kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды односоставных предложений (По учебнику под ред. М.М.Разумовской М.-2016г)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- изучить теоретический материал по теме «Односоставные предложения»;

- закрепить полученные сведения и применить их при решении практических заданий.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • обобщение и расширение сведений об односоставных предложениях;
  • отработка навыков правильной постановки ударения;
  • повторение стилей и типов речи;
  • совершенствование навыков правописания;
  • совершенствование пунктуационных навыков.

Развивающие (метапредметные):

  • развитие умения слушать учителя, вступать в диалог;
  • развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
  • формирование умения работать коллективно и самостоятельно;
  • формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и условиями её  реализации.
  • Выработка умения аргументировать выбор ответа, работать над ошибками

Воспитательные (личностные):

  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование потребности в грамотной речи;
  • воспитание любви к  Родине и к природе.

 Коммуникативная:

формирование

  • навыков общения;
  • умения задавать  вопросы, слушать,
  •  умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения;

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Виды односоставных предложений (По учебнику под ред. М.М.Разумовской М.-2016г)»

План-конспект урока русского языка в 8 классе (Учитель Комарова Л.А.)

Виды односоставных предложений (По учебнику под ред. М.М.Разумовской М.-2016г)

Цель:

- изучить теоретический материал по теме «Односоставные предложения»;

- закрепить полученные сведения и применить их при решении практических заданий.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

  • обобщение и расширение сведений об односоставных предложениях;

  • отработка навыков правильной постановки ударения;

  • повторение стилей и типов речи;

  • совершенствование навыков правописания;

  • совершенствование пунктуационных навыков.

Развивающие (метапредметные):

  • развитие умения слушать учителя, вступать в диалог;

  • развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

  • формирование умения работать коллективно и самостоятельно;

  • формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей   и условиями её  реализации.

  • Выработка умения аргументировать выбор ответа, работать над ошибками

Воспитательные (личностные):

  • повышение мотивации к обучению;

  • формирование потребности в грамотной речи;

  • воспитание любви к  Родине и к природе.

 Коммуникативная:

формирование

  • навыков общения;

  • умения задавать  вопросы, слушать,

  •  умения формулировать и обосновывать собственную точку зрения;

Тип урока:  урок открытия новых знаний.

  1. Оргмомент.Психологический настрой ( смайлики )

  2. Активизация познавательной деятельности. Работа с цитатами – высказываниями писателей.

Для интеллигентного человека дурно говорить  должно  бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.         А. П. Чехов

Как вы понимаете слова А.П.Чехова? Согласны ли вы с ним?

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень много, не зная самого нужного.

Л.Н.Толстой.

Как вы считаете, что под словом «нужное» подразумевал Л.Н.Толстой?

Вперед, к новым знаниям!!!

  1. Разминка.  Спишите, расставьте ударения в словах:

цемент, километр, удобнее, баловать, балуясь, средства, творог, каталог, она позвонит, она права, они правы,  начавший, начатый, нефтепровод, августовский, мельком. Обсудите в парах постановку ударений.

цемЕнт, киломеЕтр, удОбнее, баловАть, балУясь, срЕдства, творОг, каталОг, она позвонИт, она правА, они прАвы,  начАвший, нАчатый, нефтепровОд, Августовский, мЕльком.

 Что дает нам знание правильных ударений, правильного произношения? Сформулируйте цель этой работы.

  1. Работа с текстом. Можно ли назвать записанное  текстом? Почему?

1)Величину этой любви трудно измерить. 2)Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. 3)Мещёра. 4)Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. 

Как исправить запись, чтобы получился текст?

Мещёра. Я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Величину этой любви трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. 

Какова тема этого текста? Тип  и стиль текста? Найдите известные вам орфограммы и пунктограммы.

Паустовский учит нас видеть красоту родной природы, всего того, что нас окружает.

Подчеркните грамматические основы в данных предложениях. Что можно сказать об этих предложениях?

  1. Введение нового материала.

Чтение теоретического материала (стр.89) прием "Инсерт" (Ребята карандашом отмечают "V"- знал(а)," +" - узнал (а), ?- не понял )

Работа по таблице

Целеполагание.  Попробуйте прочитать данную таблицу и определить цель сегодняшнего урока.

