kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

За глаголами в страну Носарию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и ситематизации знаний учащихся по теме "Глагол", где ребята  совершенствуют умения и навыки определения грамматических признаков глагола, обощают свою речь фразеологическими обобротами.  Урок-игра, выполняя разные задания, учащиеся следуют по станциям, в конце урока они прилетают в страну Носарию.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«За глаголами в страну Носарию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маганинская средняя общеобразовательная школа имени С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»

Муниципальный район «Горный улус»

Республика Саха (Якутия)









За глаголами в страну Носарию





Урок разработан и проведен:

учителем русского языка и литературы

Аввакумовой Г.А.














с.Орто-Сурт

Тема: За глаголами в страну Носарию.

Цели:

  1. повторение и обобщение знаний по теме «Глагол»;

  2. совершенствовать умения и навыки определения грамматических признаков глагола в связной речи;

  3. обогатить речь учащихся фразеологическими оборотами.

Оборудование:

  • презентация по теме

  • куклы «Глагол», «Глаголица», «Хозяйка острова», «Неопределенная форма глагола», «1 спряжение» и «2 спряжение»

  • «багаж умений и знаний» (сумка или чемодан), карточки с названиями тем «Глагол» и «Фразеология»

  • на воздушных шарах прикреплены рисунки слонёнка и носорога

  • «Правила поведения в стране Носария»

  • флажок с красным и зеленым кружочками

  • кроссворд «Неопределенная форма глагола»

  • лист со словами с пропущенными гласными в окончаниях.


Тип урока: повторение и обобщение.

Вид урока: урок-путешествие.

План-конспект:

I.Организационный момент. Приветствие.


1.Вступительное слово учителя.

По определению Алексея Югова «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая... кровь языка». (Слайд 1)

Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие по теме «За глаголами в страну Носарию». (Слайд 2)

Сегодня на уроке мы должны повторить и обобщить знания по теме «Глагол», совершенствовать умения и навыки определения грамматических признаков глагола в связной речи, обогатить нашу речь фразеологическими оборотами. Тему «Глагол» я решила соединить с темой «Фразеология». (Слайд 3)

2.Беседа.

– Ребята, а что изучает раздел «Фразеология»? (ответы учащихся)

– А что такое фразеологические обороты? (ответы учащихся)

– Объясните, что означает фразеологизм «повесить нос» (грустно), «клевать носом» (дремать сидя), «крутить носом» (быть недовольным), «с гулькин нос» (очень мало).

Для того чтобы повторить эти темы, нам нужны глаголы.

Где вы, глаголы? Не видать их….Что ж делать? Может кто-то знает, где они?

3.Подготовка к путешествию. (Куклы ГЛАГОЛ и ГЛАГОЛИЦА)

ГЛАГОЛ. Я Глагол-отец, вот моя жена Глаголица. Мы сегодня дома одни, а «глаголята» наши поплыли в страну, которая называется Носария.

УЧИТЕЛЬ. Как так? Наш урок прерывается? Извините нас, дорогие гости, мы не можем провести запланированный урок. Я прощаюсь с вами. До свидания.

ГЛАГОЛИЦА. Гуля Анатольевна, подождите, не уходите. Мы вам поможем.

УЧИТЕЛЬ. Как?

ГЛАГОЛИЦА. Мы поможем. Когда отец и мать маленьких глаголят знают, где их дети, они поведут вас в Носарию.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы согласны путешествовать?

УЧЕНИКИ. Конечно.

УЧИТЕЛЬ. Тогда давайте в путь!

ГЛАГОЛ. Извините меня за навязчивость. Как отправимся в путь, если не знаем друг друга?

УЧИТЕЛЬ. Давайте познакомимся. Меня зовут Гуля Анатольевна.

ГЛАГОЛ. Я - Глагол.

ГЛАГОЛИЦА. Я - Глаголица.

УЧИТЕЛЬ. И вот две команды.

ГЛАГОЛ. Тогда пусть эти команды соревнуются. Оценивать их работу будут гости нашего открытого урока.

ГЛАГОЛИЦА. Пусть команды представятся.

1 команда – «НЕПОСЕДЫ». Наше имя: Непоседы.

(Слайд 4) Наш девиз: В нашей жизни много смысла:

Знать, учиться, постараться!

(Слайд 5) Наш стишок: Непоседы там и тут

Никогда не подведут.

Боевые из ребят,

Но хотим мы знать подряд.

Не скучаем мы ничуть,

Мы всегда готовы в путь,

Все дела так рады сделать,

А потом уж отдохнуть.

2 команда – ПУПС. Наше имя: «ПУПС».

(Слайд 6) Наш девиз: Пусть ум победит силу.

(Слайд 7) Наш стишок: У детей же «выходной» - игра идет…

Ярче звёздочек у нас знания горят,

Пожелайте в этот час:

«Ни пуха ни пера» -2 раза.

Не обижайтесь, сверстники,

Что присудят нам ленточки,

Которые давно уже,

Наверное, в пути.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы, ребята! Мы готовы в путь!

ГЛАГОЛ. Кто быстрее обойдет страну "Носария"?

1 КОМАНДА. Мы!

2 КОМАНДА. Мы!

ГЛАГОЛИЦА. Тише! Мы узнаем это потом. По дороге мы встретим преграды, чтобы их преодолеть, нам нужны ваши багажи (сумка или чемодан) – знания и умения по темам «Глагол» и «Фразеология» (карточки с названиями разделов). В Носарии нас встретят её жители – носарики. Они будут задавать вопросы о себе и об их глаголах-гостях. За каждый правильный ответ я буду давать вам «НОС». Один «НОС» за ответ будет равняться одному километру. Какая команда наберет больше «НОСОВ», та раньше других обойдет страну, следовательно, станет победителем, героем удивительной страны Носарии.

УЧЕНИК. А может господин Глагол и госпожа Глаголица расскажут нам о Носарии.

ГЛАГОЛИЦА. Хорошо. Государство Носария находится на острове "Выше нос", омывается океаном "Держать нос по ветру", а с жителями этой страны вы познакомитесь в Носарии. (Слайд 8)

УЧИТЕЛЬ. Спасибо. Может тронемся в путь?

УЧЕНИКИ. Ура!

УЧИТЕЛЬ. Давайте усаживаться, мы полетим на самых носатых животных в мире – на воздушном слонёнке и на воздушном носороге.



4. Путешествие.

Ребята садятся и поют куплет песни В.Шаинского :

Начинаем путешествие.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, ничего.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем. (Слайды 9, 10)

УЧИТЕЛЬ. Далеко ещё?

ГЛАГОЛИЦА. Пока не видать! Ребята, я раздам вам правила поведения, которые вы должны обязательно соблюдать в Носарии. Это будет ваш пароль!

В Носарии следует соблюдать следующие правила:

1. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу: хоть кровь из носу, но выполняйте правило первое: выше нос!

2. Если кто-то сует нос в ваши дела и пытается водить вас за нос, даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: "Мне это не по ноздре!" Тогда он поймет, что вам это не нравится и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он носом не поведет, суньте под нос настоящие правила.

3.Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру. Пользы ему будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос - это ваша гордость. Не позволяйте ему полоскаться на ветру.

4. Не стоит клевать носом, лежать уткнувши нос в подушку и не казать носа на улицу. Действуйте! А если кто-то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос каждому, но только так, чтобы комар носа не подточил. Итак, у вас на носу новый день.

ГЛАГОЛ. Вижу, вижу остров. Да, да, это Носария. Высаживаемся. (Слайд 11)

УЧИТЕЛЬ. 1-ая станция – «Заруби себе на носу». (Слайд 12)



Надпись:


ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Пароль?

РЕБЯТА. Какой?

ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Первое правило поведения в стране Носария.

1 команда НЕПОСЕДЫ. Если вы повесили нос, то зарубите себе на носу: хоть кровь из носу, выполняйте правило первое: выше нос!

ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Молодцы. 1-ая станция называется «Заруби себе на носу». Кто знает значение этого фразеологизма?

РЕБЯТА. Запомни раз и навсегда, не забывай никогда.

ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Молодцы. Вы знаете о нас, а теперь проверим: знаете ли вы о наших гостях – глаголах. 1-ая команда «Непоседы» начинает рассказывать всё, что знает о глаголе, а когда она остановится, я подниму красный круг, который будет означать остановку. А тому, кто продолжит, я покажу зеленый круг. Если остановилась 1-ая команда, то тогда продолжит 2-ая команда «ПУПС», и если и она остановится, будет продолжать 1-ая. Каждому, кто выйдет рассказать о глаголе, я буду давать по «НОСу». (Вручает НОС каждому выступившему). Так что смелее. (Ученики работают по опорному конспекту). (Слайд 13)


ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Молодцы! Вы справились с заданием. Я даю вам разрешение идти дальше.

РЕБЯТА. До свидания!

ХОЗЯЙКА ПОЛУОСТРОВА. До свидания.


УЧИТЕЛЬ. 2-ая станция – «Водить за нос» (Слайд 14). А вы знаете, что означает этот фразеологизм?

РЕБЯТА. Мы знаем значение этого фразеологизма, это означает «обманывать».

НЕОПРЕЛЕНЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. Здравствуйте! Пароль 2? Второе правило поведения в стране Носария?

2-ая команда «ПУПС». Если кто-то сует нос в ваши дела и пытается водить вас за нос, даже оставить с носом, то, встретившись с ним нос к носу, скажите ему: "Мне это не по ноздре!" Тогда он поймет, что вам это не нравится и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он носом не поведет, суньте под нос настоящие правила.

НЕОПРЕЛЕНЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА: Я задам вам загадку (Слайд 15): Кто я? У меня нет ни лица, ни рода, ни числа, ни времени. Я – дать, взять, смотреть, отвернуться, беречь, нести…

  1. Кто быстрее? Вот вам кроссворд (Слайд 16). Где написаны глаголы в 1 лице, а вам необходимо написать в неопределенной форме.

  2. Блиц-турнир. Я буду говорить глаголы в личной форме, вы будете их ставить в неопределенной форме глагола. Мы в эту игру играли много раз. Берегу, давали, даёшь, привезу, пеку, хожу, спрыгнул, несу, считает, увезем. (Вручает НОС за каждый правильный ответ)



1 и 2 СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ. Вы прибыли к третьей станции. – «Можете утереть нос любому» (Слайд 17). Мы 1 и 2 спряжение глаголов. Ваш пароль? Третье правило поведения в стране Носария?

1-ая команда «Непоседы». Только тот, кто не видит дальше своего носа, может держать нос по ветру. Пользы ему будет с гулькин нос, а все порядочные люди будут воротить нос от такого человека. Ваш нос - это ваша гордость. Не позволяйте ему полоскаться на ветру.

1 и 2 СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ. Ребята, как вы нас определяете, как вы нас различаете? Какие глаголы относятся ко II спряжению?

Пусть начнёт 2-ая команда «ПУПС». (Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить. 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать. 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть).

I спряжение II спряжение (Слайд 18)

-ешь -ишь

-ет -ит

-ем -им

-ете -ите

-ут (-ют) -ат (-ят)

1 и 2 СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ. Ребята, как вы нас определяете, как вы нас различаете? Проверим ваши знания. В данных словах пропущены окончания – вклейте их.

Смотр…шь и вид…шь, вздыха…шь и дыш…шь, начерт…шь и нарису…шь, отруб…шь – не пристав…шь, се…шь и ве…шь, слуша…шь и слыш…шь, напил…шь и накол…шь, верт…шь и гон…шь, держ…шь и включа…шь, скаж…шь – не ворот…шь.

УЧИТЕЛЬ. 4-ая станция (Слайд 19). Нам советуют не вешать нос. Что означает этот фразеологический оборот?

УЧЕНИК. Это значит «не унывать»!

НАКЛОНЕНИЕ. 4 пароль? Четвертое правило поведения в стране Носария?

1-ая команда «ПУПС». Не стоит клевать носом, лежать уткнувши нос в подушку и не казать носа на улицу. Действуйте! А если кто-то скажет, что у вас нос не дорос, то постарайтесь доказать: вы можете утереть нос каждому, но только так, чтобы комар носа не подточил. Итак, у вас на носу новый день.

НАКЛОНЕНИЕ. 1. Кто мы? Скажете, скажите, сказал бы; выбросите, выбросьте, выбросил бы. (За правильный ответ НОС)

2.Определите, какое наклонение?

Если был бы я девчонкой-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашку постирал! (Слайд 20) (За правильный ответ НОС)

3.Кто я? Угадайте. «Зарубите себе на носу: хоть кровь из носу, но выполняйте правило первое: выше нос!» (За правильный ответ НОС)

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. Молодцы, вот вам наше напутствие. А помните каждый урок мы играем в игру «Если бы…». У нас в запасе еще 2-ое и 3-ье желание джинну. Итак, начнем «Если бы у меня была волшебная лампа Алладина, …» (Слайд 21)

ХОЗЯЙКА ОСТРОВА. Вот, ребята, зарубите себе на носу: глаголы – важная часть речи (Слайд 22). Без них мы не обойдемся нигде и никогда.

РЕБЯТА. Спасибо. До свидания.

ЖЮРИ подводит итоги (Слайд 23)

УЧИТЕЛЬ подводит итоги.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Написать сочинение «Путешествие по стране НОСАРИЯ». (Слайд 24)

Спасибо за внимание (Слайд 25)

Урок провела учитель русского языка и литературы Аввакумова Г.А. (Слайд 26)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
За глаголами в страну Носарию

Автор: Аввакумова Гуля Анатольевна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381100


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства