Занятие спецкурса по русскому языку «От слова к тексту» по теме «Чем слово в душах отзовется».
Занятие спецкурса по русскому языку «От слова к тексту» по теме «Чем слово в душах отзовется».
Данное занятие - одно из семи занятий краткосрочного спецкурса "От слова к тексту". Цель занятия - работа с учащимися над нравственным понятием "совесть", глубокое осознание этого понятия. Работа на занятии строится так, что ученик от заданий на понимание смысла слова к работе с пословицами, фразеологизмами и афоризмами, а затем переходит к работе с текстом, имеющим глубокий нравственный смысл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие спецкурса по русскому языку «От слова к тексту» по теме «Чем слово в душах отзовется».»
Методическая разработка занятия спецкурса «От слова к тексту»
по теме «Чем слово в душах отзовется».
Цель: глубокое понимание понятия «совесть» через толкование понятия, работу с мини-текстами, текстами, с помощью обсуждения притчи, афоризмов.
Задачи:
Совершенствовать умения работы с текстом;
стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;
формировать у обучающихся культуру общения;
развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
развивать умение строить собственные суждения и оценивать суждения товарищей.
Познавательные УУД
- извлекать информацию из текста;
-строить речевое высказывание в устной форме;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- осуществлять синтез, составлять целое из частей;
Регулятивные УУД
-определять цель деятельности на уроке;
- понимать цель выполняемых действий;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;
Личностные результаты
- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;
- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;
-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами. Надеюсь, что это занятие принесет вам и мне радость от общения и пользу. (рассказать о листах)
А начать его я хочу строками из стихотворения поэта В.С. Шефнера: (сл. 1)
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить…
О чем эти строки? Что хотел донести до нас автор стихотворения?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
(О слове, о его значении)
Сл.2 Занятие я назвала так: «Чем слово в душах отзовется…»
Действительно, есть такие слова, которые хочется донести не просто до ушей, а до сердец людей. Об одном слове и будет идти речь на этом занятии. Что это за понятие? О нем очень точно говорил ещё в начале 19 века Василий Жуковский (Сл.3)
Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель. О, совесть! Наших дел закон и обвинитель, Свидетель и судья!
О каком понятии мы будем говорить? Как вы понимаете эти слова? Как называет совесть автор? Почему совесть так названа?
Действительно, кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.
А что такое совесть? Попробуйте сформулировать понятие совести своими словами. (Ответы детей)
Давайте проверим, правильно ли мы понимаем значение этого слова. (Найдите это определение в разных словарях. (Работа со словарями)
Зачитаем, какие значения мы нашли
Во многих словарях есть определения понятия совести. На листочках они написаны. Давайте зачитаем их. (Сл. 4)
Толкование слова «совесть». 1. Словарь Ушакова: Совесть (СОВЕСТЬ) — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение. 2. Словарь Брокгауза и Ефрона: Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла. 3. Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. 4. Словарь по общественным наукам: Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.
5. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
6. Толковый словарь Ожегова: Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. 7. Энциклопедический словарь:Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражениеспособностиличности осуществлять нравственный самоконтроль,самостоятельноформулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Совесть – понятие древнее, как сам мир. О совести неоднократно упоминается в Библии – Книге книг.
Еще в древности совесть называли – голосом Божиим в душе человека, в одной из книг ветхозаветного Писания она представляется «оком Божиим, положенным на сердцах людей».
Известны нам и слова Святых людей о совести: (Сл.5)
Совесть – способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов).
Совесть - естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).
Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. (св. Феофан Затворник).
Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай - и найдешь пользу. (св. Марк Подвижник).
Понятие совесть встречается и в афоризмах (что это такое?). Прочитайте афоризмы выберите то, которое понятно вам и объясните. (Сл.6)
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Паскаль Блез)
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Гольбах П.)
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (Д. С. Лихачев)
Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм)
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Генри Луис Менкен)
Подведем итог: (Сл.7)
Общее у всех этих определений то, что совесть является нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.
1. Попробуем определить, как образовалось слово «совесть».(Сл.8)
Приставка со- в значении вместе, рядом, в одном ряду (ср.: со-ратник, со-беседник, со-участник) и корни весть (знать) и знание (от глагола «ведать», «знать», «соведать», отсюда – «сознание»).
Значит, в слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие».
Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке она действовала совместно с СамимБогом. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим.
2. Для того, чтобы лучше понять смысл слова, существуют поля смысла. Заполним поля смысла слова «совесть»: (Сл.9)
В центре у нас – наше понятие, вверху нужно записать «слова-спутники» (ассоциации), внизу – «слова-родственники» (однокоренные слова), справа – «слова-друзья» (синонимы), слева – «слова-враги» (антонимы).
Какие слова – ассоциации вы можете назвать к этому слову? (ответы детей подтверждаются записями в презентации)
Подберите слова-синонимы к слову СОВЕСТЬ. (стыд, стыдливость, честь)
3. Вы знаете, что имена прилагательные часто сочетаются с существительными. Что они дают существительному?
- согласуясь, образуют словосочетания, украшают существительные или конкретизируют их, делают их более понятными.
(Сл.10) Какие из предложенных прилагательных могут сочетаться со словом «совесть»? Ответ обоснуйте. Составьте словосочетания. В каких из составленных вами словосочетаний прилагательное выступает в роли эпитета? Красивая, врачебная, чистая, деревянная, незапятнанная, продажная, летняя, весёлая, дремлющая, больная, растревоженная, чёрная, длинная, человеческая, глухая.
4. А вы помните, что такое фразеологизм? Для чего фразеологизмы используются в речи?
(Сл.11) Выпишите из предложений фразеологизмы со словом совесть. Объясните их значение.
1. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло (Пушкин).
2. Грозный голос проснувшейся совести /Мне грозит и в ночи, и средь дня (Добролюбов).
3. Это был простой, самобытный искатель правды, обличитель лжи, который сам старался жить по совести (Гладков).
4. К общей благости работай, не за страх, а за совесть (Маяковский).
5. Или уж так, без зазрения совести, подобно разбойнику, вас, сироточку, начать грабить! (Достоевский).
А вы употребляете такие выражения в своей речи? А может быть, слышали эти выражения от других людей?
5. (Сл.12) Когда мы так говорим? 1. Люди с чистой совестью. 2. Совесть остановила. 3. Поступить по совести. 4. Для очистки совести. 5. Совесть заговорила. Составьте предложения с данными фразеологизмами.
Ребята, что такое пословицы? Для чего их употребляют в речи?
6. (Сл.13) Как вы понимаете смысл пословиц? Прочитайте их и постарайтесь объяснить.
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
- Как ни мудри, а совести не перемудришь.
- Лучше камень на шее носить, чем с нечистой совестью жить.
- У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!
- Не от того бывает спокоен сон, что постель мягка, а оттого, что совесть чиста.
- Есть слезы - есть и совесть.
7. Работа с текстом.
Существует много рассказов и притч о совести. Давайте познакомимся с одной из них.
1) Прочитайте заголовок притчи. Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь?
(Сл.14)«Осколки в сердце»
(Выслушиваем варианты ответов детей)
2) Познакомимся с содержанием и проверим, правильны ли были наши предположения.(Сл.15)
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.
Совпали ли ваши предположения с тем, о чем вы узнали в рассказе?
- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Когда у молодого человека появились муки совести?
- Почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
- Какими словами выразил слепой мучительные угрызения совести молодого человека? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)
- Простил ли слепой молодого человека? Почему?
- Кто из героев у вас вызывает сочувствие?
- Как вы понимаете название этого произведения?
- Как бы вы еще озаглавили этот рассказ? («Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
Задание:
Передайте содержание рассказа от лица молодого человека, от лица слепого. Передайте чувства, эмоции героев.
Притчи – небольшие рассказы с глубоким, поучительным смыслом. Как вы думаете, какой смысл несет в себе эта притча?
А сейчас попробуем тоже создать свое произведение. Я предлагаю вам на выбор творческое задание:
1. Как бы вы объяснили младшему братику или сестрёнке, что такое совесть? Составьте объяснение.
2. Составьте объявление о пропаже совести, уточните, по каким приметам её можно найти. (Выслушиваем детей)
Подведем итоги. Посмотрите, сколько баллов вы получили У кого больше восьми? У кого больше десяти баллов? Молодцы!
Наше занятие подходит к концу. И я хотела бы прочитать вам стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть». (Сл.16) Словно ненаписанная повесть
Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
Помните, ребята, о совести, соразмеряйте свои поступки и дела с совестью. И тогда вам не придется что-то совершать для очистки совести, и тогда совесть не будет вас мучить, а вас назовут людьми с чистой совестью и прекрасной душой.
И в заключение мне бы хотелось узнать ваше мнение, ваше впечатление о том, что вы узнали, что вы сегодня почувствовали.