kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип данного урока:  формирование новых знаний.

В процессе постановки целей и задач принимают участие обучающиеся. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Для организации деятельности учащихся применяются индивидуальные, групповые и фронтальные методы.

Учащиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и корректируют их.

Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и обучающимися (сами оценивают результаты деятельности товарищей, знают «слабые места», свои  перспективы, заинтересованы в дальнейшем обучении.

При подведении итогов организуется рефлексия.

В течение всего урока формируются УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и» »

Фомина Светлана Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение

МБОУ СОШ №27 города Сургута Тюменской области



ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»

Концепция урока. В процессе изучения данной темы учащиеся повторят гласные, согласные звуки, морфемы приставка, корень, восполнят недостающие знания по данной теме; исследуют и самостоятельно определят условия выбора букв ы-и в словах, начинающихся на и; после анализа и обобщения материала придут к выводу, что в словах, начинающихся со звука и при прибавлении приставки на согласный, буква и в начале слова меняется на букву ы. Кроме этого, учащиеся познакомятся со словами-исключениями, такими, как сверхинтересный, межиздательский. В процессе дальнейшей работы научатся распознавать данную орфограмму в тексте, грамотно писать.

Постановка диагностических целей.

  1. Что учащиеся узнают на моём уроке?

Узнают условия выбора букв ы-и после приставок. Какие понятия будут осваивать? Будут продолжать осваивать понятия: приставка, корень ,гласные, согласные звуки.

  1. Чему учащиеся будут учиться на моём уроке? Будут развивать умения анализировать структуру слова, определять, на какую букву оканчивается приставка в слове, гласную или согласную, вычленять из текста слова на данную орфограмму; развивать наблюдательность при работе с текстом, употреблять слова с данной орфограммой в устной и письменной речи.

  2. Какие задания смогут выполнить на уроке и после него? Смогут находить в текстах слова с данной орфограммой, определять условия её выбора, а также видеть слова-исключения, выделять графически данную орфограмму, грамотно писать.

Ход урока.

На доске записано: Буквы ы-и после приставок на согласную



Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все звуки?

- Приведите примеры гласных, согласных.

-Какие морфемы вы знаете и помните?

- Сегодня эти знания нам пригодятся.

1. Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи.

На доске:

Бежать, лететь

Образуйте с помощью приставок от данных слов новые слова. Получаем: прибежать, отбежать, убежать, прилететь, долететь и др.

-На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные?

-Изменяется ли при этом первая буква корня?

А теперь возьмём другие слова: играть, искать

Образуйте с помощью приставок от данного слова новые слова. Как они произносятся? Какой звук слышим после согласного? Ы или И?

Получаем: подЫграть, разЫграть, сЫграть, поиграть, отЫскать, разЫскать и др.

-На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные?

Изменяется ли при этом первая буква корня? Да. Почему?

-Чем отличаются слова первой группы от второй?

(В словах второй группы первая буква корня меняется после того, как мы присоединили приставку)

2. Моделирование содержания изучаемого понятия

-На доске в качестве темы записано: «Буквы ы-и после приставок на согласную в словах, начинающихся на и».Попробуйте переформулировать тему урока, сделать её более конкретной. (слайд №1)

-Может быть, вот так будет лучше: «Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»

- Какая цель нашего урока? ( Учащиеся определяют сами)

Выяснить условия выбора букв ы-и после приставок, оканчивающихся на согласную.

-Если людям что-нибудь неизвестно, они хотят что-то узнать, какие действия они выполняют?

- Спрашивают, наблюдают, сравнивают, анализируют, исследуют.

3. Моделирование общего способа умственной деятельности.

Работа по 4-м группам.

У каждого из вас есть карта исследования. На столах также имеются материалы, которые вам помогут на занятии.

Презентация Power Point

Карта исследования (слайд №2)

Тема исследования

Буквы ы-и после приставок

Объект исследования

Группы слов

Цель исследования

Определить условия выбора букв ы-и после приставок



Ход исследования

Чтение слов, наблюдение


Распределение слов по группам: с «и», с «ы»


Определение условий данного выбора


Вывод




- С исследовательской работой вы знакомы. Заполните 4 позиции в карте.

4. Решение учебной задачи

- Теперь работаем в группах и заполняем вторую часть таблицы. (слайд №3)

Группа №1.

Безыдейность, подыскать, предыдущий, предыстория подыграть, подытожить, отыскать, сыграть, разыскать, безысходный, межиздательский, межинститутский.

5.Конкретизация изучаемого понятия. Сообщение заранее подготовленного учащегося: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой меж. (слайд №4).

Группа №2(слайд №3)



Обыскать, безыскусный, розыгрыш., небезызвестный, предыстория, безынициативный, сверхизобретательный, безымянный, сверхизысканный.

Конкретизация изучаемого понятия: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой сверх (слайд №4).

Группа №3(слайд №3)



Безыдейность, подыскать, предыдущий, предыстория, подыграть, подытожить, отыскать, сыграть, разыскать, безысходный, дезинфекция, дезинформация.

Конкретизация изучаемого понятия: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой дез (слайд №4).

Группа№4(слайд №3)

Обыскать, безыскусный, розыгрыш, небезызвестный, предыстория, безынициативный, безымянный, контригра.

Конкретизация изучаемого понятия: однако в некоторых случаях буква «и» сохраняется: это происходит в словах с приставкой контр. (слайд №4).

Выступление эксперта. (слайд №5)

Задание: обобщить найденный группами материал. Примерный ответ может быть таким:

(слайд №6)

Итак, с помощью первой группы мы выяснили, что после приставок, оканчивающихся на согласный вместо «и» пишется «ы» согласно произношению, например: безыдейность, подыскать. Однако после приставки меж буква «и» сохраняется. Вторая группа выяснила, что после приставок, оканчивающихся на согласный вместо «и» пишется «ы» согласно произношению, например: розыгрыш, безымянный. Однако после приставки сверх буква «и» сохраняется. То же самое происходит и со словами с приставками дез и контр, как узнали 3 и 4 группы.

-Вы много анализировали, сделали выводы, а теперь посмотрим, какую формулировку предлагает учебник.

Тренировочные упражнения (слайд №7)

1. Списать слова, обозначая условия выбора данной орфограммы, обращая внимание на образец в учебнике на странице 64.



Чтобы определить какую букву писать после приставок, рассуждайте так (слайд №7):

Разыскать - в этом слове есть приставка на согласную, после нее надо писать букву Ы, так как слово без этой приставки начинается с И –искать.

2.А теперь давайте поиграем в игру «Проверь друга». На ваших партах лежат таблички, вы должны выбрать пропущенную букву, обозначив её знаком плюс. Потом обменяться карточками и проверить друг друга. (слайд №8)

3. Творческий диктант (слайд №9)

6. Рефлексия.

- А сейчас я хотела бы подвести итог нашему уроку. Письменно ответьте на вопросы:

- Что я приобрел после этого урока?

-За что я могу себя похвалить?

-Что меня удивило? Что мне не удалось? Почему?

-Для чего нужны эти знания?

Ответ учащихся: грамотно писать.

-А еще данная орфограмма встречается в материалах единого государственного экзамена.

Домашнее задание.

Воспроизвести изученный материал, иллюстрируя собственными примерами.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Условия выбора букв ы-и после приставок в словах, начинающихся на и»

Автор: Фомина Светлана Александровна

Дата: 26.11.2014

Номер свидетельства: 135887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства