Просмотр содержимого документа
«Знаки припинания при цитатах»
8 класс.
Тема: Цитаты и знаки препинания при них.
Цель:
(обучающая): ознакомить с цитатой как с разновидностью прямой речи, учить постановке знаков препинания при цитировании;
(развивающая): обучить правильно цитировать высказывания, вводить в речь цитаты;
(воспитательная): развивать устную речь, обучать навыкам выразительной речи, прививать любовь к языку через высказывания великих мастеров слова.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Методические приемы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала.
Оборудование: раздаточный материал (карточки), наглядные пособия.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока.
2 Проверка домашнего задания.
1) Фронтальный опрос:
- Для чего служат предложения с косвенной речью? (Для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит).
- Что передают предложения с косвенной речью? (Только содержание чужой речи).
- Чего не могут передать предложения с косвенной речью? (Все особенности ее формы и интонации).
- Предложения с косвенной речью являются простыми или сложными? (Это сложные предложения, состоящие из двух частей ( слов автора и косвенной речи).
- С помощью чего присоединяется косвенная речь к первой части? ( Союзы что, будто, чтобы или местоимения и наречия кто, что, какой, как, когда, где, почему и др., или частицей ли).
- Ставится ли вопросительный знак после косвенного вопроса и с помощью каких знаков препинания оформляется предложение с косвенной речью? (Вопрос не ставится, а слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой).
2) Проверка домашнего упражнение 403 по цепочке .
4) Физминутка.
3 Изучение нового материала.
Слово учителя:
- Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые выражения, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты могут стоять при словах автора. Тогда они представляют собой прямую речь, знаки препинания ставятся такие же, как и при прямой речи. (На доске вывешивается наглядное пособие с примерами):
Вот эти слова: «Редеет облаков летучая гряда»
- Если цитируется часть предложения, то цитата выделяется кавычками и пишется со строчной буквы:
И упоминал, что за ним «водятся грешки».
- Если фраза цитируется не полностью, то на месте пропущенных слов ставится троеточие:
Он так и пишет: «Спешу тебя уведомить…»
- Если цитируются строки из поэтических текстов, то они пишутся с новой строки и кавычки не ставятся:
1)Далее читаем:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы…
- Возможен и такой вариант:
2)Далее читаем: «Онегин, добрый мой приятель,/ Родился на брегах Невы…».
4 Работа по учебнику. Чтение теории (страница 184 учебника).
5 Закрепление изученного материала.
1) Запись предложений под диктовку:
1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».
2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».
3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:
В минуту унынья, о родина-мать,
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Выполнить синтаксический разбор предложения №1, фонетический разбор слова есть из предложения №3, а также морфологический разбор слова русского из последнего предложения.
2)Выполнение упражнения на закрепление (406).
Составить на выбор 2-3 предложения с цитатами в виде прямой речи. В авторских словах укажите, кому принадлежит данное высказывание? (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев).
1 Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
2 Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
3Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
4 Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
3) Карточки для индивидуальной работы.
Карточка №1.
Исправить предложения:
1) И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.
2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.
Карточка №2
Прочитать полусказку Ф.Кривина «Скромность». Почему автор ее так назвал? Перестройте диалог в прямую речь.
- Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.
- Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.
- Мы ничего не видим, - отвечают деревья.
- Нам ничего не видно, - отвечает мебель.
- Мы видим только тебя…
- Только тебя…
- Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…
6 Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке? Что такое цитата? С помощью каких знаков препинания оформляется цитата на письме?