любит
- Угадайте, какие буквы съел «Дед Буквоед»?
К.ЗНЕЦ Ц. ПЛ. С.Б.К.
-Какие буквы любит наш «Дед Буквоед»? (Гласные).
-Какие пословицы вы знаете про собаку?
Собака – друг человека.
-Расскажите, как собаки помогают человеку? (Беседа по содержанию домашнего текста)
- Вчера собачья упряжка несла нас по бескрайним снежным просторам Севера, а сегодня лайки подвезли нас к ленте повторения букв.
- Работа по ленте повторения.
-Незнайка спрашивает, какие вы знаете звонкие согласные звуки непарные?
- Скажите, все ли «квартиры» в домике (лента повторения) гласных букв заселены? (Нет).
- Сегодня нам предстоит заселить еще одну, последнюю «квартиру» в домике гласных букв.
4. Открытие новых знаний.
- Сегодня к нам в гости пришла новая буква, а звук, который она обозначает, вам уже знаком.
* Выделение звука.
-Установка. Отгадайте загадки Смешариков (Нюша, Лосяш) и в отгадке выделите первый звук.
ЗАГАДКИ
У песочных ям, у горы крутой
Стоит великан с железной рукой. /Экскаватор/
Ножка – деревяшка,
Шоколадная рубашка,
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю. /Эскимо/
Кто умеет говорить на всех языках? /Эхо/
Характеристика звука.
- Произнесите этот звук три раза, проследите за артикуляцией.
- Скажите, какой это звук по произношению? (гласный). Докажите.
- Звук [э] на письме обозначается буквой э. (Показ печатных букв, определение её места на ленте повторения).
Э
Е - Почему? (Потому что этот звук «живет» в букве Е.
5. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания, вздох)
Руки в стороны, вперед, (Упражнения руками)
Влево, вправо поворот. ((Повороты)
Три наклона, прямо встать. (Наклоны)
Руки вниз и вверх поднять. (Упражнения руками)
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили. (Улыбнулись друг другу)
6. Включение нового в систему знаний.
- Напечатать четыре пары букв. Какого цвета возьмете карандаш? Почему красный?
- Чтение стихов, в словах которых есть звук э . (Стихи дети учат заранее).
- Подберите слова, которые начинаются на гласный звук [э].
* Звуковой анализ слова ЭХО.
Работа по картине «Дети на берегу реки».
Скажите, кто, скрываясь по лесам,
Вторит нашим голосам?
Вторит взрывам смеха?
Это … /Эхо/
- В лесу, в горах, на реке живет невидимка. Мы его не видим, но можем услышать. Она любит разговаривать с нами. Когда вы покричите, стоя на берегу реки, как эти дети на картинке, звук вашего голоса отразится от предметов и вернется к вам более тихим, приглушенным. Вы услышите конец слова того слова, которое произнесли. Это эхо.
-Звуковой анализ слова ЭХО по схеме (стр. 57)
* Работа со словами и предложением.
- Составьте предложение со словом ЭХО.
В лесу раздавалось эхо.
*Анализ предложения.
* Чтение слов с новой буквой с лексической работой со словами.
Э - хо аэро - бус
э - то аэро - дром
э - ти аэро - план
Эм - ма экс – кур – си – я
7. Физкультминутка для пальчиков.
- Вы хорошо потрудились, а теперь подготовим наши пальчики к письму в прописях.
8. Работа в прописях.
- «Пишичитай» поможет вам научиться красиво писать буквы Э, э.
Повторение правил посадки при письме.
- Из каких элементов состоит эта буква?
- В каких изученных буквах встречается эти элементы?
х ж з с
Показ образца написания строчной буквы э учителем э.
1) Прописывание буквы в воздухе.
2) 2-3 ученика прописывают букву на доске мокрой кисточкой, исправляются ошибки в начертании букв.
3) Письмо образцов в прописях.
Загадка про эхо. Слышать - слышу,
А видеть – не вижу. (Эхо)
9. Работа в азбуке (стр.58)
- Хорошо читающие дети читают стихотворение про эхо в лицах.
10. Работа в прописях.
- Письмо слова эхо
- Письмо под диктовку слов это, эта, эти.
- Анализ слова этажии запись слова с проговариванием.
11. Физкультминутка.
12. Работа в букваре.
- Сейчас с «Пишичитай» мы поиграем в эхо.
- Чтение детьми текста про эхо в букваре вполголоса.
Игра «ЭХО». Работа в группах (Азбука СТР.59)
1 вариант – читает слова первого столбика.
2 вариант – слова второго столбика.
13. Просмотр мультфильма «Ася, Кляксич и буква А».
-На втором уроке мы продолжим работу и научимся писать большую букву Э и ее «имена», которые вы узнаете из мультфильма, где героям помогает буква Э.
- Смотрите внимательно и запоминайте «имена» буквы Э.
14. Рефлексия. Организация самоконтроля и взаимоконтроля. (Аналитическая рефлексия).
- Предлагаю вам проверить, как вы усвоили сегодняшний урок.
Возьмите оценочный лист и заполните его:
-Легко справился.
-Сомневался.
-Сложное задание.
-Наш урок подходит к концу, предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
(Слайд с фразами рефлексии)
-Сегодня на уроке я …
-У меня хорошо получилось …
- Скажи комплемент новой теме …
-Спасибо за работу на уроке.
- Мне понравилось, как вы сегодня работали, и я ухожу с урока с хорошим настроением. А вы? (Дети выбирают подходящий их настроению смайлик.) Молодцы!
- Урок окончен. По желанию, вы можете придумать к следующему уроку задания со звуками и словами для своих одноклассников.