Что мы знаем по данной теме и что нужно узнать нового?

Объяснение нового материала: лекция – проблемная беседа.

  1. Сравните данные односоставные предложения и сделайте вывод.

Морозит.               С утра морозит.

Вечер.                     Тихий вечер. 

Вывод: Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными

  1. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

  • Определённо-личные

  • Неопределённо-личные

  • Обобщенно-личные

  • Безличные

  1. Попробуем составить таблицу. Как вы думаете, какой информации нам не хватает?

Тип предложений

Чем выражена основа

Пример

Определенно-личные



Неопределенно-личные



Безличные



Обобщенно-личные



Назывные



  1. Предложения определённо-личные

1) Люблю грозу в начале мая 

    2) Уходим завтра в море. 

    3) Не из Москвы ли будешь?

4)Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

5) Выберите себе книгу по вкусу.6) Пойдёмте в сад.

 Давайте поработаем.

        Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Подумайте, почему эти предложения назвали определенно-личными? 

сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч., 2-го лица ед. и мн. ч. изъявительного или повелительного наклонения

  1. Предложения неопределённо-личные

Сказуемое – глагол в форме

  •  3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени

  •  в форме прошедшего времени

Например:

  1. Что новенького в газете пишут?

  2.  В дверь постучались. 

В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. 

  1. Предложения обобщенно-личные

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают  (ТЫ и ЛЮБОЙ  ДРУГОЙ, ОНИ и ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ)

Почему эти предложения назвали обобщенно-личными? 

  1. Безличные предложения

1) Уже совсем стемнело.

 2) Скоро светать будет.

 3) На дворе было тихо.

Подумайте, почему эти предложения назвали безличными? 

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего

  1. Назывные предложения

  2. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.

   Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например:Лес. Просека. Весна!

С частицами вон, вот назывные предложения приобретают указательное значение:

 Вот парадный подъезд. (Н.)

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например:

1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгорелся.

2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. 


Физминутка ( веселые упражнения с пандой )

Закрепление

  1. Первичное закрепление – Выполнение упр.139 (устно).

2 Тестовое задание. Найти грамматическую основу и определить тип предложения (работа в парах)

1.Стоном горю не поможешь.

2.Горит восток зарёю новой.

3.Зал украсили цветами.

4.Работаем не покладая рук.

5.Поёт зима, аукает.

6.Положи книгу на полку.

7.Вечерами нам рассказывают сказки.

8.Нет предела совершенству.

9.Утренняя свежесть.

10.Опять зима.

11.Хорошо бы сделать снежную горку.

3. Укажите односоставные предложения.

 а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

 б) Кругом все молчало.

 в) Встречайте трепетную весну, люди земли.

  г) Синее бездонное небо.

 д) Многим не терпелось кинуться в бой.

4. Укажите вид односоставных предложений:

а) определенно-личное;  б) неопределенно-личное; в) безличное;  г) обобщенно-личное; д) назывное.     

1. После драки кулаками не машут.

2. Ярмарка. Крещенский мороз.

3. От пруда потянуло холодом.

4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:   [безл.], и [двусост.]. 

а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.

г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую

столовую. (С.Аксаков)              (Знаки препинания не расставлены.) 

3.Работа в группах. Заполните таблицу.

  №

Предложения

Вид предложения

1.

Покрытые инеем скалы уходили в синюю даль.


2

Работая с книгой, делайте необходимые выписки и заметки.


3

Относитесь к родному языку бережно и любовно.


4

На улицах вихрем носилась пыль.


5

В дверь несмело постучали


6

В распахнутые окна дул тёплый ветер.


7

В щели окна, неплотно закрытую дверь дуло.


8

Нам посоветовали вернуться назад на место стоянки.


9

В сумерках тени в лесу казались глубокими ямами.


10

Ночь. Тишина.



Подведем итог урока.

Что мы сделали хорошего, что узнали, чему научились?

Рефлексия. Продолжи фразу 1) На уроке я… 2) Мне было…. 3) Я работал (а)…

Домашнее задание: выполнить Выучить параграф 22, выполнить упр140 (2)

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды односоставных предложений (По учебнику под ред. М.М.Разумовской М.-2016г)

Автор: Лариса Александровна Комарова

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538036

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства