Подобные уроки проводятся с обучающимися ежегодно, начиная с 5 класса, поэтому данная форма работы девятиклассникам хорошо знакома.
Особенность таких уроков в том, что школьникам предлагается информация, связанная с этимологическим анализом слова, дающего название какому-либо кулинарному изделию. Тексты для работы на уроках выбираются с точки зрения их информативности. В результате ребята узнают об истории появления того или иного слова, об истории самого кулинарного изделия, знакомятся с рецептурой приготовления. Таким образом, обучающиеся учатся более внимательно относиться к слову, всматриваться в его структуру, вслушиваться в его звучание.
На основе данного текстового материала создаются задания, помогающие подготовить школьников к Государственной Итоговой Аттестации.
После занятия активом класса организуется чаепитие, что повышает интерес к подобной форме организации работы при подготовке к ОГЭ, снимает психологическое напряжение.
Урок построен таким образом, что удается рассмотреть все виды заданий, используя разные методы работы. Постоянная смена деятельности позволяет обучающимся не снижать активность в течение всего занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вкусный урок (подготовка к ОГЭ) »
Конспект урока по теме:
«Вкусный урок».
Решение тестов (подготовка к ОГЭ).
9 класс.
Номинация: урок русского языка
Участник: Кайль Яна Андреевна,
МБОУ СОШ № 77
2013 - 2014
Аннотация.
Подобные уроки проводятся с обучающимися ежегодно, начиная с 5 класса, поэтому данная форма работы девятиклассникам хорошо знакома.
Особенность таких уроков в том, что школьникам предлагается информация, связанная с этимологическим анализом слова, дающего название какому-либо кулинарному изделию. Тексты для работы на уроках выбираются с точки зрения их информативности. В результате ребята узнают об истории появления того или иного слова, об истории самого кулинарного изделия, знакомятся с рецептурой приготовления. Таким образом, обучающиеся учатся более внимательно относиться к слову, всматриваться в его структуру, вслушиваться в его звучание.
На основе данного текстового материала создаются задания, помогающие подготовить школьников к Государственной Итоговой Аттестации.
После занятия активом класса организуется чаепитие, что повышает интерес к подобной форме организации работы при подготовке к ОГЭ, снимает психологическое напряжение.
Урок построен таким образом, что удается рассмотреть все виды заданий блока А,В, используя разные методы работы. Постоянная смена деятельности позволяет обучающимся не снижать активность в течение всего занятия.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Продолжительность занятия: 2 урока (80 минут).
Цели:обобщение и применение знаний о способах и методах решения тестов блока А и В рамках ГИА; развитие у школьников умения письменно и устно выполнять задания блока А,В; развитие навыков создания подобных заданий самостоятельно; развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу; обобщение знаний основного программного материала; воспитание культуры, уважения к собеседнику, умения работать в группах.
Задачи: Общеобразовательные: развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности; формирование навыков самостоятельной работы, работа с литературой, в коллективе; обучение умению аргументировано отстаивать свое мнение, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы; повышение интереса к предмету. Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации.
Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний, необходимых для выполнения заданий ГИА.
Формы организации работы детей: фронтальный опрос, работа у доски, групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, инсценировка, поиск ответа на проблемные вопросы, словарная работа, работа со словарями, работа с таблицами.
Содержание урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
4.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Конспект урока.
Подготовительная работа: украшение кабинета (атрибуты: вазочки с баранками, чайные наборы), подготовка заданий на карточках, подготовка таблиц, схем, алгоритмов, необходимых для групповой работы, подготовка обучающихся 5 класса к выступлению (инсценировка, презентация)
Оборудование: проектор, сборники для подготовки к ГИА, словари, таблицы, схемы , карточки с заданиями, костюмы.
Цели:обобщение и применение знаний о способах и методах решения тестов блока А и В рамках ГИА; развитие у школьников умения письменно и устно выполнять задания блока А,В; развитие навыков создания подобных заданий самостоятельно; развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, умения использовать дополнительную литературу; обобщение знаний основного программного материала; воспитание культуры, уважения к собеседнику, умения работать в группах.
Задачи: Общеобразовательные: развитие интереса к решению задач нестандартного вида, к активной творческой деятельности; формирование навыков самостоятельной работы, работа с литературой, в коллективе; обучение умению аргументировано отстаивать свое мнение, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы; повышение интереса к предмету. Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации.
Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы снова собрались на «вкусном уроке». А, значит, узнаем об истории появления еще одного слова. Вспомните о происхождении каких слов мы говорили раньше? (Ответы детей: бублик, пряник, вафли, печенье).
К сегодняшнему уроку вы должны были выполнить фонетический разбор этих слов (бублик, пряник, вафли, печенье), а также попытаться составить суждения, подобные тем, что предлагаются в задании ОГЭ. Приглашаю четырех человек записать разборы на доске, а с остальными мы поработаем устно и проверим, какие суждения у вас получились.
2. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами продолжаем подготовку к экзамену. Задачи сегодняшнего урока потренироваться выполнять задания тестовой части ОГЭ, закрепить уже приобретенные навыки, развивать новые умения, чтобы каждый из вас смог успешно пройти экзаменационные испытания.
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
- Под музыку «Конфетки - бараночки» выходят ученики 5 класса с баранками, в русских народных костюмах, исполняют элементы русского народного танца. После того, как музыка перестает звучать, задают классу вопрос: Как, на ваш взгляд, образовалось слово «баранка?» (предположения детей). Рассказывают этимологию слова «баранка».
Происхождение баранок
(с использованием презентации)
Слово «баранка» имеет в корне своем православную основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка».
Баранки были придуманы в городе Сморгонь, который находится в Белоруссии. Именно там впервые стали готовить из обваренного теста жгуты, которые заворачивали и пекли из них обваранки. Это название укрепилось за этим изделием так оно готовилось из обваренного теста. Далее «обваранки» стали называть «обваренками», «варенками» и в результате преобразовалось название в «баранки». Баранки получили свое название за то, что напоминали людям бараний рог. В России баранки появились сначала на северо-востоке, так как баранки привозились из ближайшей Белоруссии.
В древнерусском языке «баранок» был мужского рода и использовался преимущественно в единственном числе. Однако в простонародном варианте слово «баранка» была среднего рода.
Все мы с вами спортсмены и привыкли заботится о своем здоровье. Так вот именно баранки имеют к здоровью самое прямое отношение: баранки всегда считались самыми диетическими, в сравнении с другими хлебными изделиями, так как в них содержится всего один процент сахара и практически не содержится жиров. Поэтому традиционно на Руси баранки считались не только лакомым изделием, но и лечебным продуктом.
Все мы с вами спортсмены, а значит, заботимся о здоровье. Баранки, оказывается могут помочь нам в этом. Раньше при появлении простуды баранки обычно замачивались в теплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном.
- Учитель (пятиклассникам): спасибо вам большое за полезную информацию. (5 класс уходит).
-Учитель: Итак, как вы поняли, сегодня мы с вами работаем с текстами, в которых рассказывается о баранках.
- Работа с текстом.
Три калача одна баранка (русская народная сказка)
Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну баранку, вдруг стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: - Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сразу съесть одну баранку.
- Вопросы и задания:
(А1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мужик стал сыт после одной баранки?»
Баранка очень сытное изделие.
Баранка была вкуснее, чем калачи.
Съев несколько калачей, мужик насытился, но понял это только тогда, когда съел одну баранку.
Баранка по размеру больше, чем калач.
(А3)Какое средство выразительности, характерное для всех русских народных сказок, является основным в этом тексте?
(В1) Замените устаревшее слово «экой» стилистически нейтральным синонимом. (какой)
Как вам кажется, какое еще слово в этом тексте можно использовать для задания В1? (мужик).
Есть ли в этом тексте слова с чередование гласных в корне? (нет)
Найдите и выпишите в два столбика все слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой ударением. А затем добавьте в каждый столбик по 5 своих примеров. (два человека работают у доски, остальные в тетради.)
Проверка:
Захотелось (хотелось)
калач
баранка
- Словарная работа: Что такое калач?
(Кала́ч (от общеславянского kolačkolo — 'круг') — круглый белый хлеб, (http://slovari.yandex.ru)
Какое слово может быть интересными с точки зрения использования его в задании А4 (фонетика: укажите ошибочное суждение)? (ответ: съесть) – пр. вопрос
Попробуйте сформулировать суждение, используя это слово? (ответы: в слове «съесть» количество звуков и букв одинаковое; в слове «съесть»количество букв больше, чем звуков ) – пр. вопрос
- Работа в группах.
Задание для групп. Составьте задания А2, А3, А5, А6, А7 используя предложенный текст. Для выполнения заданий вы можете использовать любой материал, находящийся в кабинете (сборники для подготовки к ГИА, словари, таблицы, схемы и т.д.)
Текст
(1)Баранки, как известно, являются традиционными русскими хлебными изделиями. (2) Их и покупали и пекли сами, привозили из города крестьяне как гостинец, для детей они были лакомством. (3)Все это, как детали быта русского человека, нашло отражение в отечественной литературе. (4) Ср.: «…посреди площади самые маленькие лавочки; в них всегда можно заметить связку баранков...» (Гоголь. Коляска); (5)«Гостинку дам, как домой воротимся, прано! Целую баранку дам!» (Гл. Успенский. Живые цифры); (6)И сейчас многие сорта баранок, входящих в постоянный ассортимент булочных, охотно покупаются городскими и сельскими жителями к чаю. (7)Несмотря на традиционность, появились баранки все же значительно позже, чем, например, калачи, которым вместе с ржаным хлебом составляли две основные исконные разновидности нашего национального хлеба и известны с глубокой древности. (8)Одно из первых упоминаний о баранках мы встречаем только в источниках XVII века (см. «Словарь русского языка XI— XVII вв.»). (9)В Приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря (1665) записано: «Куплено братии в сем Богородицино боранков и яиц па десят(ь) алтын...». (10)Здесь слово «баранки» (в старину бытовало и написание «боранки»), судя но окончанию родительного падежа, в единственном числе, является существительным мужского рода — «баранок». (11)В русских народных говорах встречается вариант слова «баранка» не только в мужском, но и в среднем роде.
(12)Из разных же сортов баранок наибольшей известностью пользовались те, что изготовлялись на Валдае. (13)«Кто не знает валдайских баранок?» — восклицает Радищев в своем знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву». (14)В шутливом письме Пушкина к Соболевскому (9 ноября 1826 г.) читаем: «К чаю накупи баранок, И скорее поезжай».(15) Именно на Валдае рекомендует Пушкин купить баранок. (16)В старых справочниках и словарях тоже указывалось, что «лучшими баранками почитаются валдайские», что ими «славится Валдай». (17)В литературном языке слово «баранка» обозначает совершенно определенную разновидность выпечных изделий.(18) В говорах слово баранка может обозначать любой кренделек домашней выпечки.(19) В конце прошлого века в Бронницком уезде Московской губернии баранкой называли булку, в частности, французскую .
Выступления групп. (обучающиеся отвечают на вопросы, поставленные группами)
1 группа
В каком значении в тексте используется слово «указывалось» в предложении 16?
- определить
- дать узнать, показать, назвать для сведения
- объявить
- движением; жестом обратить внимание на что-нибудь
2 группа
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (сделать предложение с сравнением – это не верно)
Предложение 1
Предложение 5
Предложение 17
Предложение18
3 группа
Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне
1) баранка
2)привозили
3)ассортимент
4)калач
4 группа
В каком слове правописание приставки зависит от ее значения?
1) привозили
2)восклицает
3)обозначает
4) заметить
5 группа
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных с суффиксом - онн -, - енн- пишется НН»?
1) единственным 2) совершенно
3)традиционность
4)постоянный
- Физ. минутка
игра с мячом
1 этап. Я буду называть словосочетание, построенное на основе согласования, а человеку, поймавшему мяч, нужно заменить его словосочетанием, построенным на основе управления (не забывайте вставать при ответе).
Я буду называть словосочетание, построенное на основе управления, а человеку, поймавшему мяч, нужно заменить его словосочетанием, построенным на основе согласования (не забывайте вставать при ответе).
Ваза из стекла, цветок из камня, шуба из меха, платье из шелка, костюм из шерсти, масло из оливок, рельсы из чугуна, сое из малины, горшок из глины.
3 этап.
Я буду называть словосочетание, построенное на основе примыкания, а человеку, поймавшему мяч, нужно заменить его словосочетанием, построенным на основе управления (не забывайте вставать при ответе).
Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
2 задание
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.
Баранки,(1) как известно,(2) являются традиционными русскими хлебными изделиями. Их и покупали и пекли сами,(3) привозили из города крестьяне как гостинец, (4)для детей они были лакомством.
2 уровень
1 задание
Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Выполните синтаксический разбор предложения.
2 задание
Среди предложений 3-9 найдите предложение с вводным словом. Ответ запишите цифрой.
3 уровень
1 задание
Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Приведите свои примеры предложений с обособленным определением.
2 задание
Введите в 11 предложение текста вводное слово.
(11)В русских народных говорах встречается вариант слова «баранка» не только в мужском, но и в среднем роде.
- Самостоятельная работа –проверка по цепочке
Задание 1
Подчеркните грамматическую основу всех простых предложений в тексте
Задание 2
Выпишите все бессоюзные предложения.
Задание 3
Найдите предложения с разными видами связи. Составьте их схемы.
Подчеркните грамматические основы предложений 3, 10, 16
4.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. (сделать тест)
5. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Проверка теста. Обсуждение ошибок.
- Что нам сегодня удалось повторить?
- Какие задания показались вам наиболее сложными?
- Какие формы работы, на ваш взгляд, нужно использовать на уроках чаще?
6. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Выставление отметок за урок.
Домашнее задание
Прорешать тест №5 (http://ege.yandex.ru/russian-gia/), результаты внести в тетради самоконтроля.
Приложение: карточки, презентация, фото с уроков, тексты, описание заданий ОГЭ, музыка