kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Викторина: занимательная фразеология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке целесообразно использовать все возможные виды работы над фразеологизмами: подбор синонимической и антонимической пары, пояснение значения, выделение из контекста или потока речи, употребление в собственной речи, работа над структурой и прочие. Обязательным является использование презентации по теме, так как это позволяет не только сделать урок ярким и запоминающимся, но и развивает зрительную память, фантазию, воображение, устную речь. Урок должен быть обеспечен и дидактическим, наглядным, демонстративным материалом, что позволит сменять род деятельности в течение урока. Оправдана сама форма урока-викторины, потому что при состязании у учеников формируются умения работать в команде, проявляются лидерские качества. В ходе урока  формируются умения отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, представление о многозначности, омонимии, синонимии и антонимии в кругу фразеологических оборотов, освоение правил их уместного использования в собственной речи, формирование умений заметить и оценить фразеологизмы в чужой речи, в частности - в художественной литературе; развивается память, внимание, воображение, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Викторина: занимательная фразеология" »

Тема урока: «Занимательная фразеология»


Цель: систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке


Задачи:

  1. расширение и углубление знаний учащихся по фразеологии;

  2. обогащение активного словарного запаса обучающихся и формирование лингвистической компетенции;

  3. развитие познавательного интереса к изучению фразеологии;

  4. создание ситуации успеха у учеников при изучении русского языка;

  5. развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, самостоятельности в принятии решений;

  6. развитие основных мыслительных процессов обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);

  7. воспитание коммуникативной культуры потребности изучать русский язык


Аудитория: 9 класс


Время проведения: 120 (академический час)


Тип урока: урок закрепления полученных знаний, накопления фактического материала, его осмысления


Форма проведения: урок-викторина


Методы и приёмы: проблемно-поисковый и эвристический; устного и письменного контроля


Формы работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая


Технологии: технология развивающего обучения, компьютерная технология (информационная): демонстрация мультимедийной презентации созданной в программе Microsoft Power Point; использование видеофрагментов


Организационная модель использования ИКТ в ходе урока: один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору


Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение занятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация по теме, раздаточный материал, оценочные листы


Методические рекомендации: на данном уроке целесообразно использовать все возможные виды работы над фразеологизмами: подбор синонимической и антонимической пары, пояснение значения, выделение из контекста или потока речи, употребление в собственной речи, работа над структурой и прочие. Обязательным является использование презентации по теме, так как это позволяет не только сделать урок ярким и запоминающимся, но и развивает зрительную память, фантазию, воображение, устную речь. Урок должен быть обеспечен и дидактическим, наглядным, демонстративным материалом, что позволит сменять род деятельности в течение урока. Оправдана сама форма урока-викторины, потому что при состязании у учеников формируются умения работать в команде, проявляются лидерские качества.





Аннотация


При изучении словарного состава русского языка (активного и пассивного запаса), причин его постоянного изменения осуществляется переход к изучению фразеологизмов.

Урок построен с учетом психологических особенностей учеников: применение слайдового оформления учебного материала усиливает и эмоционально окрашивает восприятие. Этот методический прием важен и с другой стороны: учит обобщать услышанное, прочитанное, выделяя главное.

В ходе урока формируются умения отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, представление о многозначности, омонимии, синонимии и антонимии в кругу фразеологических оборотов, освоение правил их уместного использования в собственной речи, формирование умений заметить и оценить фразеологизмы в чужой речи, в частности  в художественной литературе; развивается память, внимание, воображение, логическое мышление, умения сравнивать, анализировать, обобщать.












План урока

  1. Организационный момент:

1. Актуализация знаний;

2. Целеполагание;

3. Введение в тему;

4. Слово учителя

  1. Викторина:

    1. Презентация команд;

    2. Объясните значение фразеологизма;

    3. Составьте предложение;

    4. Блиц-опрос;

    5. Домашнее задание;

    6. Выберите нужное слово;

    7. Подберите синонимы;

    8. Найдите антонимы;

    9. Внесите исправления;

    10. Подберите фразеологизм;

Дополнительные задания

    1. Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?»;

    2. Ну-ка сосчитай!;

    3. Подберите определения;

    4. Подскажите цифру;

    5. Разделите на группы;

    6. Найдите фразеологизмы

  1. Подведение итогов:

1. Результаты викторины;

2. Слово жюри;

3. Заключительное слово учителя

  1. Задание на дом

  2. Выставление и комментирование оценок














Ход урока


I. Организационный момент


1. Актуализация знаний:

- Здравствуйте. Сегодня мы проведём не обычный урок, а урок-викторину, где вам придётся работать в командах и показать свои знания в предложенной для урока теме. Тема наша звучит так «Занимательная фразеология» (слайд 1).


2. Целеполагание:

- Цель нашего урока – систематизировать и углубить знания по фразеологии как разделе науки о языке. Чтобы её достичь, необходимо решить ряд важнейших задач (слайд 2):

  1. расширение и углубление знаний по фразеологии;

  2. обогащение активного словарного запаса и формирование лингвистической компетенции;

  3. развитие познавательного интереса к изучению фразеологии;

  4. создание ситуации успеха при изучении русского языка;

  5. развитие и совершенствование психологических качеств личности;

  6. развитие основных мыслительных процессов обучающихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);

  7. воспитание коммуникативной культуры потребности изучать русский язык


3. Введение в тему:

- В нашем с вами современном мире сложно встретить человека, который бы ни разу в жизни не сталкивался с понятием «фразеология». Сначала родители или бабушка уговаривают нас хорошо кушать и обязательно с хлебушком, потому что «хлеб всему голова». Старшее поколение тем временем поучает нас: «Жизнь прожить не поле перейти». Готовя сделку, мы повторяем вслед за Остапом Бендером: «Утром деньги вечером стулья, вечером деньги утром стулья». И конечно, всем известно, что, например, выражение «держать рот на замке» не имеет ничего общего с амбарным замком.

- На экране вы видите слова Н.М. Шанского, которые послужат эпиграфом к нашему уроку: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка» (слайд 3).


4. Слово учителя:

- Итак, мы с вами помним, что фразеология – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания, т. е. фразеологизмы или фразеологические обороты. Такое определение фразеологии дал Шарль Балли – известный швейцарский языковед

Последователем этой теории стал русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов, который создал классификацию фразеологических единиц (слайд 4).

II. Викторина


- А теперь приступим к нашей викторине (слайд 5). Вы заранее разделились на 3 команды, выбрали себе капитанов, названия и приготовили эмблему. Но для начала разрешите представить вам членов жюри (слайд 6), которым предстоит сегодня нелёгкая работа: оценивать ваши ответы и выставлять количество баллов в оценочные листы (Приложение 1)


1. Конкурс «Презентация команды» (слайд 7):

- Капитан объявляет название своей команды, поясняет её название, знакомит с эмблемой.


2. Конкурс «Объясните значение фразеологизма» (слайд 8):

- Вы прекрасно справились с первым конкурсом, и мы переходим к следующему заданию. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся фразеологические обороты. По моей команде вы открываете конверт и в течение минуты, совещаясь, готовите объяснение предложенных вам фразеологических оборотов (Приложение 2):

1 команда: без царя в голове, готов сквозь землю провалиться, за словом в карман не лезет, прийти к шапочному разбору, наводить тень на плетень.

2 команда: писать, будто курица лапой, держать нос по ветру, задним умом крепок, коту под хвост, идти ва-банк.

3 команда: водить за нос, дрожать как осиновый лист, знать почём фунт лиха, жить на птичьих правах, жить как у Христа за пазухой.


3. Конкурс «Составьте предложения» (слайд 9):

- На карточках вам предложены по два словосочетания. Ваша задача составить с каждым из них по два предложения, чтобы в одном словосочетание использовалось в качестве свободного, а в другом – в качестве фразеологизма. Например: В деревне, где я родился, моя хата с краю. – Я не стал участвовать в споре, да и зачем, моя хата с краю (Приложение 3).

1 команда: гладить по головке, намылить шею.

2 команда: кормить завтраками, отбросить коньки.

3 команда: ходить на цыпочках, выйти из строя.


4. Конкурс «Блиц-опрос» (слайд 10):

- Теперь мы приступаем к блиц-опросу. Я зачитываю вам вопросы, а вы должны на них ответить, но ответ ваш должен быть ни чем иным, как фразеологическим оборотом. Например: Как говорят о человеке низкого роста? Метр с кепкой. Право отвечать предоставляется той команде, которая первой поднимет руку (Приложение 4):

  • Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Как снег на голову, как с луны свалился)

  • Как говорят о том, кто обманывает? (Вешает лапшу на уши, водит за нос, пускает пыль в глаза)

  • Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)

  • Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)

  • Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)

  • Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)

  • Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)

  • Как говорят о безденежье? (Кот наплакал, с гулькин нос)

  • Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)

  • Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке? (Как в воду канул, как сквозь землю провалился?)

  • Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)

  • Как говорят о тех, кто усердно трудится? (Непокладая рук, в поте лица)

  • Как говорят об опытном человеке? (Мастер своего дела, собаку съел)

  • Характеризуя худого человека, мы говорим… (кожа да кости, не в коня корм)

  • Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)

  • Нахождение кого-то или чего-то на дальнем расстоянии выражается словами… (у чёрта на куличка, за тридевять земель)

5. Конкурс «Домашнее задание» (слайд 11):

- Каждая команда получила домашнее задание: написать рассказ (связный текст) и использовать в нём как можно больше фразеологических оборотов. Пока одна из команд читает свой рассказ, задача других подсчитать количество фразеологизмов, использованных в тексте


6. Конкурс «Выберите нужное слово» (слайд 12):

- Каждой команде я раздаю листы, на который написаны фразеологические обороты, но вот беда: мой компьютер дал сбой, и слова все перепутались. Помогите мне собрать фразеологизмы! (Приложение 5)

1 команда:

  • (медвежья, собачья, волчья) услуга,

  • как мёртвому (банки, припарки, горчичники),

  • знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела,

  • как  (с курицы, с утки, с гуся) вода,

  • как  (снег, дождь, град) на голову,

  • намылить (руки, шею, голову),

  • убить (трех, четырех, двух) зайцев

2 команда:

  • проще пареной (репы, свёклы, картошки),

  • как (бельмо, ячмень, рана) на глазу,

  • ждать у (дома, моря, подъезда) погоды,

  • хоть (шаром, мячом, глобусом) покати,

  • как (овца, собака, корова) на сене,

  • сказка про (белого, черного, рыжего) бычка,

  • дрожит как (березовый, кленовый, осиновый) лист

3 команда:

  • вертеться как (заяц, кошка, белка) в колесе,

  • знать, где (рыбы, раки, медведи) зимуют,

  • пуд (соли, масла, хлеба) съесть,

  • толочь (капусту, воду, ягоды) в ступе,

  • съесть (пуд, фунт, килограмм) соли,

  • выеденного (огурца, яйца, яблока) не стоит,  

  • как за (деревянной, глиняной, каменной) стеной


7. Конкурс «Подберите синонимы» (слайд 13):

- Прежде чем мы приступим к седьмому конкурсу, напомните мне, что такое синонимы? (Синонимы – это слова различные по звучанию, имеющие общее значение, но отличающиеся оттенками).

Оказывается, фразеологизмы тоже могут иметь синонимы. Например: кот наплакал – с гулькин нос.

Я уверена: вы догадались, что сейчас вам предстоит подобрать синонимы к фразеологическим оборотам (Приложение 6):

1 команда: во все лопатки (во всю прыть), бояться как чёрт ладана (дрожать как осиновый лист), за тридевять земель (у чёрта на куличках);

2 команда: ни рыба, ни мясо (ни то ни сё), моя хата с краю (своя рубашка ближе к телу), сесть в лужу (попасть впросак);

3 команда: водой не разольёшь (душа в душу), когда рак на горе свистнет (после дождичка в четверг), водить за нос (вешать лапшу на уши)

8. Конкурс «Найдите антоним» (слайд 14):

- Теперь подскажите мне определение антонимов. (Антонимы – это слова с противоположным значением)

Многие фразеологические обороты имеют антонимическую пару. Например: кот наплакал – куры не клюют.

