kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знаки припинания при цитатах

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить с цитатой        

Просмотр содержимого документа
«Знаки припинания при цитатах»

8 класс.

Тема: Цитаты и знаки препинания при них.

Цель:

(обучающая): ознакомить с цитатой как с разновидностью прямой речи, учить постановке знаков препинания при цитировании;

(развивающая): обучить правильно цитировать высказывания, вводить в речь цитаты;

(воспитательная): развивать устную речь, обучать навыкам выразительной речи, прививать любовь к языку через высказывания великих мастеров слова.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), наглядные пособия.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.

2 Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос:

- Для чего служат предложения с косвенной речью? (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит).

- Что передают предложения с косвенной речью? (Только содержание чужой речи).

- Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации).

- Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи).

- С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли).

- Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).

2) Проверка домашнего упражнение 403 по цепочке .

4) Физминутка.

3 Изучение нового материала.

Слово учителя:

- Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами):

Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда»

- Если цитируется часть предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы:

И упоминал, что за ним «водятся грешки».

- Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие:

Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…»

- Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся:

1)Далее читаем:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы…

- Возможен и такой вариант:

2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».



4 Работа по учебнику. Чтение теории (страница 184 учебника).

5 Закрепление изученного материала.

1) Запись предложений под диктовку:

1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».

2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:

В минуту унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.

2)Выполнение упражнения на закрепление (406).

Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев).

1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

2 Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

3Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ…

4 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

3) Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1.

Исправить предложения:

1) И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.

2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.



Карточка №2

Прочитать полусказку Ф.Кривина «Скромность». Почему автор ее так назвал? Перестройте диалог в прямую речь.

- Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.

- Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.

- Мы ничего не видим, - отвечают деревья.

- Нам ничего не видно, - отвечает мебель.

- Мы видим только тебя…

- Только тебя…

- Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…





6 Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке? Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме?

7Дача домашнего задания.

Параграф 37, упражнение 405.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Знаки припинания при цитатах

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511546

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства