Просмотр содержимого документа
«Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение»
Государственное казённое учреждение
Детский дом – интернат
«Южное Бутово»
Конспект урока чтения для 1 класса по теме:
“Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”
Подготовила учитель-дефектолог
Литвинова Екатерина Александровна
Москва 2010
Цель:
знакомство со звуком и буквой С, работа над изучаемым звуком.
Дать знания учащимся о звуке и букве С, учить выделять звук С в словах;
Задачи:
Образовательная:
актуализировать знания учащихся о звуках и буквах, о характеристике звуков;
Коррекционно-развивающая:
развивать артикуляционный аппарат, правильное речевое дыхание, общую и мелкую моторику и высшие психические функции (внимания, памяти, мышления);
Воспитательная:
воспитывать интерес к изучению нового материала и желание применять полученные знания на практике, стремления к исправлению речевого дефекта и желания говорить правильно;
соблюдать охранительный режим.
Оборудование и материалы:
карточка с буквой и звуком С,
картинки на букву С,
карточки с изученными буквами и буквой С,
цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует класс, проверяет внешний вид воспитанников.
У нас начинается урок чтения и сегодня я вас познакомлю с еще одной буквой алфавита, но вначале нам необходимо разбудить наш язычок.
Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Вкусное варенье. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
2. Дыхательная гимнастика
Сдувание небольшого кусочка ваты с ладони.
3. Голосовая гимнастика
Са-са-са – залетела к нам оса,
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы,
Ос-ос-ос – укусила прямо в нос,
Су-су-су-су – тихо осенью в лесу.
III. Актуализация знаний воспитанников
Мы с вами уже изучили несколько букв. Что мы можем сказать про них. Давайте расскажем о каждой.
Буква А
Д: Поется, красного цвета, гласная.
У: Назовите мне слова, начинающиеся на букву А.
Д: (называют слова)
Буква О
Д: Поется, красного цвета,гласная
Учитель перечисляет все изученные буквы, а дети рассказывают о каждой из них и называют слова, начинающиеся на данную букву.
IV. Изучение нового материала
Мы уже с вами знаем несколько букв, но сегодня мы познакомимся с новой буквой. Я буду показывать картинки, а вы называете то, что нарисовано.
(слон, снег, сосулька, сосиска)
Названия всех предметов начинаются на звук С. Давайте попробуем его пропеть. (Учитель с учащимися пытаются пропеть звук). Мы можем это сделать.
Д: Нет.
У: А что мы знаем про звуки, которые не можем пропеть?
Д: Они синего цвета и называются согласными.
У: Значит, мы с вами познакомились с новым согласным звуком С. Он согласный, не поется, синего цвета.
V. Физическая минутка
«Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем.
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
VI. Продолжение работы по изучению нового материала.
1.Работа со страничкой из азбуки
– Посмотрите, что вы видите на картинке? (Ответы нескольких детей).
2. Пальчиковая гимнастика
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается –
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
1-4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».
5-6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.
3. Повторение ранее изученных букв.
Учитель раздает каждому ученику листы с хаотично разбросанными по нему буквами. Учащимся необходимо обвести карандашом те буквы , которые изучили.
4. Упражнение на выделение звука в слов.
Учитель произносит слова, в которых есть или нет звука С: снег, учитель, краски, стол, лампа, тетрадь, свет, пол, осень. Задача класса – хлопнуть в ладоши, если они услышат в названном слове звук С.
VII. Подведение итогов урока
С каким звуком и буквой вы познакомились на уроке?