kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Время бить в колокола. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение -рассуждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку.Сочинение-рассуждение по тексту В. Солоухина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Время бить в колокола»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ХВАЛЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Хвалынска



Методическая разработка

урока русского языка в 11 классе

«Время бить в колокола»







Урок был представлен на областном учебном семинаре

« Экологическая составляющая предметов школьного курса»



Автор: Немолькина М.Н.







2021г.

Время бить в колокола

Урок развития речи в 11 классе.

Работа с текстом на уроке русского языка. Подготовка к написанию сочинения (задание 27 ЕГЭ)

Цели урока:

-Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ

-Обучение определению авторской позиции в исходном тексте.

-Обучение способам аргументации собственной позиции.

-Формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитание любви к русскому языку через его изобразительно – выразительные возможности.

ИКТ: авторская презентация, фрагмент документального фильма.

Раздаточный материал: схемы, помогающие структурно анализировать исходный текст и создавать авторский на основе исходного.

Ход урока.

I. Пролог.

1. Слово учителя

Род уходит, и род приходит, А Земля остаётся навек. Восходит солнце, и заходит солнце, И на место своё поспешает, Чтобы опять там взойти; Бежит на юг и кружит на север, кружит, Кружит на бегу своём ветер, И на круги свои возвращается ветер; Бегут все реки в море, - А море не переполнится, К месту, куда реки бегут,- Туда они родолжают бежать

Экклезиаст. Книга вечной мудрости.



2. Словарная работа: экклезиаст ( Комментарий заранее подготовленной ученицы)





3. Слово учителя :

Род уходит, и род приходит, а Земля остаётся навек… Это одно из самых ёмких, захватывающих в мировой литературе лирических произведений. Величие и незыблемость законов мироздания становится поэтическим прологом к размышлению на тему «Что есть человек». Действия людей не могут поколебать мировой порядок, так как человек и природа – части целого. Более того, человеческие деяния включаются в бесконечный круг природных (космических) явлений. Но человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью её тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь всего лишь миг, мгновение. Слаба мудрость человека перед лицом мироздания – но он взял себе власть над природой. Как он ею распорядился? Об этом мы поразмышляем сегодня вместе с известным публицистом Владимиром Солоухиным.

II. Работа с текстом

  1. Чтение текста . (Текст В. Солоухина у каждого на столе; читает ученик вслух)



Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так человек создан жить среди природы и постоянно общаться с ней. Древняя индийская мудрость гласит, что человек для духовного и физического здоровья должен как можно больше смотреть на зелёное убранство земли и на текучую воду.

Человек и жил среди природы и постоянно общался с ней с самого начала, причём именно сначала существовало два аспекта в отношениях человека к окружающей природе: польза и красота Природа кормила, поила, одевала человека, но она же с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла на его душу, порождая в душе удивление, преклонение и восторг.

И до определённого рубежа человеческая деятельность оживляла и облагораживала красоту земли, привносила такие штрихи и детали, которые делали красоту земли одухотворённее, ближе и милее нашему сердцу

А сегодня человек забыл, что все мы обязаны своей жизнью нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зелёной от лесов, жёлтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся беззащитной перед нами, перед варваром- человеком. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является её «скромной частицей».

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня всюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала очевидной сейчас.

Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится всё меньше. Превращаются в пески плодородные земли - главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. Выбросы в атмосферу различных газов ускоряют «парниковый эффект», истощают вокруг планеты озоновый слой. В результате варварского хозяйствования человека выливаются на планету горы отбросов.

Человек сегодня - никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью её тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь всего лишь миг, мгновение.

(По В. Солоухину)



Что вы почувствовали, читая этот текст?

Задачи урока:

  1. Проанализировать предложенный текст

  2. На его основе создать свой.





Обратите внимание: не продолжить, не дополнить известного публициста, а построить собственное рассуждение, показав понимание заданной автором проблемы.

Возможно, вам помогут алгоритмы. ( Алгоритм у каждого на столе)



Итак, обратимся к тексту вновь:



1.Определите проблематику исходного текста. Выразите своё отношение к проблемам, затронутым автором.

2.Какова позиция автора? Согласны ли вы с ней?

3.Отметьте наиболее яркие языковые средства, которые позволяют автору выразить свою позицию.

2. Работа с таблицей: Слайд 5.

Определите ключевые понятия: 2 субъекта- человек, природа.

Изначально в отношениях человека к окружающей природе существовало 2 аспекта: польза и красота. Природа кормила человека и своей божественной красотой порождала в его душе удивление, преклонение, восторг.( Гармония)

Что утверждает автор?

Как определяется человек? (венец природы)

А природа для человека? (мать, источник жизни)

Как определяется человек сегодня в отношениях к природе? ( Не властелин, не царь, а варвар)

А потому природа – стонущая и беззащитная.

Что стало результатом варварского отношения к природе? (знаки беды – метафора)

Почему знаки надвигающейся беды всё заметнее?

Почему «человечество лицом к лицу столкнулось с экологическим кризисом»?

На этот вопрос отвечает В. Солоухин.

(Человек забыл, что он всего лишь « скромная частица» матушки Природы)







человек


природа

утверждается

определяется

гармония

утверждается

Определяется


Создан жить среди природы

«Венец природы»


кормила

мать

И жил



поила

Источник жизни


И общался




одевала


Деятельность

оживляла





облагораживала








дисгармония




«не властелин, не царь»



стонущая


Варвар




беззащитная



Знаки беды




Скромная частица










  1. Восприятие прочитанного:

О чём заставляет задуматься писатель? Ваши размышления?

Варианты ответов:

-Ответственность человека перед грядущими поколениями.

-Состояние планеты и её судьба зависят от экологически разумного человека.

-Жизнедеятельность человека представляет реальную угрозу человечеству.

-Человека создаёт Земля. Без неё он ничто

-От человека зависит сохранность Земли.

-Если человек творит свою жизнь, не сообразуясь с законами природы, то он обречен на поражение.

-Самонадеянность и духовная пустота могут привести к катастрофе.

-Истинная мудрость человека в том, чтобы соизмерять деятельность человека с законами природы.



Определите тему текста. (Губительное воздействие человека на природу)



Определите главную мысль.

(Человек является варваром по отношению к природе – матери)

Определите проблему исходного текста.

(Нарушена гармония во взаимоотношении человека с природой: польза преобладает над разумом)





III. Работа над определением авторской позиции.

Какова авторская позиция?

Как она выражена в тексте?

Как аргументирует автор свою позицию?



Слайд 8. Допишите предложения.



Позиция автора выражена не только на уровне содержания. Сила убеждения публициста – в слове. Эмоциональная, образная речь воздействует сильнее.

Отметьте наиболее яркие образы.

Укажите тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения) и докажите, что они служат выражением авторской позиции.

Проанализируйте роль однородных членов предложения. (Однородные сказуемые -глаголы наиболее полно создают образ природы, изначально находящейся в гармонии со всем живым на Земле: кормила, поила, облагораживала; а сейчас нарушено экологическое равновесие: не приумножаются, а иссякают)

Подберём глаголы для выражения авторской позиции. Слайд 9



Посмотрим на морфологические средства выражения авторской позиции.

Какова роль глаголов прошедшего времени? (Глаголы подчёркивают сожаление автора о том, что это равновесие и гармония уже в прошлом)

Какова роль предлога «среди» ? Почему не «на лоне природы»? Слайд 10

( Предлог «среди» подчёркивает слитность человека с природой.)



IV. Поиск собственной аргументации

  1. Слово учителя.

Наши далёкие предки, когда они назывались древними славянами, вопреки нашим представлениям о них, были очень мудры.

Слайд 11. Выдающийся русский учёный, собиратель фольклора Александр Афанасьев в своих « Поэтических воззрениях славян на природу»убедительно доказывает. Что древний славянин мыслил себя космически, ощущая своё родство со всею Вселенною.

У нас помыслы от облак божьих…

Дух от ветра…

Глаза от солнца…

Кровь от чёрного моря…

Кости от камней… Тело от сырой земли…

Эту неразрывную связь воспевает, философски обосновывая, С. Есенин в « Ключах Марии».

Слайды 12,13. Конь – мифологический образ у многих народов, но только русский мужик догадался поместить его на крышу дома, вообразив избу свою колесницей, запряжённой в этого коня, устремляющегося на восходе к Солнцу.



Слайд14. У вещего, столетнего, дуба собирались наши предки на вече для решения важнейших вопросов. Здесь передавались юным от стариков дела и преданья, опыт и мудрость, здесь словом ковалась златая цепь исторической памяти.

У Лукоморья дуб зелёный…. Знал А.С.Пушкин заветы предков.



Благоговение перед природой и благодарность ей выражал человек и тогда, когда научился обустраивать свой быт. На полотенце - дерево. Прикладывая каждое утро к лицу своему вышитое дерево, человек как бы говорил : « Я помню то далёкое время, когда предки мои умывались росою и вытирались листвою. Я помню их заветы…»

А вот знаменитая хохлома. Украсить посуду можно любым орнаментом, но русский человек расписывает её травками, ягодками, цветочками. Эта посуда как ежедневное напоминание .Разве мог такой человек обидеть природу?

Русский человек, а вернее народ, настолько влюблён в природу. Что эта нежность к ней – даже в названиях трав.

  1. Сообщение учащихся. (Небольшое исследование о названиях трав)

Какая меткость! Сколько любви и ласки!



И как устрашающе звучит название книги французского учёного Жана Дорста « До того, как умрёт природа» Слайд 15.

И всё же мы посмотрели эту книгу. Что поразило вас?

  1. Выступление учащихся.



Что же движет человеком?

Почему он стал варваром по отношению к Земле – матери?



( Человеком движет корысть. И уж если она появилась, то ни красота природы, ни разум, ни даже чувство самосохранения не властны остановить и заглушить её.)

  1. Учитель:

Так и идёт по земле варвар – человек, упивающийся своей властью.

Ещё не так давно Аральское море было 4-м по величине озером в мире. А сейчас на его месте пустыня Аралкум.

А вы уже никогда не сможете насладиться красотой Соснового острова, и его шёлковый песочек уже никогда не будет ласкать нежное тельце ваших детей.

Всё то, что радовало, успокаивало, удивляло. Кормило человека. Уничтожил сам человек. А на наш Сосновый остров прилетали фламинго…



4.Фрагмент документального фильма



5.« Реквием по острову»- так назвал свою картину известный наш художник Сергей Серов. Слайд 17.

Интервью с художником. (Выступление учащихся)



Словно град Китеж ушёл под воду остров. Стали ли люди счастливее? Построенная ГЭС оказалась маломощной, и через несколько лет пришлось строить атомную электростанцию. А вместо Воложки появилось Хвалынское водохранилище.



6.Аргументы с опорой на художественную литературу.



Как вместо Лебяжьего – Чёрное в повести Б.Васильева « Не стреляйте в белых лебедей.

Боль за всё, что происходит, звучит и в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой».

Так же, как и Матёра, исчезли с лица Земли наши Теликовка, Воробьёвка, Большая и Малая Фёдоровка, Чёрный Затон, Безводное, Берёзовая Лука .

Что объединяет эти произведения?

Как герои объясняют ( а их устами говорит автор),или пытаются объяснить всё, что произошло с человеком.

(Егор Полушкин, бабка Дарья о человеческой совести)

Трагедией заканчиваются обе повести.

О чем предупреждают авторы?



7.А знаки надвигающейся беды сегодня повсюду.

Видите ли вы их? (Примеры )



И вновь В. Солоухин взывает к разуму всех нас, живущих на планете Земля.



8.Сообщение учащегося , проанализировавшего другую статью публициста.



(Земля –космическое тело, и все мы не кто иные, как космонавты, совершащие очень длительный , но не бесконечный, надо полагать, полёт вокруг Солнца, а вместес Солнцем и по Вселенной. Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство и сознательно портящих свой корабль, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт.)

Для аргументации собственной позиции у нас теперь достаточно фактов.



Вспомним критерий 4 оценки сочинения – рассуждения.



Наша задача – быть столь же убедительными, как и автор предложенного текста.

Мы создаем собственное оригинальное произведение. Постараемся найти свои изобразительно – выразительные средства.

V.Словарная работа.

Тематический словарь.

Подберите синонимы к слову «божественный»

(изумительный, восхитительный, упоительный, чудный, чудесный, великолепный, роскошный, несравненный, замечательный )

Синоним к слову « земля» (страна, планета, мироздание, космическое тело, клочок земли, почва, народ, родина)

Подберём эпитеты к слову земля. (благословенная, великая, вольная, дорогая, древняя, милая, богатая)

А ещё она своя, родная.

У поэта Твардовского она «своя». И у А. Ахматовой –«своя».



Она, Земля наша, голубая от океанов, зелёная от лесов, стонущая сегодня от боли , своя. Родная и для поэта, публициста, гражданина Владимира Солоухина.

Неслучайно, видимо, что первым, кого отпевали в восстановленном храме Христа Спасителя, был именно он, Владимир Солоухин, сын матери своей Земли.

Обратимся к алгоритму:

Я должен определить и свои мысли, и свою позицию, т.е. согласиться или опровергнуть позицию автора исходного текста и найти аргументы автора исходного текста и свои аргументы.

Вам ещё предстоит поработать над вступлением и заключением.



VI. Рефлексия.



Вернемся на круги свои:

Род уходит, и род приходит,

А Земля остаётся навек.

Восходит Солнце, заходит Солнце

И на место своё поспешает,

Чтобы там опять взойти;

Бежит на юг и кружит на север,

Кружит, кружит на бегу своем ветер,

На круги свои возвращается ветер…



Всё ли сегодня вернулось на круги свои?

Нельзя не согласиться с Вечной книгой мудрости:

Всему свой час и время

Всякому делу под небесами.

Время насаждать и время вырывать насаженное.

Время разрушать и время строить.

Особую выразительность тексту придает слово « время».

Как бы вы определили сегодняшнее время?

Время спасать природу от человека.

Время надежды, что « мудрость человека просветлит его лик».

Время вернуться на круги свои.

Я определила его как

Время бить в колокола.

И всё же мы верим, что придёт время, когда человек снова станет любимым творцом природы.















Анализирую

микротема1

К лючевые слова микротема2 тема гл. мысль



микротема3 дисгармония



проблематика



вступление



Структурный анализ основная часть



заключение

стиль



Я зыковой анализ тип речи



изобр.-выраз. ср-ва в тексте


1. Рабочие материалы

тема

А нализирую задание

гл. мысль

Т1 Д1 И1

В ыдвигаю Т2 Д2 И2

Т3 Д3 И3



изобр.-выраз. средств

Я зыковой подбор синтаксических конструкций

на уровне морфологии



что хочу сказать

М


оя позиция

как хочу сказать



вступления

В ыбираю тип

Заключения



2. Редактирование

3. Итоговый вариант



Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»

Экклезиаст (др.- евр.   qohelet  —  « Проповедующий в собрании » ) — памятник древнееврейской афористической литературы, датируемый IV или III вв. до н. э. Зачин книги называет автора « сын Давидов, царь в Иерусалиме » ; это могло означать одно — царь Соломон.  Ветхий завет.  Мудрости царя Соломона

Экклезиаст

(др.- евр.   qohelet  — « Проповедующий в собрании » ) — памятник древнееврейской афористической литературы, датируемый IV или III вв. до н. э. Зачин книги называет автора « сын Давидов, царь в Иерусалиме » ; это могло означать одно — царь Соломон.

Ветхий завет.

Мудрости царя Соломона

Род уходит, и род приходит,  А Земля остаётся навек. Восходит солнце ,и заходит солнце ,  И на место своё поспешает, Чтобы опять там взойти; Бежит на юг и кружит на север,  Кружит, кружит на бегу своём ветер, И на круги свои возвращается ветер; Бегут все реки в море,-  А море не переполняется, К месту, куда реки бегут,- Туда они продолжают бежать…

Род уходит, и род приходит,

А Земля остаётся навек.

Восходит солнце ,и заходит солнце ,

И на место своё поспешает,

Чтобы опять там взойти;

Бежит на юг и кружит на север,

Кружит, кружит на бегу своём ветер,

И на круги свои возвращается ветер;

Бегут все реки в море,-

А море не переполняется,

К месту, куда реки бегут,-

Туда они продолжают бежать…

Задачи:

Задачи:

  • Проанализировать исходный текст.
  • Создать свой текст на основе исходного.
человек природа Утверждается Гармония Утверждается Определяется Определяется Создан жить среди природы «Венец природы» Мать Кормила Поила Источник жизни И жил Одевала И общался Деятельность оживляла Облагораживала Дисгармония «не властелин» не царь Стонущая  Варвар Беззащитная Скромная частица Знаки беды

человек

природа

Утверждается

Гармония

Утверждается

Определяется

Определяется

Создан жить среди природы

«Венец природы»

Мать

Кормила

Поила

Источник жизни

И жил

Одевала

И общался

Деятельность

оживляла

Облагораживала

Дисгармония

«не властелин» не царь

Стонущая

Варвар

Беззащитная

Скромная частица

Знаки беды

Главная мысль Человек является варваром по отношению к природе-матери

Главная мысль

Человек является варваром по отношению к природе-матери

Ведущая проблема текста Нарушена гармония во взаимоотношении человека с природой , польза преобладает над разумным отношением к природе

Ведущая проблема текста

Нарушена гармония во взаимоотношении человека с природой , польза преобладает над разумным отношением к природе

Автор обращается К древней индийской мудрости; приводит факты…(какие?); создаёт образы…(какие?); убеждает нас…(в чём?);

Автор обращается

К древней индийской мудрости;

приводит факты…(какие?);

создаёт образы…(какие?);

убеждает нас…(в чём?);

Автор  рассматривает, затрагивает,  касается, объясняет, убеждает,  утверждает, надеется

Автор рассматривает, затрагивает, касается, объясняет, убеждает, утверждает, надеется

Человек и жил среди природы…

Человек и жил среди природы…

Фрагмент видео  «Хвалынский остров»

Фрагмент видео «Хвалынский остров»

Тематический словарь Благоговейный трепет, священный, нельзя не согласиться, стараться разгадать тайну, принадлежащие нам сокровища, очевидная истина,  параллельно развитию человечества, мучительные поиски , восприимчивость, сопереживание

Тематический словарь

Благоговейный трепет, священный,

нельзя не согласиться, стараться разгадать тайну, принадлежащие нам сокровища, очевидная истина,

параллельно развитию человечества, мучительные поиски , восприимчивость, сопереживание

Божественный Красивый, изумительный, несравненный, восхитительный , упоительный, чудный, чудесный, замечательный, исключительный, великолепный, роскошный, классический

Божественный

Красивый, изумительный, несравненный, восхитительный , упоительный, чудный, чудесный, замечательный, исключительный, великолепный, роскошный, классический

Земля  страна, планета, мироздание, родина, Вселенная, космическое тело, почва, народ, сокровищница

Земля

страна, планета, мироздание, родина, Вселенная, космическое тело, почва, народ, сокровищница

Земля (какая?) Благословенная , великая, вольная, дорогая, древняя, милая, приветливая, богатая

Земля (какая?)

Благословенная , великая, вольная, дорогая, древняя, милая, приветливая, богатая

своя, родная

своя,

родная

До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя .  А. Твардовский

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя .

А. Твардовский

Род уходит, и род приходит,  А Земля остаётся навек. Восходит солнце ,и заходит солнце ,  И на место своё поспешает, Чтобы опять там взойти; Бежит на юг и кружит на север,  Кружит, кружит на бегу своём ветер, И на круги свои возвращается ветер…

Род уходит, и род приходит,

А Земля остаётся навек.

Восходит солнце ,и заходит солнце ,

И на место своё поспешает,

Чтобы опять там взойти;

Бежит на юг и кружит на север,

Кружит, кружит на бегу своём ветер,

И на круги свои возвращается ветер…

Время…

Время…

Время  бить в колокола!

Время

бить в колокола!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Время бить в колокола. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение -рассуждение

Автор: Немолькина Мария Николаевна

Дата: 12.09.2021

Номер свидетельства: 586579


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства