Задачи урока: наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором казахского народа, определить языковые средства произведения, развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь, расширять читательские интересы детей; воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«У. Турумжанов «Белый верблюжонок»»
Урок 18
Тема: У. Турумжанов «Белый верблюжонок»
Задачи урока: наблюдать особенности внешнего вида, поведения верблюжонка, знакомить с обычаями, трудом, фольклором казахского народа, определить языковые средства произведения, развивать наблюдательность, умение работать с текстом, речь, расширять читательские интересы детей; воспитывать особое, теплое отношение к домашним животным.
Оборудование: интерактивная доска, слайды с иллюстрациями, мягкая игрушка верблюжонок.
Ход
Организационный момент. Здравствуйте, все, кто к нам пришел на урок! Здравствуйте, все, кто верит в доброту! Здравствуйте, все, кто не жалея сил Делится счастьем своим. 2. Основная часть. !) Вместе с героем рассказа мы сегодня расширим наши знания об удивительном животном, узнаем о его значении и роли в жизни человека. 2)Чтение учителем описания животного: « …странное животное – белое, с длинной шеей…. Лебедь не лебедь – без крыльев и вместо двух лап – четыре ноги. Но и не жираф – шкура гладкая, не пятнистая. …у зверя маленькое легкое туловище, а ноги длинные и неуклюжие. уши его торчали, ноздри раздувались, губы отвисли. Необыкновенно красивы были его большие круглые черные глаза. Они были прозрачные и лучистые.»
Как вы думаете, о каком животном говорится? 3)Высказывание учащимися предположений. 4)Нарисуйте животное. 5) Презентация рисунков. 6) Прочитайте текст и узнайте, верны ли ваши предположения и рисунки.
Кто же это странное животное? Демонстрируется изображение верблюжонка.
Автор рассказа «Белый верблюжонок наш казахстанский писатель УтебайТурманжанов. (портрет писателя) 7) А что вы знаете о верблюдах? (высказывания детей) 8) Чтение учащимися описания верблюжонка. 9) Анализ, работа с текстом.
Как зовут героев рассказа? (Тураш и Медей) Какое впечатление произвел верблюжонок на Тураша? Как понимаете выражение «удивленно пялил глаза»? Составим описание верблюжонка. Какие особенности внешности выделим? Найдите в тексте слова, характеризующие верблюжонка. О каких признаках глаз говорят следующие слова: большие (размер), круглые (форма), черные (цвет). А лучистые? Какой художественный прием использует автор? (эпитет) Для чего?
10) Чтение отрывка об украшениях верблюжонка. Расскажите, как был украшен верблюжонок. Рассмотрите рисунки (уздечка, камча, женские украшения, амулет). Найдите среди них уздечку, амулет. Что такое уздечка? (кожаный ремень, который фиксируется во рту и на затылке животного, служит для управления движением) А для чего предназначен амулет? (оберегать животное) Объясните выражения «дурной глаз», «злые языки». Докажите, что хозяин любит верблюжонка. 11) Продолжение чтение текста. О каких привычках верблюжонка знает Медей? Какие отношения сложились между верблюжонком и Медеем? Прочитайте, как малыш зовет свою мать. На что похожи звуки его голоса? (на свирель) Как называется этот художественный прием? (сравнение) Значит, как звучит его голос? (нежно, музыкально) Найдите слова и выражения, рассказывающие об отношении верблюдицы к своему детенышу? (Иллюстрация) 12) Инсценирование рассказа бабушки о верблюде, его роли и ценности в жизни казахов, отражении в устном народном творчестве любви в этому животному. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов: верблюд, караван верблюдов, продукты из верблюжьего молока, девушка-«ботакоз». 13. Работа над пословицами о верблюде. У последнего верблюда кладь тяжелее. На пути верблюда груз не залежит. Сидящий на верблюде себя не скроет. Тяжёлую ношу везёт верблюд, тяжесть народную поднимает герой- батыр. Ноша отца тяжела, как вьюк верблюда. Верблюда под ковром не спрячешь. Верблюд состарится, верблюжонок вырастет. Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки. 14) Чтение учителем концовки рассказа. Кем стал для Тураша верблюжонок? Как он смотрел на него при первой встрече? (пялил глаза) А как теперь смотрел на него? (с нежностью) Почему так изменилось его отношение к верблюжонку?