^ Вид урока: Урок-путешествие по стране Нептунии, урок-исследование.
Цели:
Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Продолжить знакомство с толковыми словарями русского языка.
Обогащать словарный запас. Закреплять орфографические и пунктуационные навыки.
Формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Пополнить знания учащихся важной, интересной информацией, которая связана с оздоровлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Волшебная страна Нептуния» »
Класс:6
Дата проведения:30.11.2014г
Тема: Лексическое значение слова. Словари.
Название урока: «Волшебная страна Нептуния»
^ Вид урока: Урок-путешествие по стране Нептунии, урок-исследование.
Цели:
Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Продолжить знакомство с толковыми словарями русского языка.
Обогащать словарный запас. Закреплять орфографические и пунктуационные навыки.
Формировать у учащихся культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Пополнить знания учащихся важной, интересной информацией, которая связана с оздоровлением.
Оборудование:
^ Подготовка к уроку: подготовка учащимися сообщений о В.И.Дале, Нептуне, Водяном и азбуке Ихтиандра.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Беседа.
Какой раздел науки о языке мы начали изучать? Что такое лексика?
2. Основная часть Волшебная страна Нептуния» Как вы понимаете название урока?
Что вы знаете о Нептуне? (Сообщение учащегося)
Почему его страна волшебная?
Запишите тему урока и название урока.
Речь сегодня пойдёт о воде.
«Вода – самое большое богатство на земле»
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент – Экзюпери, французский писатель.
Согласны ли вы с известным изречением писателя?
«Начало всех начал»
Вода - колыбель жизни на планете. Философы античности относили воду, наряду с огнём, воздухом и землёй, к категории начала всех начал в природе. Нет другого такого вещества, чьё значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни.
Исследовательская работа. Составляем паспорт слова «Вода»
Паспорт слова
Лексическое значение
История слова
Слова-родственники
Слово во фразеологических оборотах
Слова-рифмы
Слово в фольклоре
Слово в пословицах, поговорках
Слово в загадках
Какие словари помогут нам составить паспорт слова?
Работа со словарём С.И.Ожогов
Какое определение воде даёт С.И.Ожогов?
«О воде»
Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озёра, а в смеси с солями, - моря. Кипящая вода обращается в пар, мёрзлая образует лёд, испарения водные (влага, мокрота, сырость) наполняют мироколицу в виде облаков, тумана, росы, дождя, снега.
Какое определение мы находим в современном словаре?
(Вода. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. 2. Минеральные источники, курорт с такими источникмами. 3. Водное пространство моря, реки и т.п., его поверхность, уровень.)
Какие вы видите отличия и с чем они связаны?
(В.И.Даль, как настоящий художник, даёт образное определение воды – «стихийная, ниспадающая». Он придумал слово мироколица – мир, который в то же время околица: вокруг нас, около нас.)
(Например, по Ожогову Темная вода, Сегодня особое внимание мы обратим на определение
«Целебное слово - вода»
Как вы понимаете это выражение?
Да, исключительно благотворно воздействует вода на здоровье человека, его работоспособность и настроение.
Под влиянием систематических занятий плаванием, другими видами водного спорта, регулярных гигиенических и закаливающих процедур улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Не случайно французский биологи назвал живой организм «одушевлённая вода».
Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет исключительно важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Это – шаг к здоровому образу жизни! Чем раньше вы его сделаете, тем будет лучше.
Один из самых распространённых недугов – простуда. Промочил ноги, озяб – зачихал, закашлял, насморк начался, голова заболела. Каждый может приучить себя не бояться простуды. Как это сделать? Только путём закаливания. Основные средства закаливания: солнце, воздух, вода. Главное закаливающее средство – вода.
«Это интересно».
Александр Васильевич Суворов до преклонного возраста обливался холодной водой, любил попариться в русской бане. Слабый от рождения, он сумел стать физически крепким и выносливым человеком.
Подберите пословицы, поговорки о целебном значении воды, о закаливании:
Смолоду закалишься – на весь век сгодишься.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (средства закаливания).
Не зная броду, не суйся в воду.
Восточные пословицы: «Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода».
Запишите, какие вы знаете виды закаливания водой?
Обтирание, обливание, купание - виды комплексного закаливания.
Объясните правописание безударных гласных в корнях слов.
Задание: назовите автора,
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане –
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Корней Чуковский.
Физпауза– «Игры на воде» (имитация)
«Байдарки» (гребковые движения руками)
«Полоскание белья» (поставить ноги на ширине плеч, нагнуться, делать движения
руками влево - вправо, вперёд - назад)
«Мельница»
«Кто выше» (присесть и «выпрыгнуть»)
«Прятки» («окунуться» с головой)
Тест. Выберите правильный ответ
Вы решили закаливать свой организм. С чего вы начнёте?
Посоветуетесь с врачом и родителями.
Начнёте обливание холодной водой всего тела.
Будете купаться на реке, пока не замёрзнете.
В какое время года лучше всего начинать закаливание?
1. Зимой.
2. Летом.
3. В любое время года.
Расставьте последовательность закаливания в виде ряда цифр:
1) Умывание холодной водой лица;
2) Купание в водоёме;
3) Растирание варежкой холодной водой до пояса;
4) Контрастный душ;
5) Обливание тела водой.
(1, 3, 4, 5, 2)
В стране Нептунии есть свои герои. Один из них – Ихтиандр. Что вы о нё м знаете? (герой фантастического романа А.Беляева «Человек – амфибия» и одноименного кинофильма).
Познакомимся с азбукой Ихтиандра.
Сообщение учащегося
Азбука Ихтиандра.
Уметь плавать – это прекрасно. Плавание может пройти с вами всю жизнь и на каждом её этапе служить источником удовольствия, здоровья, творческого долголетия. (Владимир Сальников, заслуженный мастер спорта, четырёхкратный олимпийский чемпион).
Особенности спортивного плавания: горизонтальное положение тела в воде, предельная согласованность движений рук и ног, ритмичное дыхание, экономия сил и энергии.
Если ты не научился
Ловко плавать и нырять-
Не рискуй, совет послушай:
«Далеко не заплывать»
Только строго соблюдая общепринятые заповеди безопасности, можно чувствовать
себя на просторах Нептуна уверенно, вволю наслаждаться бесценными дарами могучего владыки.
Учитель.
Запомните, ребята, эти советы, а ещё помните, что слова вода рифмуется и со словом беда.
Словарная работа №2 «Угадай-ка».
Определите слово по его лексическому значению
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)
Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)
Водная оболочка Земли (Гидросфера)
Люди, купающиеся зимой (Моржи)
Крупнейшая ягода, на 90% состоящая из воды (Арбуз)
Твоё домашнее озеро (Ванна)
Застеклённый моря уголок (Аквариум)
Физпауза
Напишите слово аквариум рукой в воздухе, глазами, носом.
Учитель. Ребята, к сожалению, купаться мы можем ограниченное время, не везде есть бассейны. А какую пользу может принести аквариум?
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете.
«О пользе аквариума»
«Вечная слава воде!»
Согласны ли вы с этим выражением? Почему?
3. Обобщение
Ребята, вам понравилось путешествие по стране Нептунии? Что запомнилось?
С какими словарями мы работали?
Какие сведения можно добавить в паспорт слова вода?
Какие советы о целебном значении воды показались вам ценными и необходимыми для вас лично? Если можете, поделитесь своими мыслями.
Главные дары воды – здоровье, бодрость, хорошее настроение!
^ 4. Домашнее задание:
1. Сочинение: «Целебное слово – вода», «Это доброе слово – вода» (можно подобрать своё название). 2. Работа над ошибками в тексте об аквариуме. 3. Подбор загадок, имеющих отношение к воде.