kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по культуре речи «Слова – паразиты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проведено в рамках недели языков с целью воспитания культуры речи учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по культуре речи «Слова – паразиты»»

Внеклассное мероприятие по культуре речи

« Слова – паразиты»

Учитель русского языка и литературы

Горькаева Е. М.

КГУ « Большеизюмовская средняя школа»

2016 – 2017 учебный год



Цель: Воспитание культуры речи учащихся.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов.

Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер,  интерактивная доска, проектор.


Ход мероприятия


Эпиграфы:


Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“. 
Д. С. Лихачев


В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать. 
Ларошфуко де Франсуа


Кто ясно мыслит – ясно излагает»
(Артур Шопенгауэр, немецкий философ 19 века)


Слайд 2



Вед.1 Добрый день, дорогие друзья! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед .2 В лингвистике XX века существует понятие « культура речи», объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»

Вед.1 Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для всего на ней живущего. Широко развивается наука экология, обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. Пришла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто общаемся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу почти смертельные раны!


Вед.2 Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом придуманных слов».


Слайд 3


Вед.1. Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы, к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пересыпают свою речь бранными словами, усиленно жестикулируют, громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры. Эти « слова – паразиты, «к сожалению» входят в лексикон современного школьника.





Ученик читает стихотворение Ю.Важдаева:

Мы нынче как бы все глупеем

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы не умело.

И чаще как бы невпопад.

(Просмотр видеоролика из « Ералаш» « Почему мы так говорим?»)

Вед.1 Многие из нас грешат словами-паразитами, которые, как, оказалось, тоже имеют свое значение. Они не только загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто умалчивают. Что же скрывается за безобидными паразитами?


Вед.2 Слова - паразиты – это слова, употребляющиеся в устной спонтанной речи, они не несут никакого смысла, без них смысл высказывания никак не изменится.


Вед.1 Давайте посмотрим, что же это за слова, и вы сами увидите, кто из вас их употребляет.


Слайд 4

Вед.1. К сожалению, слова - паразиты в русском языке являются бедой нашего времени. Очень сложно уловить смысл сказанного, когда речь человека загрязнена такими словами

Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:

Ученик читает стихотворение:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

Вед.1 В этом стихотворении мы услышали слова - паразиты которые помешали нам понять его смысл.

Вед.2 Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанного, они питаются вашей речью. Вспомните, как тяжело слушать человека, когда он сыплет мусорными словами. А знаете вы что, СЛОВА-ПАРАЗИТЫ ВЫДАЮТ НАШИ СЕКРЕТЫ!


Слайд 5

Вед.1 Сейчас мы проведем небольшой тест и вы узнаете себя по тому, какие слова – паразиты вы употребляете:



Слайды 6-8

Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

Как бы” – словечко подростков и слишком «творческих личностей», которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.


Вед1. В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.


Вед 2. Давайте попытаемся понять, почему слова-паразиты появились в нашей речи и зачем мы их используем.



Слайд 9

— бедный словарные запас, низкая культура, в том числе речи,
— ситуацию, когда человек не хочет говорить (не хочет отвечать на неудобный вопрос, нужно потянуть время)
— когда человек волнуется или торопится
— язык бежит вперед мыслей


Вед.2. Мы уже выяснили, что слова-паразиты загрязняют и обедняют нашу речь, заставляют нас выглядеть нелепо в глазах собеседников, но, наверное, с ними можно как-то бороться? А вы знаете, что раньше для борьбы с нежелательными словами использовался такой метод как мытье языка с мылом? А как вы думаете, есть какие-то более гуманные, но действенные способы для этого? 


( учащиеся дают свои варианты ответа)

Вед 1. Да, это очень сложный вопрос, мы приготовили несколько вариантов действий, давайте вместе посмотрим, какие из них могли бы нам в этом помочь.


Слайд 10


-Вообще ничего не говорить.
- Признаться себе в том, что у Вас действительно есть проблемы с чистотой речи 

- Выяснить какие именно слова-паразиты характерны для Вас, принять решение от них избавиться.
- Попросить знакомых делать вам замечание каждый раз когда вы произнесли слово-паразит, и не обижаться, если на первых порах это будет происходить крайне часто.
- Назначит самому себе штраф за использование слов-паразитов и сленга( например выполнить какое-либо нелюбимое действие, помыть посуду к примеру, или каждый раз громко и при всех кукарекать, мяукать, лаять и так далее).
- Делать упражнения на дикцию.
- Старайтесь говорить чуть медленнее, слова-паразиты вылетают у нас при спонтанной речи, для заполнения пауз. Если чуть замедлить темп речи, у вас появится время, чтобы продумать дальнейшие слова, пауз не возникнет, и слова-паразиты не будут употребляться.
- Стараться чаще выступать на публике.
- Больше читайте, это увеличит словарный запас.
- Взять словарь и каждый день учить по 10-20 новых слов.
- Бить себя по губам каждый раз, когда произносишь слово-паразит. Выписать все слова-паразиты, которые употребляешь, и поободрать к ним синонимы, которыми их можно заменить.
- Поспорить с друзьями, что вы не будете употреблять в своей речи слова-паразиты.
- Записаться в кружок ораторского искусства.

А теперь давайте немножко поиграем



  1. Игра « Избавляемся от слов – паразитов»



1 команда: Составить предложение со словом «блин».

2 команда: Составить предложение со словом «я в шоке».

Задание: обменяться карточками. Заменить данные слова синонимами.

1 команда вместо « я в шоке» «Впечатляет!»

2 команда вместо «блин» «супер!».)



  1. Задание для обеих команд: придумать как больше синонимов к слову

«прикольный»(Инсценировка заранее подготовленных сценок):

1 группа:

Ученик 1. Привет!

Ученик 2. Привет!

Ученик 1. Все? Отстрелялся?

Ученик 2. Сдул. А Васька, блин, полетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

Ученик 1. А я тоже не могу врубиться в эту химию. Закатила мне училка «4». Она говорит: «Иди, блин, отвечать». А у меня, прикинь, глаза на лоб.

Ученик 2. Ну, похиляли.

Вед 2. Вы что-то поняли? А теперь то же самое, но правильными словами

2 группа:

Ученик 1. Здравствуй, Коля!

Ученик 2. Здравствуй, Антон!

Ученик 1. Экзамен сдал?

Ученик 2. Да Все хорошо. Я получил «5». А Ваське не повезло – ничего не мог ответить.

Ученик 1. И мне трудно дается химия. Я получил «4», но это потому что не доучил.

Ученик 2. Ну, пойдем домой



  1.  Способ«Кукареку»
    В России ходит легенда об одном преподавателе с его особенной методикой. Когда его студенты произносили слова–паразиты, он заставлял их прокукарекать или помяукать. Поначалу все относились к этому с недоумением, а затем втянулись в игру и уже сами с удовольствием использовали метод в общении за пределами университета. Давайте и мы поиграем в эту игру.


Задание для 1 группы:


«Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит. Зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э.. на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом…»


Задание для 2 группы:

- Тут, понимаешь, такая штука. Они шли, а Чубук внизу, а этот, значит, как видит этих – то …прямо человек триста – и вниз! А потом как сцепятся, понимаешь. С тем самым солдатом и этот, значит, как растерялся и его за палец цап!...потом Васька его прикладом раз!.. и связали. Здорово, а?


Вед 1. Засоряют нашу речь слова-паразиты. Человека, речь которого насыщена такими словами, трудно слушать, а порой и смешно. А вот что бывает, когда мысли и речь бедны



Ученик читает стихотворение:

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал,

Потом сел.

Сел-встал,

Сел-встал

И сел снова.

Устал

И упал,

Так и не взяв слова.


Учитель:

В завершении мероприятия позвольте дать несколько советов: Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

  1. Привыкайте пользоваться словарями. Их много, и задачи у них разные. На стенде представлены разные словари, которые должны стать вашей настольной книгой. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи

  2. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга! (песня) ( Давайте говорить друг другу комплименты…)


Вед. 2 Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как святыню».

Вед. 1. Давайте же будем все вместе овладевать литературным языком!

Бороться за культуру речи!


(Слайд 11, 12)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по культуре речи «Слова – паразиты»

Автор: Горькаева Елена Михайловна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348362


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства