МБОУ «Гимназия» города Протвино Московской области.
1занятие по теме «Этимология».
Занятие проводится с использованием интерактивной доски Interwrite Workspace.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Мотивация к познавательной деятельности. | На экране (1 страница): «Откуда катится каракатица?» Обсуждение темы занятия. -Определите, о ком или о чем пойдет речь. - А кто такая каракатица? Какой вы ее представляете? - Посмотрите толкование этого слова в уже знакомом вам словаре Ожегова. -Значит, речь пойдет о моллюске? - Конечно, ключевыми словами темы будут и слова «откуда катится», но только не сам моллюск будет нас интересовать, а почему он так называется, происхождение слова. На экране 2 часть темы. О словарях, которые рассказывают об истории слов Рассказ учителя: Вопрос, вынесенный в заголовок, касается, конечно, не самого головоногого моллюска, а его названия. Действительно, как появилось диковинное слово каракатица? Можно ли докопаться до его корней? Оказывается, сделать это непросто, а занимается этим наука о происхождении слов – этимология. Мы не часто задумываемся о том, откуда возникли слова, которые мы используем в повседневной речи. Между тем у некоторых из них довольно интересное происхождение. Внимание на экран: (слайд «Бык - пчела»). Вот такая интересная история. Сегодня, конечно, никому в голову не придет назвать быка и пчелу словами-родственниками, хотя, с точки зрения происхождения, это так и есть. Удивились? Интересно? | Обсуждение темы занятия. Работа со словарем Ожегова. | Данные УУД формируются на протяжении всего внеурочного занятия. Личностные: - развивать любовь к родному языку; - расширять кругозор учащихся; - развивать эстетические чувства. Регулятивные: - формулировать учебную проблему; - искать пути решения проблемы. - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль. Познавательные: - расширять представление о русском языке; - формировать умение работать со словарями; |
2.Актуализация знаний. | Мультфильм «Багаж» (фрагмент «Дама сдавала в багаж») Дама сдала вещи в багаж и отправилась в путешествие. Последуем ее примеру и мы. Для этого подготовимся: Каждой группе необходимо взять по 1-2 иллюстрации, находящиеся на доске (иллюстрации: вокзал, багаж, саквояж, чемодан, картина, картонка, корзина). Готовы? Отправимся в увлекательное путешествие…в Этимологию. Слайд «Этимология» Работа с текстом. Перед вами текст, маленький отрывок из книги Светланы Лавровой «Откуда берутся слова, или Занимательная этимология». Ваша задача: познакомившись с текстом, узнать о происхождении слов, которые вы выбрали, и рассказать об этом своим друзьям. У вас 3 минуты. | Работа с текстом из книги С. Лавровой «Откуда берутся слова, или Занимательная этимология»: «В истории языка была одна дама…» |
3.Определение проблемы | Для чего необходимо знать происхождение слов? Фрагмент видеоурока «Этимология»: «Правописание слов долина – одолеть, ровесник – сверстник. | - Правильно писать. | |
На доске (2 страница): Словарь однокоренных слов, иллюстрации (Копейка, лопата, колесо, кольчуга, лопух, копье). Соотнесите слова. | Заранее подготовленная ученица рассказывает о происхождении слов копейка, лопата, колесо, кольчуга, лопух, копье. Однажды словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо, Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками. Как же был озадачен словарь, когда увидел, с кем пришли к нему в гости слова. Уточните: кого пригласили Копейка, Колесо и Лопата? Соотнесите эти предметы. Обоснуйте свой ответ. Действительно, Копейка пригласила копье, потому что произошла от слова копье, а не от слова копать, как думают некоторые. На одной из первых русских монет был изображен всадник с копьем. На доске (3 страница): Колесо пригласило кольчугу. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У колеса и кольчуги одинаковые корни, поэтому эти слова – родственники. А лопух и лопата тоже слова - родственники. Оказывается, в старину существовало слово лоп – плоское расширение, лист. От него и образовались с помощью суффиксов –ух и -ат слова лопух, лопата. Вот такие интересные истории. | |
| А где можно узнать о происхождении слова? - Конечно, в этимологических словарях. На доске (4 страница) Учитель: есть несколько этимологических словарей. Наиболее популярны «Этимологический словарь» под редакцией Николая Максимовича Шанского, «Этимологический словарь» в 4-х томах немецкого ученого Макса Фасмера. На столе у каждой группы находится том словаря Фасмера. Давайте посмотрим, как строится словарная статья, потому что нам придется сегодня поработать со словарем. Возьмите памятки, прочитайте о структуре словарной статьи. На доске (5 страница) Вам встретятся сокращения: укр., др.-русск., цслав., ст.-слав., блр, болг., чеш. и др. Это названия языков, откуда пришло слово или в котором оно употребляется. - Понятно? | Рассматривают статью выбранного слова. | |
4.Поиск решения проблемы | Мы выяснили, что знание этимологии слова помогает нам правильно писать слова. А еще для чего необходимо обращаться к происхождению слова? | - Для того, чтобы глубже понять произведение. | |
Фрагмент фильма «Руслан и Людмила» - Откуда фрагмент? - почему, как вы думаете, мы взяли фрагмент именно из этого фильма? - работа со словарем позволяет глубже понять произведение. | - Скоро будем изучать поэму А.С. Пушкина, а в тексте встречается много непонятных слов. | |
5. Самостоятельная работа в группах | Я предлагаю вам стать лингвистами. У меня в руках обложка нашего с вами словарика к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». А страницы этого словарика создадите вы. (Каждая группа получает свои страницы). Обратившись к Толковому словарю Ожегова и Этимологическому словарю, составьте словарную статью: Лексическое значение слова Его происхождение | Ребята оформляют страницы словарика: 1 группа: брашно, витязь; 2 группа: копье, кручина; 3 группа: наперсник, ретивый; 4 группа: чертог, яхонт; Защита своих проектов. | |
6. Подведение итогов | На доске (6 страница): Наше путешествие подходит к концу. Осталось выяснить происхождение слова каракатица. Оказывается, первоначальная форма этого слова корокатица, образовалось оно из ныне не сохранившегося краткого прилагательного короката, которое по структуре похоже на полосата (имеющая много полос), волосата (имеющая много волос). Значит, короката – это «имеющая много…» Но чего? В русском языке ничего подобного нет. На помощь пришел болгарский язык: в нем есть слово крак «нога». Если бы слово в русском языке сохранилось, то оно имело бы такой вид корок. Получается, что короката значит «имеющая много ног». Стало быть, каракатица – это многоножка. | Анализируют информацию | |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Эксклюзивное интервью. | Отвечают на вопросы | |