Просмотр содержимого документа
«Жанры публицистического стиля.Конспект урока по русскому яз. в 11 классе.»
МБОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа», филиал в с. Новокленское.
Конспект урока по русскому языку в 11 классе
Тема: «Жанры публицистического стиля»
Учитель: Халяпина Н.П.
2015год.
Тема: « Жанры публицистического стиля».
Цели и задачи урока:
знакомство с особенностями устного выступления, доклада, очерка;
закрепление основных понятий стилистики.
развитие познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
развитие мышления и внимания;
Оборудование:
компьютер;
презентация;
индивидуальные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
1) – На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием публицистического стиля и его особенностями.
Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?
(СМИ, судебная речь, выступления на собраниях, доклады)
Верно, каждая из этих сфер обладает своими особенностями и, следовательно, требует определенный жанр.
2) – Попытаемся сформулировать цель нашего занятия
(дать понятие жанра, определить основные особенности изучаемых жанров, попытаться определить особенности того или иного жанра на примере текстов)
3) – Запишите число и тему урока .
3. Изучение нового материала.
1) – Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения.
Публицистика включает разнообразные жанры: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т.д. Остановимся подробнее на некоторых жанрах.
2) Работа с учебником:
1 учащийся анализирует жанр очерка
2 учащихся анализируют жанр устного выступления
2 учащихся анализируют жанр доклада
- Вам необходимо дать понятие жанра и найти его особенности.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают путевой, портретный и проблемный очерки.
Особенности: документальность;
достоверность фактов, событий;
использование изобразительно-выразительных средств;
наличие важной проблемы (для проблемного очерка).
Устное выступление – речь, главная задача которой общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
Особенности:
разговорная, общественно-политическая лексика;
простые предложения;
неполные предложения;
обращения;
фразеологизмы;
образные средства
Доклад – развернутое рассуждение, отличающееся полнотой раскрытия темы и законченностью.
Особенности: строится в виде рассуждения;
Использование слов следует, нужно, необходимо, должно быть.
4. Закрепление знаний.
Работа с текстом: определить жанр, найти жанровые особенности.
Тишина
Как-то осенью ехал я поездом из Саян. Я сошёл в Шарье, пересел на пригородный поезд Киров-Кострома и через несколько часов уже трясся на верхней полке по перелескам Костромщины. Справа и сзади осталось величественное Галичское озеро.
Старинный городок, почти ровесник Москве, лежал на широком выступе берега в предутренней дымке. Город казался погруженным в медлительные величавые воспоминания. О тех временах, когда Галич был далёкой заставой на таёжном севере Руси в океане бесчисленных черемисских племен.
И начинаешь верить, что нет на земле места спокойнее и тише.
5. Самостоятельная работа.
1) Работа на карточках:
– Сейчас вы самостоятельно попробуете определить жанр текста и доказать правильность своего выбора.
1 карточка
На каждом спектакле Высоцкий играл, как в последний раз, особенно в конце жизни. И для меня он тогда открыл формулу таланта, что ли.
Когда я думаю о Высоцком, вспоминаю его в театре, на репетициях, на гастролях, просто в кругу друзей, я вижу его маленькую складную фигурку, и мне его до спазм в горле жалко. Я понимаю, какая была у него уникальная способность собрать и отдать людям. Ощущение жизни как высшего долга.
2 карточка
- Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины нашей – Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.
Встанем стеной против смертельного врага… Над Москвой нависла угроза…
Настанет час, когда мы перейдем к решающей фазе войны – наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага…
4 карточка
Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Ботике. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой – низкий, болотистый у воды, и в воде песок. Овраг здесь называется по-старинному враг: первый от Горицкого Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Веськовым-врагом – Вознесенский и гора Князек, и тут рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот на этой Гремячей горе и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.
2) – А сейчас подпишите свои карточки и сдайте на проверку
5. Итоги урока.
- А теперь давайте вспомним, о каких жанрах публицистического стиля сегодня на уроке шла речь? Что нового вы для себя сегодня узнали? Что для вас было интересным?
-
6. Домашнее задание.
- Домашним заданием вам послужит работа с текстом (текст раздается на карточках). Текст этот представляет собой проблемный очерк.
Вам будет необходимо:
- определить проблему текста;
- определить авторскую позицию;
- подобрать аргументы к своей собственной точке зрения.