kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема "Чудеса русского языка. Превращения слов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся-билингвы чаще всего плохо читают, у них бедный словарный запас, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст, а игра помогает воспитывать языковое чутье у ребенка через интерес к словам. А. Л. Барто подчеркнула: «Словесная игра. приучает ребенка любить слово, понимать душу слова».

Дети любят переставлять звуки в слове, заменять один звук другим, поражаясь тому, что это может изменить смысл слова. Различные игры на превращение слов позволяют также преду­предить ошибки младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. Тема "Чудеса русского языка. Превращения слов."»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

ул.Федорова,6



Учитель начальных классов

Шиленок Людмила Григорьевна



Внеклассное занятие по русскому языку с детьми мигрантов. УМК «Гармония»

Тема занятия: Чудеса русского языка. Превращения слов.

Класс: 2.

Цель: способствовать прочному и сознательному развитию речи детей; вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.

Задачи:

- создание у учащихся положительной мотивации к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- обогащение словарного запаса учеников;

- развитие речи учащихся, сообразительности, пытливости и любознательности каждого ученика;

- осуществление связи с жизненным опытом учащихся;

- воспитание культуры речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.




Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Дети любят считалки, небылицы и всякую словесную игру. Слово для них - предмет игры, а через игру дети узнают язык и его законы...

В. Шкловский в статье «Язык, как обновка» писал: «Через шутку маленький человек входит в мир языковых представлений и становится большим человеком».

Все дети «любят считалки, небылицы и разную словесную игру... Слова для них — предмет игры, а через игру дети узнают язык и его законы...

Учащиеся-билингвы чаще всего плохо читают, у них бедный словарный запас, они не воспринимают переносное значение слов, не могут своими словами пересказать текст, а игра помогает воспитывать языковое чутье у ребенка через интерес к словам. А. Л. Барто подчеркнула: «Словесная игра... приучает ребенка любить слово, понимать душу слова».

Дети любят переставлять звуки в слове, заменять один звук другим, поражаясь тому, что это может изменить смысл слова. Различные игры на превращение слов позволяют также преду­предить ошибки младших школьников.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

- На сегодняшнем занятии вы узнаете много нового о словах русского языка. Вы познакомитесь со словами-друзьями, будете искать нужное слово, изменив одну букву, попытаетесь решить другие занимательные задачи.

- Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. Что бывает, если на место одной буквы встанет другая, можно узнать из рассказа А.Шибаева «Одна буква».

2. Постановка учебной задачи.

(Учитель по ходу чтения делает необходимые записи на доске).

Все началось с того, что, Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».

Я ей говорю:

- Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а!

А Маша отвечает:

- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона – какая тут разница? И так все поймут.

Тогда я сказал:

- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?

Смеется Маша:

- Вот чудеса, получилось ворота!

- Поняла, - говорю, - что значит одна буква?

- Так, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Ребята высказывают своё мнение, подводят к теме урока.)

3. Чудесные превращения слов.

1) А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

? - Какое слово должно быть в стихотворении? (сом).

- Какая буква встала не на свое место?

- Что получилось при этой замене? (дом).

- Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое. Был сом, стал дом.


2) Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися» буквами.

1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.


2. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забывайте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном.

3. Жучка будку (булку) не доела:

Неохота. Надоело…


4. На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.


5. Забодал меня котел (козел)

На него я очень зол.


4. Физкультминутка.

Руки вверх и руки вниз

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.


4. Занимательные упражнения.

1) Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово тоже становится другим, меняет свое значение. И таких слов в русском языке очень много. Выполнив несколько занимательных упражнений, вы в этом убедитесь.

Замените выделенную букву.

(слова записаны на доске)

бочка ум

лапка кот

палка коза

Возможные варианты: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; папка, шапка; ус, уж, ух; кот, кол, ком, кон; коса, кожа, кора.


2) Какое слово задумано?

На доске записывается какое –нибудь слово с одной пропущенной буквой, например, б…к. Дети должны угадать, какое слово задумал учитель. Пытаясь найти нужное слово, они называют бак, бок, бык. Учитель каждый раз говорит, что слово другое.

Если никто больше не сможет угадать слово, учитель сообщает его сам: задуманное слово бук. Если дети назовут и это слово, то поиски закончены.

Слова для игры: д…м (дом, дым, дам), л…к (лук, люк, лак), …ок (бок, ток, сок, кок), со…(сок, сор, сом, сон, сох), с…н (сын, сон), сы… (сыр, сын, сыч, сыт).


3) Метаграмма. (Метаграмма – загадка, в которой зашифрованы слова, различающиеся одной буквой).

- Найдите слова в метаграмме.

Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь – оставь меня в вазу…

Но с буквою к в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду, …

Капусте достанется сразу. (Роза – коза).


4) Забавные недоразумения. (стихи записаны на доске)

- Послушайте стихи В.Викторова и найдите ошибки в них. Почему появились эти ошибки?

  1. На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат,

Вы спросите у врачат.



  1. Пустили щуку в печку,

Пирог спустили в речку.

Часок подержали

И вынули в срок

Горелую щуку

И мокрый пирог.

Ученики исправляют слова по смыслу под руководством учителя, а потом читают исправленные строки.


5) Рассказ – задача. Что получилось?

- У писательницы Н.Гернет есть рассказ «Что получилось?» Это не просто рассказ, а рассказ – задача. Решите ее.

Когда Надя и Сережа пошли в первый класс, мама подарила им по разрезной азбуке. Они давно уже выучили все буквы и очень любят из них складывать слова. Сережа сложил даже целый рассказ. Правда, у него, как нарочно, куда-то задевались все буквы е. Но только он без них обошелся. Взял, да и поставил вместо буквы е разные другие буквы.

«Прочитай!» - говорит Сережа Наде.

Надя прочитала, да не поняла ничего. Помогите ей ребята!

Поставьте сбежавшую от Сережи букву е в те слова, где ей полагается быть.

У детей распечатанный текст на листочке.

ЛОТО.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город.

Заменив правильно буквы, получаем текст.

ЛЕТО.

В поле было жарко. Мы ехали долго- долго, пока не увидели лес и село. Нас ждали в селе. Тётя Лена и дядя Сеня были нам рады. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, ели ватрушки на меду. Кувыркались на лугу в сене. А потом поехали в город.


- Вот что может натворить лишь одна пропавшая буква. А встала на свое место - и сразу стало все понятно. Как важно написать букву там, где она нужна.


  1. Итог занятия.

- Какими сведениями о необычных словах русского языка вы пополнили свои знания? Что бывает, если на место одной буквы встанет другая? (Ответы детей)

- Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое. Так бывает не только при замене буквы, но и тогда, когда мы добавим к слову букву или отнимем её от слова.


7






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Шиленок Людмила Григорьевна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419905

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства