Просмотр содержимого документа
«Виды упражнений по лексической теме "Наша Родина - независимый и нейтральный Туркменистан"»
Виды упражнений к лексической теме «Наша Родина - Туркменистан»
Главной задачей учителей русского языка в национальных школах является вооружение учащихся прочными навыками овладения русским языком, умением правильно строить русскую речь в устной и письменной форме. Но урок русского языка лишь тогда будет отвечать всем требованиям методики, если в нем органически сочетаются обучения и воспитания. Материалы, используемые на уроках русского языка, должны расширять кругозор учащихся, воспитывать их в духе патриотизма, развивать в них высокие моральные качества. Большие возможности в этом плане представляет лексическая тема «Наша Родина –независимый и нейтральный Туркменистан», на которую действующей программой по русскому языку отводится 8-10 часов. При изучении этой темы в учебной программе предусматривается усвоение учащимися образования существительных при помощи суффиксов, правописания административно- территориальных названий, образования и правописания сложносокращенных слов, употребления в речи обращений. Занятие начинается с вопросо-ответной беседы: - Как называется наша Родина? - Сколько велаятов в нашей стране? - Назовите столицу нашей страны. - С какими государствами граничит наша Родина? - Сколько народов проживает в нашей стране? Наша Родина –Туркменистан Люди называют Родиной то место, где они родились. Закроешь глаза и видишь свой дом, сад. Вот дорога идёт прямо к школе. Шепчутся у дороги высокие деревья, созревают фрукты, хлопок. Рядом – жаркие необъятные просторы Каракумов.
Гордые заснеженные горы, стремительные реки, голубое море Хазар. Всё это – прекрасная природа нашей независимой страны, наша гордость. И мы – хозяева этой замечательной земли. Каждый год 27–28-ого сентября туркменский народ с большим воодушевлением отмечает самый великий, самый дорогой праздник в славной истории нашей страны – День независимости нашей Родины.
Веками туркменский народ мечтал о создании независимого государства. И эта мечта сбылась. В этот день в больших и малых городах, в маленьких посёлках
проходят всенародные торжества с участием известных артистов, фольклорных коллективов, известных бахши. На ипподромах проводятся скачки. Всюду звучит музыка, весёлый смех детей.
Благодаря нашему любимому Президенту Гурбангулы Бердымухамедову, нашу страну знают во всём мире.
В эпоху могущества и счастья, провозглашённую нашим дорогим Аркадагом, страна быстро развивается и превращается в одну из самых развитых стран мира.
Много гостей приезжает в этот день в главный город нашей страны – Ашхабад. Они восхищаются красотой столицы, гостеприимством туркменского народа.
А вечером, в завершение торжеств, небо столицы и велаятских центров озаряется праздничным салютом.
В классе важно не только раскрыть содержание текстового материала, но и обеспечить правильное, точное понимание значений слов, словосочетаний, предложений. Этому способствует словарная работа и выполнение различных упражнений. Например: 1.Объяснить значение слов и словосочетаний: независимый и нейтральный, необъятные просторы, гордые заснеженные горы, стремительные реки, хозяева, с большим воодушевлением, независимого государства, мечта сбылась, всенародные торжества, знают во всём мире. 2. Подберите синонимы к выделенным в данных словосочетаниях словам: необъятные леса, бескрайние поля, отчий дом, величайшее государство, великие труженики. 3. Ответьте на вопросы. - Как мы называем наше государство? - Какое это государство? - Что мы представляем при слове «Родина»? - Почему мы говорим, что просторы нашей Родины велики? - За что любит свою Родину поэт Махтумкули? - Какой великий человек родился в нашей стране? Вопросы не только проверяют понимание изучаемого материала, но и предлагают достаточно развернутые ответы. Далее предлагается серия лексических, лексико-грамматических упражнений и заданий, способствующих выработке навыков по орфографии и словообразованию: Задание №1. Научитесь правильно произносит и писать словосочетания: независимый и нейтральный Туркменистан, величайшее государство, необъятные поля, бескрайние леса, стремительные реки, с большим воодушевлением, прекраснейшая страна, восхищаются красотой столицы, великие труженики. Задание №2. Объясните , как образованы выделенные слова: полноводные реки, гостеприимством туркменского народа. Задание №3. Подберите определения к данным словам: государство, страна, поле, море, просторы, семья, велаят. Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями. Задание №4. Правильно произносите и запишите названия всех велаятов и крупные города нашей страны. Задание №5. Составьте группу однокоренных слов по образцу: Туркменистан, туркмен, туркменка, туркменский. Задание 6. Назовите имена известных писателей и поэтов нашей страны. Задание №7. Вставьте нужные определения. Наша Родина - … государство.
При слове Родина мы представляем … поля, … леса, … горы, … реки. Наша Родина - … страна на свете. Весь … народ. Задание №8. Перескажите текст «Наша Родина - независимый и нейтральный Туркменистан»
После выполнения всех заданий вниманию учащихся предлагается грамзапись Гимна Туркменистана. Учащимся со слабой подготовкой трудно уловить на слух содержание Гимна Туркменистана. Поэтому можно вывесить плакат с текстом, чтобы при прослушивании учащиеся могли и прочитать текст. Здесь же дается объяснение слов и словосочетаний: за родимый очаг, славны сыны,держава родная, суверенный край,нетленная весть,светоч и песня души.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ТУРКМЕНИСТАНА Жизнь отдать я готов за родимый очаг, –
Духом предков отважных славны сыны,
Земля моя свята. В мире реет мой флаг –
Символ великой нейтральной страны!
Припев:
Великая, навеки созданная народом,
Держава родная, суверенный край,
Туркменистан – светоч и песня души,
Во веки веков ты живи, процветай!
Един мой народ, и по жилам племён
Течёт предков кровь – нетленная весть,
Не страшны нам бури, невзгоды времён,
Сохраним и умножим славу и честь!
Припев:
Великая, навеки созданная народом,
Держава родная, суверенный край,
Туркменистан – светоч и песня души,
Во веки веков ты живи, процветай! Перед тем как включить грамзапись, учащимся можно объяснить , что Государственный гимн Туркменистана наряду с флагом и гербом является символом великих побед туркменского народа. Гимн исполняется в особо торжественные минуты, поэтому его надо слушать стоя. После прослушивания учащиеся несколько раз читают текст, подбирают синонимы к словам: предки, реет, жилам, невзгоды, держава. Постепенно расширяя лексический материал, надо помнить и о том, что нельзя слишком перегружать учащихся обилием информации, т.к. даже самые интересные факты и сведения в неумеренном количестве приведут к утомлению и сделают трудным усвоение материала.