Воспитательная: Повысить уровень культуры учащихся в сфере отношений. Показать подросткам уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями великих людей о любви; предоставить возможность выразить свое отношение к любви. Дать представление о различных видах любви, развивать ответственное поведение к интимным отношениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитательная: Повысить уровень культуры учащихся в сфере отношений. Показать подросткам уникальность переживания чувства любви каждым человеком. Познакомить с высказываниями великих людей о любви; предоставить возможность выразить свое отношение к любви. Дать представление о различных видах любви, развивать ответственное поведение к интимным отношениям.
Оборудование: Стеллаж с кассетами современных песен, плакаты с высказываниями великих людей о любви.
Ход урока.
Слово учителя.
Мы продолжаем отрабатывать умения и навыки по определению причастного оборота и его границ на текстах статистики, посвященной экологии любви. Именно так можно назвать наш урок. Обратите внимание на высказывание классиков о любви, находящихся на стендах: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. Ларошфуко)
«Бывает, что любовь пройдет сама,
ни сердце не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава» (Низами)
«Все приходит вовремя к тем, кто умеет ждать» (Л.Н. Толстой)
«Счастье душа познает лишь любя» (Гёте)
«Любить- это значит смотреть вместе в одном направлении» (А.де Сент-Экзюпери)
«Каков человек, такова его любовь» (Н.Долинина)
«Кто в состоянии выразить как он пылает, тот охвачен слабым огнем» (Петрарка)
Разные стороны чувства любви выражают высказывания. В греческом языке существуют шесть глаголов для выражения разных сторон любви. Что же предлагает современная классификация? Она предлагает шесть стилей или «цветов» любви.
Словарная лексическая работа
Эрос- страстность, увлечение, стремление к полному физическому обладанию
Людус- игра, допускающая возможность измены, не отличающаяся глубиной чувств.
Сторге- спокойная, теплая надежная дружба.
Прагма- воссоединение по расчету
Мания- одержимость, в которой зависимость от объекта влечения,
Агапе - бескорыстная любовь, самоотдача, синтез эроса и сторге.
Ситаксическая пятиминутка «Театральная реклама»
(Разыгрывает заранее подготовленная группа).
У остановки продавец дисков и кассет предлагает продукцию со следующими названиями: «Я хочу тебя...», «Ты отказала мне два раза, не хочу сказала ты...», «Ты теперь с другой, я больше не с тобой...», « А я нашел другую, хоть не люблю, а целую...», « Ты мужика хотела, вот и залетела...». Звучит одна из песен. Дети разыгрывают дискотеку и танцуя скандируют: « Нас должно быть 52 миллиона! Занимайтесь любовью!» (Лозунг этой рекламы увиден учителем по TV).
Учащимся дается задание составить предложения с причастиям причастными оборотами, в которых прозвучало бы личное отношение к происходящему в рекламе, а именно к музыке и текстам песен. Лучшие предложения записываются на доске.
Люди, слушающие песни, должны задумываться, о чем в них говорится.
Реклама, предлагающая заниматься такой любовью, несет беду.
Песни, откровенно рассказывающие об интимных отношениях, негативно влияют на развитие гармоничной личности.
Задание.
Объяснить расстановку знаков препинания в предложениях, составить
схемы, дать характеристику предложений.
II Отработка умений и навыков изученного материала.
Дистанционный диктант.
Класс делится на пять команд, а текст диктанта делится на пять частей. Листки с текстом крепятся к стене, подальше от команд. Каждый из членов команд становится гонцом. Подбегая к тексту, ребята его читают, запоминают, а вернувшись на место записывают информацию, которую запомнили. В итоге все команды зачитывают свою часть текста, образом воссоединяя весь текст. Каждая группа работает над синтаксическим разбором предложения, над определением причастного оборота, его границ.
Текст 1.
Взаимоотношения подростков часто носят легкий и временный характер, что способствует большому количеству половых партнеров. В результате многие подвергаются высокому риску, связанному с ранней беременностью, развитием заболеваний, передающихся половым путём.
Текст 2.
Следствием ранней половой близости является множество заболеваний: гонорея, сифилис, хламидиоз, СПИД. И реклама, зовущая нас заниматься любовью, не дает информации о том, что каждый год 250 тысяч украинских женщин делают аборты. Из них каждая третья в возрасте от 13 до 17 лет.
Текст 3.
Один миллион супружеских пар не могут иметь детей из-за обортов, сделанных ранее. Это каждая седьмая семья. Место, занимаемое Украиной в Европе по количеству абортов, одно из первых. 10% девушек-подростков, сделавших аборт, имеют нарушения репродуктивной функции.
Текст 4.
Аборт- явление социальное. Оно, как латексная бумага, отражающая отношение к женщине. Государство должно прекратить безумие, проводящее женщину через мельницу абортов, а тем более абортов, делающихся девочкам-подросткам, без ведома родителей.
Текст 5.
Последствия беспорядочных половых связей ведут не только к ранней беременности, а затем аборту, но и к тяжелым венерическим заболеваниям, к смерти. Донеччина занимает первое место в Украине по абортам и туберкулезу; третье - по заболеванию СПИДом. И только чистота, целомудрие, сохраняющиеся в интимных отношениях - это путь к здоровому образу жизни.
Ученикам предлагается выписать предложения с причастными оборотами и проследить постепенное его увеличение.
Например: зовущая реклама
зовущая нас реклама
зовущая нас заниматься реклама
зовущая нас заниматься любовью реклама
реклама, зовущая нас заниматься любовью
Обращаем внимание на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (какая?) реклама. От причастия к зависимым словам можно задать несколько вопросов.
Чем?
Что делать? зовущая
Кого?
Подведение итогов.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Мои размышления о здоровом образе жизни», используя причастные обороты.