«Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»
«Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»
Тип данного урока: формирование новых знаний.
В процессе постановки целей и задач принимают участие обучающиеся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.
Для организации деятельности учащихся применяются индивидуальные, групповые и фронтальные методы.
Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и корректируют их.
Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (сами оценивают результаты деятельности товарищей, знают «слабые места», свои перспективы, заинтересованы в дальнейшем обучении.
При подведении итогов организуется рефлексия.
В течение всего урока формируются УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и» »
Фомина Светлана Александровна
Муниципальное бюджетное учреждение
МБОУ СОШ №27 города Сургута Тюменской области
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»
Концепция урока. В процессе изучения данной темы учащиеся повторят гласные, согласные звуки, морфемы приставка, корень, восполнят недостающие знания по данной теме; исследуют и самостоятельно определят условия выбора букв ы-и в словах, начинающихся на и; после анализа и обобщения материала придут к выводу, что в словах, начинающихся со звука и при прибавлении приставки на согласный, буква и в начале слова меняется на букву ы. Кроме этого, учащиеся познакомятся со словами-исключениями, такими, как сверхинтересный, межиздательский. В процессе дальнейшей работы научатся распознавать данную орфограмму в тексте, грамотно писать.
Постановка диагностических целей.
Что учащиеся узнают на моём уроке?
Узнают условия выбора букв ы-и после приставок. Какие понятия будут осваивать? Будут продолжать осваивать понятия: приставка, корень ,гласные, согласные звуки.
Чему учащиеся будут учиться на моём уроке? Будут развивать умения анализировать структуру слова, определять, на какую букву оканчивается приставка в слове, гласную или согласную, вычленять из текста слова на данную орфограмму; развивать наблюдательность при работе с текстом, употреблять слова с данной орфограммой в устной и письменной речи.
Какие задания смогут выполнить на уроке и после него? Смогут находить в текстах слова с данной орфограммой, определять условия её выбора, а также видеть слова-исключения, выделять графически данную орфограмму, грамотно писать.
Ход урока.
На доске записано: Буквы ы-и после приставок на согласную
Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся все звуки?
- Приведите примеры гласных, согласных.
-Какие морфемы вы знаете и помните?
- Сегодня эти знания нам пригодятся.
1. Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи.
На доске:
Бежать, лететь
Образуйте с помощью приставок от данных слов новые слова. Получаем: прибежать, отбежать, убежать, прилететь, долететь и др.
-На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные?
-Изменяется ли при этом первая буква корня?
А теперь возьмём другие слова: играть, искать
Образуйте с помощью приставок от данного слова новые слова. Как они произносятся? Какой звук слышим после согласного? Ы или И?
Получаем: подЫграть, разЫграть, сЫграть, поиграть, отЫскать, разЫскать и др.
-На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные?
Изменяется ли при этом первая буква корня? Да. Почему?
-Чем отличаются слова первой группы от второй?
(В словах второй группы первая буква корня меняется после того, как мы присоединили приставку)
2. Моделирование содержания изучаемого понятия
-На доске в качестве темы записано: «Буквы ы-и после приставок на согласную в словах, начинающихся на и».Попробуйте переформулировать тему урока, сделать её более конкретной. (слайд №1)
-Может быть, вот так будет лучше: «Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»
- Какая цель нашего урока? ( Учащиеся определяют сами)
Выяснить условия выбора букв ы-и после приставок, оканчивающихся на согласную.
-Если людям что-нибудь неизвестно, они хотят что-то узнать, какие действия они выполняют?
5.Конкретизация изучаемого понятия. Сообщение заранее подготовленного учащегося: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой меж. (слайд №4).
Конкретизация изучаемого понятия: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой контр. (слайд №4).
Выступление эксперта. (слайд №5)
Задание: обобщить найденный группами материал. Примерный ответ может быть таким:
(слайд №6)
Итак, с помощью первой группы мы выяснили, что после приставок, оканчивающихся на согласный вместо «и» пишется «ы» согласно произношению, например: безыдейность, подыскать. Однако после приставки меж буква «и» сохраняется. Вторая группа выяснила, что после приставок, оканчивающихся на согласный вместо «и» пишется «ы» согласно произношению, например: розыгрыш, безымянный. Однако после приставки сверх буква «и» сохраняется. То же самое происходит и со словами с приставками дез и контр, как узнали 3 и 4 группы.
-Вы много анализировали, сделали выводы, а теперь посмотрим, какую формулировку предлагает учебник.
Тренировочные упражнения (слайд №7)
1. Списать слова, обозначая условия выбора данной орфограммы, обращая внимание на образец в учебнике на странице 64.
Чтобы определить какую букву писать после приставок, рассуждайте так (слайд №7):
Разыскать - в этом слове есть приставка на согласную, после нее надо писать букву Ы, так как слово без этой приставки начинается с И –искать.
2.А теперь давайте поиграем в игру «Проверь друга». На ваших партах лежат таблички, вы должны выбрать пропущенную букву, обозначив её знаком плюс. Потом обменяться карточками и проверить друг друга. (слайд №8)
3. Творческий диктант (слайд №9)
6. Рефлексия.
- А сейчас я хотела бы подвести итог нашему уроку. Письменно ответьте на вопросы:
- Что я приобрел после этого урока?
-За что я могу себя похвалить?
-Что меня удивило? Что мне не удалось? Почему?
-Для чего нужны эти знания?
Ответ учащихся: грамотно писать.
-А еще данная орфограмма встречается в материалах единого государственного экзамена.