А теперь и вы составьте антонимическую пару (Приложение 7):

1 команда: жить душа в душу (как кошка с собакой), попасть впросак (выйти сухим из воды), что есть мочи (черепашьим шагом);

2 команда: рукой подать (у чёрта на куличках), бить баклуши (работать непокладая рук), положа руку на сердце (вешать лапшу на уши);

3 команда: спустя рукава (засучив рукава), от горшка два вершка (верста коломенская), на седьмом небе от счастья (опустится на землю)



9. Конкурс «Внесите исправления» (слайд 15):

- На слайде вы видите предложения, но в них при использовании фразеологических оборотов были допущены ошибки. Исправьте их (слайд 16):

  • После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

  • Павел Константинович знал всю его подноготную жизнь.

  • Писатель идёт в одну ногу со своим временем.

  • Олег радовался тому, что дело было в его шляпе

  • Соседка Верочки была злая как злая собака.

  • Он смотрел на доску так, как баран смотрит на новые ворота.

  • Я понял, что он рассказывает мне сказку про белых бычков.

  • Гость этот надоел нам хуже горькой редиски.

10. Конкурс «Подберите фразеологизмы» (слайд 17):

- Сейчас на экране появится три слова, по одному для каждой команды. Ваша задача вспомнить как можно больше фразеологизмов, в составе которых будет предложенное вам слово (слайд 18):

1 команда: голова (без царя в голове, светлая голова, как обухом по голове, переваливать с больной головы на здоровую, дурная голова ногам покоя не даёт…)

2 команда: рука (работать непокладая рук, ударить по рукам, развести руками, рука об руку, рука руку моет…)

4 команда: ухо (уши) (медведь на ухо наступил, пропустить мимо ушей, держать уши востро, держать ушки на макушке, уши в трубочку свернулись, вешать лапшу на уши, развесить уши…)




Дополнительные задания


11. Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?» (слайд 19):

- Каждому из вас доподлинно известно, что в русском языке большое количество фразеологизмов, в которых упоминаются животные. Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете данные фразеологизмы, мы проведём экспресс-опрос «Какое животное спряталось?» Поочерёдно каждой команде я буду называть фразеологизм, а вы животное, которое я опускаю. Если команда не отвечает, ход переходит команде соперника:

  • Голоден как… 

  • Нем как… 

  • Хитёр как... 

  • Грязный как... 

  • Упрям как... 

  • Здоров как... 

  • Болтлив как...

  • Колючий как... 

  • Важный как… 

  • Красный как… 

  • Плестись как…

  • Пишет как … лапой 

  • Делить шкуру неубитого… 

  • На сердце … скребут 

  • …носа не подточит 

  • Лить … слезы 

  • Белая… 

  • Биться, как … об лед 

  • Вот где … зарыта

  • Денег … не клюют 

  • Заморить… 

  • Как … языком слизала

  • Как … в воде 

  • Когда … на горе свистнет 

  • Купить … в мешке 

  • на смех 

  • Считать…


12. Конкурс «Ну-ка сосчитай!» (слайд 20):

- Теперь задание на внимательность: я прочту вам стихотворение В. Суслова, в котором, как мне кажется, есть немало фразеологизмов. Вы, слушая меня, должны сосчитать все фразеологические обороты:

Бывает частенько, что слово одно, 
Но служит по-разному людям оно. 
Примеры тут можно найти без труда 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло. 
Случалось, что в школе я правил не знал, 
Молчал при опросе: воды в рот набрал. 
Зато болтуну мы заметить не прочь: 
– Не хватит ли воду-то в ступе толочь! 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
Довольно лить воду! Ты дело давай! 
О смелом мы вправе сказать наперед: 
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет! 
И утки и гуси – сухие всегда. 
Заметили люди: как с гуся вода! 
Лентяй отдыхает, а время идет, – 
Под камень лежачий вода не течет. 
Лгунишка наврет, не поймешь для чего, – 
На чистую воду выводят его. 
Работать впустую? Что скажут потом? 
Не дело, мол, воду носить решетом. 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»


13. Конкурс «Подберите определение» (слайд 21):

- На слайде вы видите фразеологизмы, но в них потерялось одно слово: прилагательное. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы? (слайд 22)

  • кричать ... матом;

  • ... друг;

  • ... воробей;

  • ... враг;

  • ... на язык;

  • ... лепет;

  • ... сынок;

  • … руки;

  • как ... муха;

  • ... орешек;

  • шито ... нитками


14. Конкурс «Подскажите цифру» (слайд 23):

- Фразеологизмы, в которых упоминаются животные или где встречаются определения, вы знаете хорошо. А как обстоит дело с фразеологическими оборотами, где употребляются числительные?

На слайде фразеологизмы. Подскажите мне, какие цифры здесь потеряны! (слайд 24):

  • без ... минут 

  • ... пядей во лбу

  • гнуть в ... дуги

  • как свои ... пальцев

  • опять ... 

  • гнать в ... шеи

  • сгонять ... потов

  • ... пятниц на неделе

  • от горшка ... вершка

  • с ... короба

  • за ... земель

  • в ... счета

  • ... верст до небес

  • книга за ... печатями

  • за ... верст киселя хлебать

  • ... потов сошло



15. Конкурс «Разделите на группы» (слайд 25):

- На слайде вы видите словосочетания, но одни из них являются свободными, а другие синтаксически связанными, т.е. фразеологизмами. Вам необходимо заполнить таблицы, лежащие у вас на столах, в соответствии с принадлежностью того или иного сочетания к одной из групп (Приложение 8) (слайд 26):

Весенний дождь, хлопать глазами, белая ворона, маменькин сынок, золотые серьги, белая скатерть, повесить картину, повесить голову, белые цветы, грибной дождь, перемывать косточки, злые языки, щелкать зубами, хлопать дверью, в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах, мамин сын, наклонить голову, злые люди, рубить дрова, горные реки, молочные реки, расхлебывать кашу, варить кашу, щелкать пальцами, ломать голову, белые мухи, золотые руки, рубить сплеча


16. Конкурс «Найдите фразеологизмы» (слайд 27):

- Следующий конкурс называется «Найди фразеологизмы».

  1. Звери задрожали, 
    В обморок упали. 
    Волки от испуга
    Скушали друг друга.
    Бедный крокодил
    Жабу проглотил. (К. Чуковский)


  1. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
    Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
    По лесам, по полям разбежалися,
    Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский)


  1. Он кланялся соседям –
    Лисицам и медведям. 
    Знакомым место уступая, 
    Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал 
Всей пяткою на лапу, 
Совал куда не надо нос, 
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак)


  1. Говорят, у мамы 
    Руки не простые. 
    Говорят, у мамы 
    Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)


  1. Долго ждали еж с ежихой, 
    А мышонок меж кустов 
    Прошмыгнул – и был таков!
    Поглядел мышонок: мчится 
    То ли кошка, то ли птица:
    Вся рябая, клюв крючком,
    Перья пестрые торчком,
    А глаза горят, как плошки, –
    Вдвое больше, чем у кошки.
    У мышонка замер дух, 
    Он забился под лопух. (С. Маршак)


  1. Летят опилки белые,
    Летят из-под пилы: 
    Это плотник делает 
    Рамы и полы.

Топором, рубанком 
Выстругивает планки. 
Сделал подоконники 
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)


  1. Что стряслось у тети Вали? 
    У нее очки пропали!
    Ищет бедная старушка 
    За подушкой, под подушкой, 
    С головою залезала 
    Под матрац, под одеяло,
    Заглянула в ведра, крынки, 
    В боты, валенки, ботинки.
    Все вверх дном перевернула,
    Посидела, отдохнула,
    Повздыхала, поворчала 
    И пошла искать сначала. (Ю. Тувим)


  1. А над этой белизной, 
    Зимней, сказочной, лесной,
    Как в избе оконце, 
    В небе тлеет солнце.
    И так близко-близко, 
    И так низко-низко 
    Над ветвями и землей, 
    Что легко в него рукой,
    Если постараться, 
    Можно постучаться –
    Попроситься на часок
    Заглянуть на огонек!.. (И. Мазин)


III. Подведение итогов

  1. Результаты викторины (слайд 29):

- На этом наши конкурсы закончены. Вы очень старались, были активны, показали свои знания и слаженность в работе. Теперь члены жюри посовещаются, и мы определим команду победителя.

2. Слово жюри (слайд 30):

- Победила команда _______________________, набравшая _____ баллов. Поздравляем! Все участники данной команды получают оценку «пять».

3. Заключительное слово учителя (слайд 31):

- Мы повторили и закрепили на этом уроке всё, что касается фразеологии русского языка: определение фразеологии, значения основных фразеологиче5ских оборотов, синонимию и антонимию во фразеологии, стилистические особенности в употреблении фразеологических оборотов, и, конечно же, обогатили свой словарный запас.

IV. Задание на дом


- Дома вам предстоит подготовиться к тестированию (Приложение 9) и поработать с фразеологическим словарём. Выпишите оттуда фразеологизмы, имеющие отношение (слайд 32):

а) к труду,

б) к безделью,

в) к обману


V. Выставление и комментирование оценок

(слайд 33)















Список использованной литературы



  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 349 с.

  2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 382 с.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

  4. Голованова Д.А. Краткий курс по русскому языку и культуре речи. – М.: Окей-книга, 2009. – 114 с.

  5. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Айрисс-пресс, 2002. – 240 с.

  6. Львова С.И. Русский язык: Лингвистические игры. – М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

  7. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. – М.: Флинта, 1997. – 128 с.

  8. Суздальцева В.Н. Практикум по современному русскому языку: Лексика. Фразеология. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 128 с.





Приложение 1


Оценочный лист


п/п

Название конкурса

Количество набранных баллов

Примечания

1 команда

2 команда

3 команда

1.

Презентация команд





2.

Объясните значение фразеологизма





3.

Составьте предложение





4.

Блиц-опрос






5.

Домашнее задание





6.

Выберите нужное

слово





7.

Подберите синонимы





8.

Найдите антонимы





9.

Внесите исправления





10.

Подберите фразеологизм





Дополнительные задания

11.

Экспресс-опрос «Какое животное спряталось?»





12.

Ну-ка сосчитай!





13.

Подберите определения





14.

Подскажите цифру





15.

Разделите на группы





16.

Найдите фразеологизмы






Общее количество баллов





Приложение 2


Конкурс «Объясните значение фразеологизма»


1 команда

  • без царя в голове,

  • готов сквозь землю провалиться,

  • за словом в карман не лезет,

  • прийти к шапочному разбору,

  • наводить тень на плетень


2 команда

  • писать, будто курица лапой,

  • держать нос по ветру,

  • задним умом крепок,

  • коту под хвост,

  • идти ва-банк


3 команда

  • водить за нос,

  • дрожать как осиновый лист,

  • знать почём фунт лиха,

  • жить на птичьих правах

  • жить как у Христа за пазухой

















Приложение 3


Конкурс «Составьте предложения»


1 команда

гладить по головке,

намылить шею


2 команда

кормить завтраками,

отбросить коньки


3 команда

ходить на цыпочках,

выйти из строя




























Приложение 4


Вопросы для блиц-опроса


  • Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Как снег на голову, как с луны свалился)

  • Как говорят о том, кто обманывает? (Вешает лапшу на уши, водит за нос, пускает пыль в глаза)

  • Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)

  • Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)

  • Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)

  • Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)

  • Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)

  • Как говорят о безденежье? (Кот наплакал, с гулькин нос)

  • Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)

  • Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке? (Как в воду канул, как сквозь землю провалился?)

  • Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)

  • Как говорят о тех, кто усердно трудится? (Непокладая рук, в поте лица)

  • Как говорят об опытном человеке? (Мастер своего дела, собаку съел)

  • Характеризуя худого человека, мы говорим… (кожа да кости, не в коня корм)

  • Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)

  • Нахождение кого-то или чего-то на дальнем расстоянии выражается словами… (у чёрта на куличка, за тридевять земель)









Приложение 5


Конкурс «Выберите нужное слово»


1 команда

  • (медвежья, собачья, волчья) услуга,

  • как мёртвому (банки, припарки, горчичники),

  • знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела,

  • как  (с курицы, с утки, с гуся) вода,

  • как  (снег, дождь, град) на голову,

  • намылить (руки, шею, голову),

  • убить (трех, четырех, двух) зайцев

2 команда

  • проще пареной (репы, свёклы, картошки),

  • как (бельмо, ячмень, рана) на глазу,

  • ждать у (дома, моря, подъезда) погоды,

  • хоть (шаром, мячом, глобусом) покати,

  • как (овца, собака, корова) на сене,

  • сказка про (белого, черного, рыжего) бычка,

  • дрожит как (березовый, кленовый, осиновый) лист

3 команда

  • вертеться как (заяц, кошка, белка) в колесе,

  • знать, где (рыбы, раки, медведи) зимуют,

  • пуд (соли, масла, хлеба) съесть,

  • толочь (капусту, воду, ягоды) в ступе,

  • съесть (пуд, фунт, килограмм) соли,

  • выеденного (огурца, яйца, яблока) не стоит,  

  • как за (деревянной, глиняной, каменной) стеной














Приложение 6


Конкурс «Подберите синонимы»


1 команда

во все лопатки –

бояться как чёрт ладана –

за тридевять земель –


2 команда

ни рыба, ни мясо –

моя хата с краю –

сесть в лужу –


3 команда

водой не разольёшь –

когда рак на горе свистнет –

водить за нос –

























Приложение 7


Конкурс «Найдите антонимы»


1 команда

жить душа в душу –

попасть впросак –

что есть мочи –


2 команда

рукой подать –

бить баклуши –

положа руку на сердце –



3 команда

спустя рукава –

от горшка два вершка –

на седьмом небе от счастья –
























Приложение 8


Конкурс «Разделите на группы»


Свободные

словосочетания

Несвободные словосочетания

(фразеологизмы)






























































Приложение 9


Тестовые задания по фразеологии


Вариант I


1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы  свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло­вицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.


2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика.

б) Я перемахнул через забор в какой-то сад.

в) Игрушкой золотой он блещет на стене.

г) Она знала, что старуху ждут со дня на день.

д) Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа.

е) Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе.


3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.


4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.


5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.


6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту;                        а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха;                                                  б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху;                                                   в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре.                                             г) И. Крылов.



Вариант II


1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.


2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Чуть стелется туман над золотистой нивой.

б) И веют древними поверьями ее упругие шелка.

в) С часу на час Сергей ожидал телеграммы.

г) Он всю литературу как свои пять пальцев знает.

д) Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу.

е) Но и такая цена была мне не по карману.


3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух


4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны


5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.


6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур­ного происхождения:

1) тришкин кафтан;                   а) А. Пушкин;

2) подковать блоху;                  б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе;             в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах,       г) Н. Лесков.



Вариант III


1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;

г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.


2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания:

а) Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел.

б) Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони.

в) Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет.

г) И пострадали-то они когда-то за одно и то же.

д) Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация.

е) Не вдруг раскрыл он мне свою душу.


3. Укажите фразеологизмы-синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом


4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу


5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов лево­го и правого столбиков:

а) задать перцу;                     

б) курить фимиам;               

в) идти ва-банк;                     

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью


6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур­ного происхождения:

1) двадцать два несчастья;                   а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал;                             б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа;                   в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво                      г) А. Чехов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Викторина: занимательная фразеология"

Автор: Земскова Светлана Сергеевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства