Тема. Заметка в газету.
Цели и задачи: содействовать формированию умений учащихся составлять и оформлять связный текст в жанре заметки; подготовить учащихся к данному виду работы; развивать навыки поиска, анализа и отбора информации; развивать логическое мышление учащихся, связную речь; корректировать произношение; воспитывать внимательное отношение к людям.
Результат обучения
Учащиеся научатся составлять связные тексты в жанре заметки, развивать навыки структурирования текста, повысится ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, выработается умения внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Основные идеи
Развитие познавательного и творческого интереса к предмету, потребности к речевому самоусовершенствованию.
Ресурсы
Слайдовая презентация, раздаточный материал с текстами заметок, памятка по составлению заметки, лист взаимооценивания.
Тип. Сообщение новых знаний
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Эпиграф к уроку: Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовется
И нам сочувствие дается
Как нам дается благодать.
Ф. И. Тютчев
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка ЗА.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Речевой момент.
-Какой сейчас урок?
-Что мы делаем на уроках развития речи?
II. Сообщение новых знаний.
1. Мотивация
- Сегодня мы отправимся на экскурсию.
На слайде 1. «Молодая гвардия».
Слайд 2. Автобус с надписью: маршрут «Донецк-Краснодон»
На слайде 3. Надпись: «Краснодон-маленький город в Луганской области».
- О чем говорит вам название?
- Что вы знаете об этом городе? Чем знаменателен этот город?
2.Просмотр фото о Краснодоне.
3. Рассказ учителя.
Краснодон - город, Луганская обл., Украина.
Город Краснодон расположен в юго-восточной части Луганской области на расстоянии 51-го километра от города Луганска на реке Большая Каменка.
19 июля 1942 года город Краснодон был оккупирован войсками нацистской Германии. в
С сентября 1942 года по январь 1943 года, в Краснодоне действовала подпольная антифашистская комсомольская организация «Молодая гвардия», занимавшаяся диверсионной деятельностью, и получившая всесоюзную известность благодаря героическим подвигам её членов.
В конце 1943 года Краснодон посетил известный советский писатель А. А. Фадеев с целью сбора материалов о деятельности молодёжной подпольной антифашистской организации в годы Великой Отечественной войны, здесь же он начал писать роман «Молодая гвардия».
4. Справка «Это интересно»
(Информация из «Википедия» - для учителя)
Обнаруженные на южной окраине города остатки поселения времён бронзовой эпохи свидетельствуют о том, что на территории города люди жили ещё во II тысячелетии до нашей эры.
В конце XIX века на этой территории был основан хутор Сорокин, получивший название по имени местного землевладельца, и заселённый крестьянами из Екатеринославской, Курской, Воронежской, Тамбовской и Орловской губерний.
Стела «Скорбящая мать» в городе Краснодоне.
После открытия в окрестностях хутора залежей каменного угля в 1913 году был основан Сорокинский рудник.
Современное название город носит с 1934 года.
19 июля 1942 года советские органы власти и войска оставили Краснодон, город был оккупирован войсками нацистской Германии и её союзников.
Во время немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны, с сентября 1942 года по январь 1943 года, в Краснодоне действовала подпольная антифашистская комсомольская организация «Молодая гвардия», занимавшаяся диверсионной деятельностью, и получившая всесоюзную известность благодаря героическим подвигам её членов.
14 февраля 1943 года город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции.
В конце 1943 года Краснодон посетил известный советский писатель А. А. Фадеев с целью сбора материалов о деятельности молодёжной подпольной антифашистской организации в годы Великой Отечественной войны, здесь же он начал писать роман «Молодая гвардия»
5. Составить словосочетания:
Краснодон (какой?) …, …, …, ….
Краснодон знаменателен (чем?) …, …, ….
Слайд 4
6. Постановка целей и задач.
-Сегодня мы отправимся в Краснодон на экскурсию. Узнаем много нового о героях военного времени, посетим музеи, и напишем заметки в газету о молодогвардейцах.
Вывешивается плакат с названием «Герои-молодогвардейцы»
-И сейчас мы уже сможем начать оформление газеты. Что бы вы хотели наклеить, посмотрев слайды?
2. Оформление газеты. Наклеивание картинок. Подписывание фотографий.
http://www.molodguard.ru/films.htm (вся информация о «Молодой гвардии»)
4. "Заглянем в историю” –самостоятельная работа учащихся.
-Сейчас мы отправимся на экскурсию и первая остановка- музей (там мы узнаем о героях: кто был участником организации, чем они занимались, как закончилась жизнь).
– Эта рубрика расскажет об одном человеке: Олег Кошевой, … (информация по материалам газет, журналов, книг, документов и слайдов);
5. Составление описания по алгоритму (описание жизни и поступков героев- молодогвардейцев) –устно.
А) правила поведения в музее («найди ошибку»):
- можно трогать экспонаты руками;
- нельзя тихо разговаривать;
- нельзя бегать;
б) Просмотр видеофильма о молодогвардейцах (музей г. Краснодон). Слайд
в) Алгоритм составления описания (чтение и подбор информации из данных распечаток. )
1. Ф.И.
2. Возраст.
3. Характер.
4. Учеба.
5. Деятельность в организации.
6. Гибель молодогвардейца.
г) Фронтальная работа (этап осмысления):
-Чтение образца, составленного в классе словарная работа и анализ.
Олег Кошевой родился 8 июня 1926 года в городе Прилуках.
В 1940 году Кошевые переехали в город Краснодон. Учился Олег в школе № 1 имени А. М. Горького.
Олег редактировал общешкольную стенгазету, занимался в литературном кружке, выступал в художественной самодеятельности. В альманахе "Юность", который издавался в школе, часто появлялись его рассказы, стихотворения.
В конце сентября 1942года ему было 16 лет, когда родилась подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия". Для руководства ее деятельностью был создан штаб. В его состав вошел и Олег Кошевой.
Он участвовал во многих боевых операциях: распространении листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия, поджоге скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию.
В 11февраля 1943года Олега доставили в полицию. При обыске у него нашли печать "Молодой гвардии. Героически держался Олег Кошевой на допросах. Раскаленным железом, плетьми, самыми изощренными пытками враги не смогли поколебать воли и стойкости молодогвардейца. От пережитого в тюремных застенках у шестнадцатилетнего комиссара поседели волосы.
9 февраля 1943 года гитлеровские палачи расстреляли Олега Кошевого в Гремучем лесу. После освобождения города Ровеньки похоронен в братской могиле в городе Ровеньки в сквере имени "Молодой гвардии".
13 сентября 1943 года члену подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Олегу Васильевичу Кошевому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- О ком прочитали?
- Сколько лет?
- Кем был?
- В каких операциях участвовал?
- Как погиб? Можно ли назвать героем? Почему?
IV. Закрепление материала
- Наклеивание фотографии и заметки про Олега Кошевого на газету.
- Выбор детьми героев для будущей газеты и вклеивание фотографий, выбранных героев- молодогвардейцев (индивидуальное задание).
- Самостоятельная работа (творческое задание).
-Напишите статьи публицистического стиля о выбранных героях.
V. Подведение итогов.
- Оценивание
- Рефлексия «Лестница успеха»
Знаю …
Понимаю …
Умею …
- Домашнее творческое задание.
Дописать статью и оформить ее для газеты.
http://player.myshared.ru/208430/data/images/img1.jpg