kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Здесь мало понять, здесь вслушаться нужно…» (урок-игра по теме «Понятие об имени прилагательном», 5класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроке при повторении имени прилагатетельного.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Здесь мало понять, здесь вслушаться нужно…» (урок-игра по теме «Понятие об имени прилагательном», 5класс)»

«Здесь мало понять, здесь вслушаться нужно…»

(урок игра по теме «Понятие об имени прилагательном», 5класс)


Цели: 1. - Повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;

- знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки;

- совершенствовать навыки правописания имён прилагательных,

- уметь распознавать прилагательные среди других частей речи, согласовывать с другими частями речи.

2. - Развивать внимание, наблюдательность, речевые умения, умение анализировать и делать выводы.

3. - Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.




Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа с текстом. (Мотивационно-целевой блок.)

- Прочитайте текст. (Текст лежит на партах учащихся.)

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дрогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он увидел синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белое сияние березовых стволов, увенчанных кронами, наполненных золотым солнцем. У разных людей различный дар зрения.

- Какова основная мысль этого текста? Почему у разных людей различный дар зрения?

Внимательно вчитайтесь и всмотритесь в текст: чем различаются картины, увиденные разными людьми? Какие части речи помогают нам узнать о том, что видят другие, самим представить эти картины?

Итак, тема нашего урока: «Понятие об имени прилагательном».

  1. Слово учителя.

Сегодня я предлагаю вам побыть художниками. Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень неравнодушными. Я приглашаю вас в мастерскую художников слова, но прошу соблюдать главное правило пребывания в ней: «Здесь мало понять, здесь вслушаться нужно…».

  1. Работа по теме урока.

  1. Словарная работа: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

– Произведите морфемный разбор слова.

- Как вы думаете, почему у этой части речи такое странное название?

- К чему оно «прилагается»?

- Кто его вечный спутник?

2. Блиц-опрос. (На каждый верный ответ учащиеся хлопают.)

А. Имя прилагательное отвечает на вопросы

а) Что делать? Что сделать?

б) Какой? Чей?

в) Когда? Где?

Б. Имя прилагательное обозначает

а) предмет,

б) признак предмета,

в) действие предмета.

В. Имя прилагательное в предложении является

а) подлежащим,

б) сказуемым,

в) определением.

3. Зрительный диктант.

- В предложение, записанное на доске, вставьте пропущенные слова.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы ____________, обозначает __________, в предложении является_________.

- Все ли признаки присутствуют в нашем предложении? Грамотно и точно ответить на этот вопрос вам поможет теоретический материал учебника.

(Чтение теоретических сведений в учебнике учащимися самостоятельно.)

- Итак, что такое имя прилагательное? (Учащиеся формулируют полное определение, подтверждая каждый его тезис примерами.)

4. Работа с текстом. (Текст лежит на партах учащихся.)

- Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные, характеризующие одежду человека в таком порядке: 1) обозначающие цвет; 2) размер; 3) оценку. Докажите, что это прилагательные. В доказательстве обратите внимание на общее грамматическое значение, вопрос, морфологические признаки и синтаксическую роль выделенных прилагательных.

На краю дороги, наклонившись над канавой, стоял человек небольшого роста, одетый самым смешным образом. На нём болтался широчайший серого цвета балахон с двумя крыльями вместо рукавов, ноги его были обуты в жёлтые башмаки с большими красными пуговицами, а на голове красовалась чёрная шляпа с такими огромными полями, что издали её можно было принять за зонтик.

- Используя свой дар зрения, определите, какую роль играют прилагательные в данном тексте. Чем отличается роль прилагательных в тексте упражнения от роли прилагательных в тексте, рассмотренном в начале урока? (Прилагательные могут использоваться как при описании природы, так и при описании внешности человека.)

5. Морфемный разбор выделенных прилагательных.

6. Отработка умений правильного написания окончаний имён прилагательных. Самостоятельная работа.

- Объясните, каким правилом мы должны пользоваться, чтобы правильно написать окончания имён прилагательных.

Спишите текст, дописывая окончания имён прилагательных. Найдите словосочетания «прил.+сущ.» (с главным словом существительным). (Текст на столе у учащихся.)

Ярк.. изумруд озимых, золотой багрянец берёзов.. рощ. Молод.. осинки выбежали на опушку. Солнце спряталось. Бледно-ясн.. небо покрылось перламутром прозрачн.. тучек. Неярк.. свет выткал бронзов.. кружево листвы. Ветер пробежал по ветвям деревьев, и звонк.. шорох нарушил тишину. Тонк.. стволы юн.. осин зябко жались друг к другу, словно чуя приближение холодов. Ветер вырвался из плена берёзов.. рощи и покатил зелён.. волны по озими, и, набравшись сил, поднялся к небу, и тронул с места пушист.. стадо облаков. Осень. Прозрачн.. лёгк.. тени облаков тихо скользят по бурому ковру опавших листьев. Шумят макушки сосен.

7. Поиграем. «Отгадай слово».

Один учащийся встаёт спиной к доске, на которой написано имя существительное. Он должен отгадать слово, а одноклассники должны ему помочь, подбирая к данному существительному прилагательные. Зима, природа, утро. Задание-конкурс на лучшее предложение, составленное с данными существительными.

8. Творческая работа.

- Продолжаем наполнять мир вокруг нас самыми разными прилагательными.

Подберите признаки к указанным предметам.

Счастье

Здоровье

Настроение

Труд

Отдых

- Какова роль подобранных вами прилагательных? Что они обозначают?

V. Итоги урока.

- Итак, подошёл к концу наш урок, где каждый из вас попробовал быть художником слова… Мы вслушивались и всматривались в мир вокруг нас, находили в нём имена прилагательные, определяли их роль. Мы узнали, по каким законам «живут» прилагательные, научились согласовывать их с существительными. Но дар зрения необходимо развивать. Попробуйте свои силы и наполните мир своими прилагательными.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру. Темы: «Ноябрьское утро», «Осеннее настроение», «Мой новогодний костюм».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Болобанова Татьяна Николаевна

Дата: 12.05.2017

Номер свидетельства: 414842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства