Урок развития речи способствует пробуждению в детях жажды творчества. Создается радостная атмосфера, вызывающая отзывчивость, любознательность, огромное терпение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Зимушка - зима"»
Пашкова Алла Павловна
Устный журнал.
Тема. «Зимушка-зима»
2 класс
Цель: повторить и уточнить представления детей о зиме как времени года; отработать умение моделировать фразу; корректировать мышление на основе упражнений в установлении логических связей; воспитывать эмоционально-адекватное поведение.
Оборудование: рисунки на тему «Зима», плакат кроссвордов; карточки со стихами о зиме; выставка снежинок; выставка книг о зиме, изготовленные елочки для конкурса «Елочка, живи!», аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года».
Урок развития речи способствует пробуждению в детях жажды творчества. Создается радостная атмосфера, вызывающая отзывчивость, любознательность, огромное терпение.
Системный подход к решению проблем речевого развития младших школьников на уроках русского языка позволяет обеспечить правильную речевую среду, создает предпосылки для самостоятельных устных и письменных высказываний, активирует словарный запас обучающихся.
1-я страница «Угадай-ка»
Отгадайте:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима).
Какие месяцы считаются зимними?
Как объяснить пословицы:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль налетели.
Мы очень любим зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Загадайте их нам (читаем хором на плакате) «Снегурочка»; в каждую клетку кроссворда помещается одна буква отгадки.
1. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь;
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь: «Брысь!»,
Потому что это…(рысь).
2. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег).
3. Кто осенью спать ложиться,
а весной встает? (Медведь).
4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик).
5. Что вверх корнем растет? (Сосулька).
6. Из капкана он уйдет,
От аркана убежит.
В тундре звездной и морозной
Всюду путь ему открыт. (Ветер).
7. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (Холодильник).
8. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке
кур посчитать. (Лисичка)
9. Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают
Просто так себе летают. (Снежинки).
10.Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2-я страница «Волшебная шкатулка»
Ведущий читает отрывки из стихов о зиме. Дети продолжают и восстанавливают чтение стихов по индивидуальным карточкам из «Волшебной шкатулки».
1. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
(А. Фет. Чудная картина…)
2. Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
(С. Есенин. Заметает пурга)
3. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
(Н. Некрасов. Мороз-воевода)
4. Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело…
(И. Суриков. Белый снег пушистый…)
5. Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
(А. Пушкин. Опрятней модного паркета)
6. Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А. Фет. Чудная картина…)
7. Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти…
(С. Есенин. Заметает пурга)
8. Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
(Н. Некрасов. Мороз-воевода)
9. Темный лас что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
(И. Суриков. Белый снег пушистый…)
10. На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на берег.
(А. Пушкин. Опрятней модного паркета…)
3-я страница «Поэтическая»
В классе организована выставка книг о зиме.
Дети читают стихи наизусть о зиме в нужном ритме.
1. Опрятней модного паркета
Блистает речка, людом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
(А. Пушкин. Опрятней модного паркета…)
2. Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А. Фет. Чудная картина)
3. Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти…
(С. Есенин. Заметает пурга)
4. Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзшей воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
(Н. Некрасов. Мороз-воевода)
5. Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
(И. Суриков. Белый снег пушистый)
6. На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
(А. Пушкин. Опрятней модного паркета…)
4-я страница «Музыкальная снежинка»
Девочки в платьях снежинок импровизируют в танце полет снежинок (звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года»: «Декабрь».
5-я страница «Снежные слова»
Составление тематического «снежного» словаря.
Чтение учителем рассказа Н. Надеждиной «Снежные слова».
Уже с неба снег падает по-разному.
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим: «хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим: «крупка».
Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие.
Нет лучше охоты, чем на пороше.
Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоится.
Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – «поземка». Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга. Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря – «буран».
Крикнешь – голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно.
Февраль – месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов.
В марте снег становится ленивым, он уже не разлетается с рук, как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него – и не провалится нога.
Над ним два волшебника: мороз и солнце. Днем на солнце таяло, к ночи подморозило: снег подернулся твердой корочкой, стал как черствая пастила.
И для этого черствого снега есть в русском языке свое хрустящее жесткое слово – «наст».
Наш русский язык богат снежными словами. Мы – народ северный, любим зиму, сроднились с нею.
Беседа по рассказу.
Вопросы:
Какие «снежные слова» вы запомнили?
Какие из них были для вас новыми?
Что означают слова пороша, наст?
Вывод: за зиму вы можете услышать много «снежных слов». Записывайте их в отдельную тетрадку и у вас получится целый словарик.