Межпредметняя связь: русская литература (инновационная деятельность)
Ход урока
I . Организационный момент. Подготовка учителя учащихся к занятию. Рапорт дежурного.
II.Опрос.дом.задания.
1.Вступительное слово учителя.Сообщение цели урока учащимся.
Ребята! Сегодня мы проведём интегрированный урок русского языка и русской литературы. Что значит интегрировать, т. е. объединить в одно целое, а значит наши знания по русскому языку и литературе совместим и будем дальше получать знания, для использования их в повседневной и в будущей для вас профессиональной жизни.
2.Итак, что было задано на дом по рус.яз. (уч-ся отвечают) (показ слайда)
а)Учащиеся комментируют по рабочим тетрадям дом.упр. 54 стр. 42
А теперь, скажите что было задано по литературе? (уч- ся отвечают)
Вот эта тема поможет нам в получении знаний по русскому языку.
б)Сейчас будет небольшой тренинг – контрвопросы (уч – ся раздаются карточки)(показ слайда)
в)Ребята! Так как последний вопрос был связан с худ. текстом, так давайте, сделаем лирическую паузу.( уч-ся читают наизусть стихотворение С.Есенина «Письмо к матери»,а учитель прослушивает интонацию уч-ся при чтении, ритм, логическое ударение, темп речи)
III.Объяснение новой темы.Ребята,в данном тексте,прочитанном вами можно найти главные и второстепенные члены предложения.(пример: Ты жива ещё моя старушка.) Сегодня у нас новая тема «Второстепенные члены предложения» (показ слайда)
а)Запись уч-ся в рабочих тетрадях - число, тему урока (указать: в учебнике стр. 55)
б)Слово учителя по новой теме : Каждый второстепенный член имеет своё правило, которое помогает нам правильно определить их в предложении.(учитель по таблице объясняет) Например: На Кавказе Есенин встречался с замечательными людьми.(показ слайда).
IV.Закрепление. Слово учителя: Да, на свете много замечательных людей.Про некоторых из них мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам прочесть первый абзац текста «Полезные ископаемые Казахстана» на стр. 61 и ответить на вопросы: О каком замечательном человеке говорится и о чём идет речь в тексте? А теперь прочтите первый абзац следующего текста на стр. 66 упр. 82 и ответьте на вопросы: С именем какого замечательного деятеля вы познакомились и о чём идет речь в тексте?Прочитайте,пожалуйста, первый абзац текста на стр.73 упр. 94.Вопрос: О ком и о чём идет речь?
Ребята, вам я не зря дала на прочтение только первые абзаца текстов. Если в первом и во втором тексте говорится об экологии, природе, то третий текст является как бы результативным по отношению к природе – если мы будем беречь природу, бережно относиться к окружающей среде, то будет нам большой дар от природы – быть может в будущем и наш город будет в расцвете, и может быть будет выглядеть так( показ слайда)
Да, ребята мечтать не вредно, всё в руках человечества.
Так как мы заговорили о природе, то давайте решим небольшие головоломки ( показ слайда) (уч – ся записывают ответы в тетрадях и находят второстепенные члены предложения.)
Итак, ребята давайте обобщим тему сегодняшнего урока (задаются вопросы уч – ся )
И напоследок, я хочу попросить кого-нибудь из вас прочитать мои наставления вам,молодёжь (читается уч-ся собственное сочинение учителя Абишовой Б.И.)
Таким образом, все мы: и ты,и он,и она, и Есенин, и я едины в одном – должны любить и беречь родную землю и природу – мать!( прослушивание песни «Живи родник».)
V.Задание на дом. 1.Упр.98 стр.75 (письменно)
2.Знать правила темы
3.Запомнить на всю жизнь – здоровье и знание – самое главное в