kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по русскому языку на тему: Неологизмы.Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по русскому языку на тему "Неологизмы. Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Занятие по русскому языку на тему: Неологизмы.Фразеологизмы"»

«Ж.Қизатов атындағы жоғары ауыл шаруашылық колледжі» КМҚК

КГКП «Высший сельскохозяйственный колледж им.Ж.Кизатова»


Пән/Дисциплина_____________русский язык _______________ Дата /Күні___

Мамандық/Специальность: 1510000 «Механизация сельского хозяйства»

Курс/ Топ/Группа № ___16_____

Оқытушы/ Преподаватель: _____Дмитрик Т.А_______

Сабақ жоспары /План занятия №_____6______

Сабақ тақырыбы/ Тема занятия: Неологизмы. Пословицы. Фразеологизмы.

Сабақ мақсаттары, міндеттері /Цели занятия и задачи:_Совершенствовать умение находить новые слова (неологизмы) в тексте, использовать их в речи, расширить знания о толковых словарях, формировать познавательную активность. Пользоваться учебником, толковым словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её; договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь. Знать, что такое новые слова, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов. Развивать умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов. Развивать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. Закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.

Сабақ түрі/Тип занятия:________комбинированное _________

Оқыту әдістері/Методы обучения: Словесный. Частично-поисковый.. Наглядный. Практический.

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь ___ русская литература, история, биология .___

Әдебиет/Литература ___ Русский язык. 10 – 11 классы, 2011, дидактический материал ____

Сабақтың барысы және мазмұны/Ход занятия и содержание:

1. Cабақты ұйымдастыру/ Организация занятия:

Проверка присутствующих обучающихся. Проверка готовности к занятию.

2. Өтілген материал бойынша білімдерін бақылау/Контроль знаний по пройденному материалу:

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…( диалектными)

2) Все слова в языке называются … (лексикой)

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…. (общеупотребительными)

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются (профессионализмы)

5) словарный запас человека - это… (лексикон)

6) то, что обозначает слово называется…. (лексическим значением)

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются … (антонимами)

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… (омонимами)

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются…

(синонимами)

3. Білім алушылардың білімдерін өзектендіру/Актуализация знаний обучающихся:

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство —«искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией (прибавлением приставки): отреагировать и т. п.)

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться.

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).

Распределительный диктант.

Выпишите в один столбец устаревшие слова, в другой — неологизмы.

Ветрило, кафтан, телешоу, видеоряд, персты, чело, гидрокостюм, шкаф-купе, лизинг, пейджмейкер, уста.

Фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов. Фразеология – это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания слов Фразеологизм - устойчивое неделимое сочетание слов, которые можно заменить одним синонимичным словом. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов:(фрасио) + (логос) выражение, оборот речи слово, учение, понятие. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. Из такого словаря можно узнать об истории происхождения фразеологизмов. Фразеологизмы – это нечто целое, не допускает внутри себя перестановки частей Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Поэтому они достаточно свободно вступают со словами в синонимические отношения, например: гонять лодыря бездельничать; кот наплакал мало; собаку съел ловкий, опытный; козел отпущения жертва.

4. Мақсат, міндеттердің қойылуы және білім алушылардың таным қызметтер мотивациясы/

Постановка целей, задач и мотивация познавательной деятельности: Познакомить с понятием «неологизмы» как разновидностью лексики, с источниками, научить учащихся находить их в тексте, понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом, способствовать развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса у учащихся. Развивать умение находить фразеологизмы в тексте и использовать их в своей речи.

5. Жаңа материалды меңгерту/Изучение нового материала:

Сабақ тақырыбының жоспары/План темы занятия:

Знакомство со словами, которые называют неологизмы.

Выполнение самостоятельной работы: придумать новые слова

Установить соответствие: неологизм и его толкование

По определению назвать неологизм

Познакомиться с фразеологизмами

Объяснить, что обозначают предложенные фразеологические обороты

Заменить слова фразеологическими оборотами

Закрепление изученного материала

6. Өтілген материалды бекіту//Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа с текстом.

Поупражняемся и мы с вами в образовании новых слов, но сначала вспомним некоторые способы образования слов. Перед вами текст «Вокруг света на корабле «Бигль».  Прочитайте этот текст; из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова.

Вокруг света на корабле «Бигль»

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле "Бигль". (Десять, пушки) ____________ бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой (естественный, испытатель) __________________! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели (руда, копать)_______________, которые на своих плечах выносили из шахт (много, пуд)_____________ глыбы руды. Путешественники видели, как белый (раб, владелец) _____________выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько (разный по образу) ______________материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку (игла, тело)________, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического (бронь, носит)_________________.За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Проверьте свою работу по карточке. (Самопроверка)

Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил  кругосветное  путешествие на корабле "Бигль".Десятипушечный бриг "Бигль" плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодойестествоиспытатель! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия землетрясения. Иногда мореплаватели покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны. В рудниках Чили они увидели рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахтмногопудовые глыбы руды. Путешественники видели, как белый рабовладелец выследил убежище, где скрывались его беглые негры, и заставил их вернуться.

А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбку иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.

За пятилетнее плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

Перед вами слова-неологизмы. Прочитайте данные слова.

Слово

лексическое значение

антивирус

ликвидация компьютерной безграмотности

ликомбез

единица измерения количества информации

гигабайт

программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами, основными задачами которого является:

препятствование проникновению вирусов в компьютерную систему;

обнаружение наличия вирусов в компьютерной системе;

устранение вирусов из компьютерной системы без нанесения повреждений другим объектам системы;

минимизация ущерба от действий вирусов.

аэросани

валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро

звездоплаватель

(от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится

еврозона

тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт

флэшмоб

самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания

Какие из данных слов не востребованы вами?

Задание. Из словаря-справочника подобрать новые слова по теме. Например, «профессия», «одежда» и т.п.

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп: 

1) слова - экономические термины: оффшор (свободный), роуминг - «распространение»;  политические термины: спикер - «председатель парламента»,

инаугурация - «церемония вступления в должность президента страны»,

рейтинг - «оценка»;

2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой

сайт - «местоположение»; файл -  «подача какого-либо документа»;

3) названия некоторых бытовых предметов

миксер  - «смешивающий аппарат или прибор»; тостер -  «приспособление для поджаривания тостов»;

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг - «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»;

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит - «популярная песня», сингл - «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) - «переделка»;

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити - «охрана», провайдер - «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости»;

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг - «подтяжка», пилинг - «чистка лица», скраб - «крем для отшелушивания».

Составьте вопросы по теме «Неологизмы».

1. Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения  (имидж)

2. Одна из форм интернет-общения, которая представляет собой веб-страницу, разделенную на темы, в каждой из которых пользователь может поместить свое сообщение или ответить на сообщение другого (форум)

3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок (жалюзи)

4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью (ноутбук)

5. Присвоение чужого авторства  (плагиат)

6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы (слоган)

7. Посещение магазина с целью покупки (шопинг)

8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте (спам) 

Я буду называть фразеологизмы, а вы должны назвать их значение:

водой не разольёшь            толочь воду в ступе

как в воду опущенный         носить воду решетом

седьмая вода на киселе       воды не замутит

набрал в рот воды                  как в воду глядел

как две капли воды                 прошли огонь и воду

7. Сабақты қорытындылау/Подведение итогов занятия: ________________________________

1. Разобрать примеры - слова по рядам:

профессионализмы

диалектизмы

Неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье  (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост,общага, стипуха, дубак

2. дать толкование неологизмам:

Ноутбук- портативный компьютер.

Пазл –одна пластинка для составления картинки.

Плеер- маленький, переносной магнитофон, который слушают через наушники.

СМИ – средства массовой информации.

Интернет – международная компьютерная сеть на базе глобальной системы телефонных каналов связи.

Телемост – общение посредством телевизионной связи.

Геймер – игрок в компьютерные игры.

Дайвер –аквалангист, погружающийся на большую глубину.

Голкипер – вратарь.

Аэробус – самолёт большой вместимости.

Суши – японское блюдо из риса с сырой рыбы.

Сейчас можно считать неологизмами слова геймер и суши.

1) Замени слова фразеологическими оборотами

Метко – ( не в бровь, а в глаз)

Неожиданно – ( как снег на голову)

Тесно – ( яблоку негде упасть)

Темно – хоть глаз выколи)

Опытный – ( стреляный воробей)

Мокрый – ( ни одной сухой нитки)

Молчать – ( держать язык за зубами)

Хвалить – (возносить до небес)

Обмануть – ( обвести вокруг пальца)

Бить – ( намять бока)

Исчезать – ( рассеиваться как дым)

2) Объясни фразеологизмы

Мало каши ел ( неопытный человек)

Светлая голова ( очень умный , ясно, четко мыслящий человек)

Важная птица ( человек , занимающий высокое служебное положение)

Попал как кур в ощип ( неожиданно попал в беду , неприятность)

Маг и волшебник ( всемогущий человек, делающий все легко и быстро)

Как с неба свалился ( неожиданно, внезапно появился)

Бесструнная балалайка ( очень болтливый человек)

3) Подобрать к фразеологизму синоним-фразеологизм

Кот наплакал ( с гулькин нос; раз, два и обчелся)

В поте лица (не покладая рук, от зари до зари)

В два счета ( в мгновение ока)

В двух шагах ( рукой подать)

В ежовых рукавицах ( в черном теле)

8. Үй тапсырмасы/Домашнее задание: повторить неологизмы, фразелогизмы

9. Жаңа материалды меңгеру барысында студенттерді бағалау/ Оценка участия обучающихся в освоении нового материала ______________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Занятие по русскому языку на тему: Неологизмы.Фразеологизмы"

Автор: Дмитрик Татьяна Анатольевна

Дата: 17.01.2020

Номер свидетельства: 536192

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства