Тема: «Урок- путешествие»
Цель: 1.проверить усвоение у учащихся пройденного материала(лексика и фразеология,словообразование).
2.развитие творческой фантазии.речи учащихся.активизация внимания.
3.воспитание нравственных качеств,чувства коллективизма,дружбы,интереса к русскому языку.
Оборудование: рисунки корабля, островов ,карточки.
Ход урока:
I.Оргмомент.
II.Вступительное слово учителя.
1.Внимание!Мне передали телеграмму. Она адресована 6 классу. югославский писатель Душан Радович набирает матросов на корабль «Санглбанглтинглтанг».Что за корабль? Мы узнаем, прочитав стихотворение.
Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на земле?
Это корабль называется так
Сангл-бангл-тингл-таг
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей:
«Матросом на борт поднимается тот, кто быстро название произнесет»
Ученики читают.
Молодцы. вы смогли правильно произнести название корабля. Отправляемся всем классом. Путешествие будет опасным и далеким. Капитаном назначается учение.
В добрый путь! При себе иметь тетради(дневники),где будем записывать свои наблюдения и ответы.
Вот и наш первый остров «Лексика»
Мы должны показать свои знания и эрудицию.
1 задание. «Угадай слово по толкованию»
А)сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или перегревания (термос)
Б)городская наземная электрическая железная дорога(трамвай)
В)красная строка, отступ в начале строки (абзац)
Г) тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине (патриот)
Д)устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг)
«Перевертыш»
Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь
Кудрявый мальчик
Колючий еж
Золотые часы
Стальная балка
Подбор синонимов к словам:
1.храбрый
2.мир
3.далекое путешествие
4.тишина
5.друг
Капитан:Вы показали неплохие знания на этом острове.А теперь продолжим путь.Я вижу остров.У кого соколиный глаз?Кто прочитает название?
Остров «Фразеология»
Нам надо запастись питьевой водой,но прежде чем просить что-либо ужителей этого острова,покажите сои умения.
Капитан: кто сумеет найти устаревшие слова и заменить их?
Горят румянцем свежие ланиты.
Старец нахмурил чело
Построен град великий над Невой
Какие это слова?Почему их так называем?Какую помету они имеют в словаре?
Капитан: А вот и следующее задание.Даны фразеологизмы,объясните их значение.
Водой не разольешь.
Как в воду опущенный.
Толочь воду в ступе.
Носить воду решетом.
Седьмая вода на киселе.
Набрал в рот воды.
Как две капли воды.
Намылить шею.
Сесть в галошу.
Учитель: Наш корабль захватили пираты.пока мы не дадим ответы на их задание,они нас не отпустят.
Какие слова называются диалектными?
Какую помету они имеют в словаре?
Какие слова называются заимствованными?
Чем объяснить,что одни слова выходят из употребления,а другие появляются в языке?
Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
Капитан: Найден ответ. Но увы,на палубе вода,один из пиратов успел пробить на корабль.Ищите пробоины.
Найдите ошибки.
Молодцы!Отправляемся дальше.
III.Остров «Словообразование».Какие задания нам даны здесь.
1.вставьте пропущенные буквы.
К..снулось: Весло коснулось воды.Крючок к..сается дна.Наши лодки соприк..снулись.Причинить боль к..санием.
Правописание –кос,-кас.
2.рассказать о правописании –гор,-гар.
Привести примеры.Составление небольшого рассказа,используя слова с гор,гар.
3.Найти «пятое» лишнее.
А)приставка А) ¬
Б)предлог Б)
В)суффикс В) ^
Г)корень Г) ¬,^
Д)основа Д) □
IV.Капитан: Вот и подошло наше путешествие к концу. Благодарю матросов за службу.
V.Учитель: Сегодня наши матросы показали неплохие знания, смекалку. И капитан был молодцом .Но на этом наше путешествие не кончается, перед нами еще много, много неизведанных островов, которые мы еще посетим на наших уроках.
VI.Подведение итогов.
Награждение матросов. Выставление оценок.