предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа
Технологическая карта урока:
Организационная часть
Повторение пройденной темы
Объяснение
новей темы
Закрепление
новей темы
оценивание
учащихся
Домашнее
задание
1 минута
7 минут
15 минут
20 минут
1 минута
1 минута
Ход урока
Вступительная беседа.
Начать наш урок мне хочется со стихотворения Андрея Дементьев
Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом. Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.
-Что такое доброта?
II. Выявление авторской позиции.
-От какого лица ведётся повествование?
Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое
произведение называется автобиография.
- Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?
Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
III. Работа над произведением.
-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?
Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.
Ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.
- Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
-Почему он перестал бояться французского языка
-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»
-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает
несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с
макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать
ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой
поступок.
-Все ли герои рассказа добры и благородны?
Литературные характеристики героев.
Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой) .
IV. Обобщение знаний. (см. картинки в приложении)
Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.
Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.
Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.
Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».
Обращаемся к статье перед рассказом. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:
1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»
V. Итог урока.
- Удалось ли В.Г.Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?
VI. Домашнее задание.
Задание.По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Шофер единственной в колхозе полуторки».
3. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
4. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
5. «Он расхаживался, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи…»