Общедидактическая:создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Образовательные: создать условия для развития потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.
Развивающие: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.
Учащиеся задумаются над философскими вопросами о месте и роли человека в этом мире, поделятся мыслями, эмоциями, находками, испытают чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.
Занимаясь подготовительно-исследовательской работой, учащиеся предоставят результаты своего труда в виде сообщений, презентаций, творческой работы (сочинение в форме листа из дневника).
Задания всё в большей степени направлены на выработку навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, чтением наизусть, выступлениями учащихся и т.п. Для активизации познавательной деятельности желательно предварительное знакомство учащихся со статьями учебника, планирование индивидуальной работы, включение в лекцию сообщений о её итогах, а также обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. Материал на вступительном уроке к теме может излагаться проблемными блоками, что активизирует мыслительную работу учащихся.
К уроку было дано домашнее задание:
1. Подготовить индивидуальные сообщения .
2. Найти в биографической литературе и в воспоминаниях писателей отрывки из дневников.
На интерактивной доске или на экране записана тема, эпиграф.
Цель: познакомить учащихся с такими коммуникативными жанрами, как письмо, дневник, а также определить их функциональное значение в художественном тексте (на примере фрагментов из писем великих людей).
Эпистолярный жанр. История и литературные традиции.
Дневник: особенности литературного жанра.
Монолог как часть эпического произведения. Классификация монолога.
Ход урока:
Сегодня мы с вами обратимся к изучению коммуникативных жанров, существующих наряду с диалогом. Они также выполняют важнейшие функции в составе художественного произведения. Начнем мы с одного очень интересного жанра, который вам всем хорошо известен. Обратимся к цитате педагога Шалва Амонашвили и попробуем, отгадать, какое слово пропущено (работа с экраном):
«Уникальность … в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над …: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над … – это и работа над собой».
(Пропущенное слово – «письмо»).
Беседа с учащимися:
Скажите, а пробовали ли вы когда-нибудь писать настоящие письма? Или, может быть, видели, как пишут письма ваши родители?
Хранятся ли у кого-нибудь в семье письма?
Как вы думаете, сложно ли написать письмо?
Какие знания, умения, навыки для этого необходимы? (орфографические умения, навыки речевого этикета, творческое мышление).
Зачем люди пишут друг другу письма? (чаще всего они разделены расстоянием, обмениваются информацией, узнают о жизни друг друга).
В русской литературе письмо как элемент художественного произведения встречается достаточно часто. Давайте послушаем, какова история эпистолярного жанра и как он функционирует в литературе.
Выступление с 1 докладом:
Эпистолярную литературу относят к жанру так называемой нравоучительной литературы, начало которому было положено еще в античные времена. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, любопытных сведений о себе, и заканчивая обсуждением общественных проблем. Однако в Византии и Древней Руси письма носили дидактический характер, т. е. использовались для изложения нравственных предписаний. Эпистолярная литература (от греческого epistole) – это «переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей». Этот жанр развился из бытовой переписки, «превратив обмен корреспонденцией в повествовательный прием, «корреспондентов» – в персонажей, и подчинив «письмо» основным законам художественной условности». Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708). В XIX в. также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» (1881). В эпистолярном стиле выделяются письма, с одной стороны, как особый жанр публицистической и художественной прозы («Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Письма к другу» Ф.Н. Глинки, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского) и, с другой стороны, как средство делового, профессионального и личностного, дружеского общения.
«Письма» как форма эпистолярного жанра, в основном используется критиками и журналистами для придания своим произведениям «особой камерности, интимности, заставляя читателей предполагать, что сочинение было написано по конкретному поводу и предназначено изначально для конкретного лица». Письмо, как жанр уже давно канонизированный литературой, сохраняет все элементы обычного письма: «конверт, а также обращение к адресату, приветствие его, подтверждение получения письма, объяснение причин, по которым автор обращается к письму, прощание с адресатом, заключительные пожелания и приветы родным, выражение надежды на получение ответного письма, обещание писать еще, подпись адресата и т. д.». Писатель, используя «эпистолярную форму для организации художественного повествования в целом или его части, и обращаясь к письму как сюжетообразующему элементу, опирается как на эпистолярные элементы текста, так и на знание читателей условий эпистолярного общения». Удачное использование этих приемов позволяет добиться «в художественном произведении особого эстетического эффекта». Однако все элементы письма претерпевают изменения в зависимости от эпохи и литературной традиции. Письма, а также эпистолярные произведения создаются по тем канонам, которые существуют в литературе в определенную эпоху.
Мы только что прослушали доклад, посвященный теме эпистолярного жанра. Давайте же выделим ключевые слова, которые нам встретились.
Учащимся предлагается следующая работа: сопоставить понятия и их определения.
а) эпистолярная литература
б) письмо
1) переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная проза, предполагающая широкий круг читателей;
2) текст на бумаге или других материалах, используемый при переписке между двумя и более адресатами.
Эту же функцию может выполнять и другой коммуникативный жанр. Давайте ознакомимся с определением М. Чудаковой (работа с экраном):
… - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей.
Как вы думаете, о каком жанре идет речь? (дневник).
Беседа с учащимися:
Кто-нибудь из вас вел или, может быть, ведет дневник?
Что, обычно, представляют собой дневниковые записи? (размышления, обобщения, рассказ о прошедшем дне, впечатления о прочитанных книгах, фильмах).
Как вы думаете, какие качества вырабатываются у человека, который ведет дневник? (навыки письменной речи, навыки самоанализа, наблюдательность, любовь к слову).
Давайте же узнаем, какова история литературного дневникового жанра.
Выступление со 2 докладом:
История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.
Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.
1. Дохристианская Русь. В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.
2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».
3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.
4. XVIII — начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»;Вяземский П. «Из старой записной книжки»).
5. XIX — начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.
6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.
Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе:
а) Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
б) Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
в) Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).
Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека.
А теперь обратимся к экрану и постараемся выделить из ряда предложенных особенностей черты дневника, черты эпистолярного жанра и общие черты этих жанров.
(На основе этой работы учащиеся составляют в тетрадях таблицу):
Эпистолярный жанр
Дневник
Сходства
Предназначенность для адресата.
Приуроченность каждой записи к определенной дате.
Свободное выражение мыслей и впечатлений автора.
Может быть написано в деловой форме (в зависимости от получателя).
Отрывочность и краткость записей.
Монологичность (монологическое слово может быть внутренне диалогичным)
Личностный характер общения.
Зашифрованность или полное сокрытие имен.
Политематичность (неограниченность в тематическом плане).
Записи на основе первичных впечатлений.
Эмоционально-оценочная информативность.
Категоричность и неаргументированность оценок, субъективность.
Работа с экраном:
- Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.
а) дневник - это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.
б) дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.
Исходя из названия (названия условные), объясните назначение каждого из дневников разных типов.
- Дневники наблюдений ведутся на уроках природоведения, в них отмечаются ежедневные наблюдения за состоянием природы.
- Путевые дневники ведутся во время путешествий.
- Личные дневники включают записи значительных событий в личной и общественной жизни человека, рассказывают о настроении пишущего, чувствах по поводу их переживаний; личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.
Работа с экраном
Задание. Определите главную мысль текста.
Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут дневники. Это потребность души – записать событие, впечатление, раздумья. Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делишься.
Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка – какая же это замечательная штука! На её страницах, словно бы пойманной строкой, продолжает жить; вьются туристические строки, по которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе самом, - всё отражает дневник.
Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми свидетельствами о нашем времени, о его людях, а значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)
Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого.
Работа с экраном: портрет Л.Н. Толстого
Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и последние записи сделал за несколько дней до смерти. Чем интересны дневники юного Толстого? Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.
Давайте, ребята, прочитаем строчки из дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем найти те места, где писатель определил для себя основные правила, главную цель своей жизни..
Выступление с 3 докладом:
24 марта 1847 г, Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1),Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою...
7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния.
8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства. Человека есть знать то, что он ничего не знает.
14 июня I850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением... Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые...
...По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потоп на два дня — сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед...
8 декабря 1850 г. ...Заметил в себе важную перемену: я стал более
уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого,
что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.
7марта 1851
Работа с экраном:
3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.
4 ...По дневнику весьма удобно судить о самом себе, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не не один день, а на год, на несколько лет, на жизнь
Литературовед: Дневник – литературно-бытовой жанр в художественной литературе – форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.
Почему люди ведут дневники?
Для самоанализа своих действий и поступков.
Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.
От одиночества.
Беседа об особенностях дневниковых записей
Учитель: Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?
Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.
Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.
Категоричность и неаргументированность общих оценок.
Фиксация «только что» случившегося или перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого.
Работа с экраном:
Учитель: Вы совершенно правы. Все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора – повествователя. В этом отношении дневник ближе к письмам, чем к воспоминаниям. У вас на мониторах фрагмент дневниковых записей А.С. Пушкина.
«В 1821 году начал я свою автобиографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны»
Чем интересны дневниковые записи А.С. Пушкина?
Поэт записал фразы, факты, которые могут быть использованы в работе над произведением.
Дневник А.С. Пушкина по своей функции сближается с «записными книжками»
Эти записи делаются для себя и не рассчитаны на публичное восприятие, что придает записям особую подлинность, достоверность.
Работа с экраном:
Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми суждениями:
об особенностях творчества какого-либо писателя;
о каком-то прочитанном произведении;
о волнующем воображение литературном герое.
Помни! Дневник:
дата, место событий
первые впечатления
повествование от первого лица
монологичность или внутренняя диалогичность
отрывочность мыслей, краткость записей
общая оценка людей и событий
пишется для себя
наличие односоставных предложений,
восклицательных предложений,
использование эмоционально-окрашенной лексики
Работа с экраном:
Учитель: Напишите миниатюру в жанре дневника. (2-3 дня)