Выборочное изложение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Выборочное изложение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выборочное изложение по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»
Урок русского языка в 6 классе
Выборочное изложение
по произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: выборочное изложение по литературному произведению.
Цель: научить выбирать необходимый материал при работе с текстом художественного произведения и строить на этом связное высказывание; продолжить работу по развитию языка, умению находить и употреблять в речи синонимы; развивать грамотность.
1. Сообщение темы урока, запись в тетрадях.
2. Работа с текстом сказки – были М.М.Пришвина. Постановка задачи: отобрать материал для описания Митраши.
Примерные отрывки для изложения:
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
«Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.
После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.
Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!»
Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.
3. Работа по содержанию отрывка:
Только ли о Митраше идет речь в тексте?
Какие части прочитанного текста не надо использовать в нашей работе?
Что нужно оставить?
Что мы узнаем из отрывка о детях – Насте и Митраше?
Опишите Митрашу (возраст, внешний вид, прозвище).
Что умел делать мальчик? На кого равнялся в своей работе? Кому подражал?
Только ли в работе он старается походить на отца? Как он относится к Насте?
Почему Настя посмеивается над братом? Как может помириться с ним?
4. Составление плана текста:
1). В одном селе осиротели двое детей.
2). Внешность Митраши.
3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.
4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.
5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.
5. Словарная работа.
Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?
Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?
Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»
Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.154)
Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.
Запись слов и словосочетаний : ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.
Толкование слов
ШАЙКА 1, –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.
ЛОХАНКА, –и и ЛОХАНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.
БОНДАРЬ, –я и БОНДАРЬ, –я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).
НАСТАВИТЬ 2, –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.
ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением.
ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.
Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?
6. Повторение литературоведческих терминов, нахождение этих терминов в отрывках из сказки-были. Запись необходимых для передачи текста – описания Митраши - средств художественной выразительности в тетрадь по развитию речи.
7. Повторное чтение текста.
Перескажите текст по плану. Используйте в рассказе записанные эпитеты, метафоры, гиперболу.
Какие числительные встретились вам в тексте?
8. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения.