Занятие по внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Тема: Волшебное слово «предлог»
Цель: познакомить учащихся с предлогами, формировать умение подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом; развивать внимание, мышление, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные карандаши, карточки с заданиями для группы и индивидуальные, предметные картинки, клей, геометрические фигуры.
Место проведения: кабинет.
Время проведения: 40 минут.
I.Организационный момент.
У вас на партах лежат слова. Прочитайте их и подумайте, на какие группы их можно разделить?
Теремок, заяц, пенёк, стоит, прибежал, светит, по, на, к, в, высокий, быстрая, яркое.
Назовите группы. (Предмет, действие, признак, предлог)
II.Ход занятия.
Сегодня мы поговорим о предлогах.
В русском языке есть оченькороткие слова, состоящие из двух букв (по, на, из, во, от) и даже из одной (о, в, к, с, у). Эти отдельные волшебные слова называют ПРЕДЛОГАМИ (Слайд1).
Чтобы не рассыпались кирпичи, их смазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги – как по волшебству помогают сложить слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль!
Так что же мы должны помнить про предлоги? (Предлоги – это отдельные слова.)
Посмотрите на экран, прочитайте отрывок из сказки, вставьте недостающие предлоги.
Старушка так и сделала: намела, наскребла муки две горсти, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила его на масле и положила на окно остывать.
Надоело лежать колобку: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки - на травку,с травки – на дорожку – и покатился по дорожке.(Слайд 3,4)
Вставь предлоги.
Работа в группах.
У каждой группы есть отрывок из сказки, в котором пропущены предлоги. Вставьте в отрывок недостающий предлог.
1 группа «Петушок золотой гребешок»
Жили-были в лесу кот да петух. Кот ходил на работу, а петух дома сидел, за домом глядел.
Проведала лиса, что петушок дома один остаётся, и решила его унести из дома. Пришла она к избушке, села под окошком и запела:
Петушок, петушок
Золотой гребешок!
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку! (Слайд 5)
2 группа «Петушок золотой гребешок»
Спускался котс горы, по извилистой тропке, как вдруг услышал за рекой голос петушка:
Котик, мой братик!
Несет меня лиса
За тёмные леса,
За быструю реку,
За высокую гору,
В тёмную нору. (Слайд 6)
3 группа «Лиса и волк»
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой, видит на дороге лиса лежит, как мёртвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Слез дед с воза, взял лису, положил на воз, а сам рядом пошёл.
Лиса улучила время и стала выбрасывать с воза по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла.
(Слайд 7)
4 группа «Лиса и волк»
А лиса тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучу, села и ест.
Приходит к ней волк:
- Угости, кумушка рыбкой.
- Налови сам, да и ешь.
- Да я не умею.
- Ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, имала и велика!» Так рыба тебя за хвост сама и будет хватать. Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает…(Слайд 8)
- Из каких сказок эти отрывки?
- Что вы вспоминали, выполняя это задание?
Совет подскажем дельный, (Слайд 9)
Запомни этот стих -
Предлог всегда отдельно
Пиши от слов других!
Слушай и выполняй.
Следующее задание потребует от нас большого внимания. Возьмите листочек. Сосредоточьтесь. Перед вами круг. (Слайд 10)
Слева от круга по точкам начертите линию зелёным карандашом.
Справа от круга нарисуйте синюю линию. Над кругом – жёлтую. Под кругом – красную. В центре круга поставьте точку. Каждый отрезок на глаз разделите пополам на две равные части.
Сколько всего отрезков у вас получилось? (8)
Какие предлоги помогли вам выполнить это задание?
Привал
Физминутка. Танцевальная минутка (Слайд 11)
Собери такой же цветок.
Рассмотри внимательно рисунок. Запомни. Соберите.
Знаете ли вы, что …
Знаете ли вы, что предлогов около 200 слов. Но лишь 30 из них чаще других употребляются в речи.
Составление предложений и текста.
Пока не связаны слова,
Понятна суть едва-едва.
Зовём предлоги помогать:
Слова друг к другу подобрать,
Их окончанием связать
И всё со смыслом рассказать. (Слайд 12, 13)
У каждой группы листочек, на котором написаны группы слов. Составьте из них предложения и запишите.
1группа
По, ёжик, гулял, лесу.
Во, спрятался, влажной, ямке, жёлудь.
2 группа
Под, увидел, он, дубом, камень.
Его, спину, взял, на, ёжик.
3 группа
Ёжик, к, заторопился, камню.
Находку, себе, норку, в, понёс, зверёк.
4 группа
Большим, под, камнем, увидел, жёлудь
Жёлудя, из, ужин, вкусный, будет.
Прочитайте полученные предложения. Составьте из них рассказ.
По наблюдениям профессора А. Н. Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные слова, в возрасте около 2 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду бабе» (пойду к бабе).
Составьте предложение.
У вас на парте лежат картинки и предлоги. Подумайте и составьте из них предложения. Назовите свои предложения.
Итог занятия.
Что же мы узнали про предлоги?
Возьмите с парты конверт, откройте его, выполните задание.
В каждой коробке сладкий приз.
1 группа
Подойдите к доске, встаньте к ней спиной. Повернитесь к окну. На окне найдите коробку. Откройте её. Молодцы!
2 группа
Подойдите к двери. Встаньте лицом к окну. Повернитесь налево. Идите к тумбочке. В тумбочке найдите коробку. Молодцы!
3 группа
Подойдите к столу, где сидела 1 группа и под столом найдите коробку. Молодцы!
4 группа
Подойдите к шкафу и за картинкой найдите коробку. Молодцы!