Занятие по русскому языку в 5 классе по программе внеурочной деятельности "Дополнительные главы"
Занятие по русскому языку в 5 классе по программе внеурочной деятельности "Дополнительные главы"
Практическое занятие поможет обучающимся активизировать использование в речи существительных-синонимов для более точного выражения мыслей, устранения неоправданного повтора одних и тех же слов, для исправления речевых ошибок. Это способствует расширению словарного запаса, обогащению лексикона, развитию умения составлять связный текст без речевых ошибок. Лингвистический микроскоп и калейдоскоп, интересная мотивация помогают сделать важное занятие наиболее увлектельным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по русскому языку в 5 классе по программе внеурочной деятельности "Дополнительные главы"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОГОРЕЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Занятие по русскому языку
(программа внеурочной деятельности
«Дополнительные главы»)
в 5 классе
Использование в речи существительных-синонимов для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Исправление речевых ошибок.
Составил: Соловьева Н.В.
П. НОВОГОРЕЛОВО
Тема: Использование в речи существительных-синонимов для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Исправление речевых ошибок.
Цели: I. 1) Рассмотреть цели использования в речи существительных-синонимов (для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов, для исправления речевых ошибок).
2) Продолжить применение теоретических знаний на практике для расширения словарного запаса, обогащения лексикона, развития умения составлять связный текст без речевых ошибок.
II. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; совершенствовать навыки создания и редактирования текста (устно и письменно).
III. Приобщаться к родному слову, ценить его красоту и богатство.
1. Цели и задачи. Мотивация.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как правильно и хорошо создавать и редактировать текст как единицу языка. Язык богат, красив, но требует к себе бережного и внимательного отношения. Достаточно вспомнить легенду о языке, связанную с именем Эзопа.
-Когда мы уже встречали его? (На уроках литературы при изучении басен.)
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс ...язык. "Почему ты считаешь, что это лучшая вещь в мире?" - спросил Ксанф. "Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?" - "Хорошо, теперь иди на базар и принеси худшую в мире вещь", - сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс опять...что?! - язык.
Сегодня на уроке мы поработаем над тем, чтобы язык и его средства (синонимы - существительные) стали нашими друзьями и помощниками, лучшей вещью в мире (по словам Эзопа). Нам предстоит разобрать, как правильно использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов, для исправления речевых ошибок, тем самым продолжим применение теоретических знаний на практике для расширения словарного запаса, обогащения лексикона, развития умения составлять связный текст без речевых ошибок. В конце урока ответим на вопрос: "Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением слов в речи, как исправить их, если такие обнаружены?" Тема урока:Использование в речи существительных-синонимов для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Исправление речевых ошибок. (Запись в тетради)
2. Проверка задания для желающих предыдущего занятия- упр. 42 из методички (гонщик, дояр, массажист, санитар, солист, студент, телеграфист, ткач, чемпион; остальные слова не имеют формы м.р. с таким же корнем, как в форме ж.р.)
Вывод по домашнему заданию о практической ценности подобных упражнений:
-Почему важно знать, какие формы есть у существительных, а какие нельзя образовать? Чем помогают такие знания? Имеют ли практическую ценность? (Такие знания помогают грамотно оформлять свои мысли, создавать предложения и тексты без ошибок. Поэтому и имеют практическую ценность.)
-С этим выводом связано высказывание известного лингвиста, учёного, автора известного "Словаря русского языка" С.И. Ожегова.
3.Лингвистический микроскоп: анализ высказывания учёного-лингвиста (запись на доске):
"Культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается ещё в умении найти не только точное средство для выражения мыслей, но и наиболее доходчивое и наиболее уместное."
Работа с тетрадью:
-Как вы понимаете это высказывание? Найдите в тетради запись определения "нормы языка". (Единственно возможный или предпочтительный вариант.)
Межпредметные связи с уроками русского языка:
-Что такое синонимы? Как выбрать слова из группы синонимов, которые станут, по словам С.И. Ожегова, наиболее точными, уместными и доходчивыми? (Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению, но отличающиеся оттенками значения и употреблением в речи. Надо выбрать такое слово, которое не употреблялось в предыдущем предложении и выражает наиболее точно твою мысль.)
Работа с материалами "Методического обеспечения уроков культуры речи", отработка навыков по отбору языкового материала, работа со "Словарём синонимов", "Толковым словарём" - лексикографическая работа, развитие связной речи (умение составлять предложения на заданную тему с предложенными словами с учётом оттенков лексического значения слова):
Упражнение 44:
Используя словарь синонимов, продолжите синонимический ряд.
Метель…
Метет,…
Сильная,…
Составьте с данными словами 3-4 предложения и запишите их.
-Слова какой части речи использовались в этом упражнении? (Не только имена существительные, но и прилагательные, глаголы.)
-Как меняется смысл предложения в зависимости от выбранного синонима-существительного, прилагательного, глагола? (Показывается, какая по степени силы была снежная непогода, что за разновидность метели, как она проходит во времени.)
4. Лингвистический калейдоскоп:
Упражнение 45:
Прочитайте текст из истории речевого этикета. Расскажите, какие правила речевого этикета следует соблюдать при приветствии. Найдите в толковом словаре значение слова "партнер".
Кивок головой, поднятие шляпы, взмах руки, рукопожатие, глубокий поклон. У всех этих жестов своя история.
Древний обряд рукопожатия показывал партнеру, что к нему обращается человек без оружия в руке (в правой, наиболее "рабочей" и сильной руке) И сегодня мы говорим малышу: "Поздоровайся правой ручкой…."
Мужчина приподнял шляпу или снял шапку, войдя в помещение. Какой в этом смысл? Сейчас – знак вежливости, а раньше мужчина снимал шлем или обнажал голову в знак доверия к собеседнику, хозяину дома.
(По Н. Формановской)
Выпишите из первого предложения имена существительные в начальной форме, распределяя их в две группы, которые обозначают: 1) конкретные предметы или явления; 2) отвлеченные действия. Найдите в тексте сложное предложение.
Беседа по тексту упражнения, работа с тетрадью, лексикографическая работа:
-Что такое речевой этикет? Найдите записи в тетради и определение.
-Для чего нужны правила речевого этикета? Можно ли без них обойтись?
-Зачитайте толкование слова "партнёр" (см.задание к упражнению).Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Друг, приятель, товарищ, сотрудник, сотоварищ, оппонент и т.д.)
-Каковы отличия в оттенках лексического значения этих слов? В употреблении в речи? В каких стилях речи можно употребить каждое из слов?
Групповая работа по составлению предложений со словами-синонимами, сравнение, сопоставление предложений с точки зрения семантики, сферы употребления:
1 группа - со словом друг
2- приятель
3-партнёр
4-товарищ
5-сотрудник
6-оппонент
-Чем отличается от этих слов "сотоварищи"? (Сейчас не употребляется это слово, можно встретить только в исторических произведениях.)
Межпредметные связи с уроками русского языка, выполенение заданй по морфологии, синтаксису: Выпишите из первого предложения имена существительные в начальной форме, распределяя их в две группы, которые обозначают: 1) конкретные предметы или явления; 2) отвлеченные действия. Найдите в тексте сложное предложение.
Работа по редактированию деформированных предложений, исправлению речевых ошибок, подготовка к выполнению домашнего задания:
-Надо не только стараться создавать текст без речевых ошибок, но и уметь их видеть, находить и исправлять. Рассмотрим предложение:
УЧЁНЫЙ ОТКРЫЛ НОВОЕ ОТКРЫТИЕ.
-Какие слова употреблены без учёта их сочетаемости с другими словами? (Открыл, открытие, новое: открытие -это и есть новое, открыть открытие - тоже речевая ошибка.)
-Каким синонимом можно заменить существительное "открытие"? Нужно ли тогда употреблять рядом с ним слово "новое", если в лексическом значении слова "открытие" уже есть указание на то, что это новое? (Варианты исправленного предложения: Учёный сделал важное открытие. Учёный открыл новое явление.)
Отработка навыков самостоятельного редактирования деформированных предложений (учащиеся самостоятельно проделывают подобную работу, работа проверяется вместе):
предложение №4 из упражнения после упр.45 (оно будет домашним заданием)
Найдите речевые ошибки, исправьте их:
О моей автобиографии я рассказывал.
Он разработал новую разработку.
Больного доставили в больницу.
Кто является творцом этого творения?
Все призваны к совместному сотрудничеству.
Очень важным стало объединение их войск в единое войско.
5.Обобщение изученного:
-Ответим теперь на вопрос, поставленный в начале урока:
"Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением слов в речи, как исправить их, если такие обнаружены?
6. Подведение итогов, рекомендации для желающих составить свой личный словарик синонимов, активированных на сегодняшнем занятии