kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроку-зачету предшествует серьезная и кропотливая работа, так как во время под­готовки к нему прежде всего нужно выявить уровень теоретической и практической под­готовки консультантов. Ведь это они будут вести всю работу по проверке знаний, умений и навыков учащихся в течение уро­ка, отражая на листке учета результаты каждого этапа работы и комментируя их. Консультанты должны уметь подобрать ди­дактический материал к уроку-зачету, про­вести проверку работ. Конечно, особого вни­мания требуют и слабые ученики. Необхо­димо четко сконструировать урок, опреде­лить логическую последовательность и зада­чи каждого этапа. Результаты, полу­ченные по итогам такого урока, дают воз­можность получить полное представление об уровне знаний, умений и навыков клас­са по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»»

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ

ЧЛЕНАМИ»

Словесники Таганского района работают над совершенствованием формы урока, над четким разграничением типов уроков, над организацией активной самостоятельной ра­боты учащихся. Для этого проводятся раз­ные типы уроков. Одним из них является урок-зачет.

Уроку-зачету предшествует серьезная и кропотливая работа, так как во время под­готовки к нему прежде всего нужно выявить уровень теоретической и практической под­готовки консультантов. Ведь это они будут вести всю работу по проверке знаний, умений и навыков учащихся в течение уро­ка, отражая на листке учета результаты каждого этапа работы и комментируя их. Консультанты должны уметь подобрать ди­дактический материал к уроку-зачету, про­вести проверку работ. Конечно, особого вни­мания требуют и слабые ученики. Необхо­димо четко сконструировать урок, опреде­лить логическую последовательность и зада­чи каждого этапа. Результаты, полу­ченные по итогам такого урока, дают воз­можность получить полное представление об уровне знаний, умений и навыков клас­са по теме.

Я провела несколько уроков-зачетов в VII классе. Один из них — по теме «Пред­ложения с обособленными членами». Вот как он проходил.

В начале урока мы выяснили, какие члены выступают в роли обособленных и что общего между ними, а затем проверили умение различать обособленные второсте­пенные члены на практике. Учащиеся для работы получают карточки с заданием про­читать текст, найти обособленные члены предложения.

Карточка 1.

Афинский зодчий Дедал и его сын Икар, согласно мифу, поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев, слепленных воском.

Персидский царь Ксеркс якобы совершил по­лет при помощи дрессированных грифов — боль­ших хищных птиц.

Наблюдая за полетом птиц, итальянский уче­ный и художник Леонардо да Винчи пришел к убеждению, что можно создать такой аппарат при помощи которого человек мог бы прыгать с большой высоты, оставаясь невредимым.

Никита, русский холоп, хотел летать на са­модельных деревянных крыльях, а другой крестья­нин, так и оставшийся неизвестным, пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.

Так из года в год различные люди изобре­тали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолета — аппарата тяжелее воздуха — положило начало эре покорения воздушной стихии. (В. С. М и-т и н).

На экран проецируются схемы, а учащие­ся читают предложения из текста, соответ­ствующие данным схемам, и объясняют, что именно обособляется.

Для проверки умения различать обособ­ленные второстепенные члены предложения дается самостоятельная работа по другим карточкам (тексты их могут варьироваться с' учетом уровня подготовленности уча­щихся).

Карточка 2. (I вариант.)

Задание 1. Надписать над обособленными членами, чем они выражены.

Русские женщины.

После подавления восстания декабристы нача­ли свой тяжелый путь от Сенатской площади в Петербурге в Сибирь, на каторгу и в ссылку.

На каторге и в ссылке декабристам очень помогли выехавшие в Сибирь за мужьями их жены.

Их было одиннадцать, этих героических жен­щин.

24 июля 1826 года из великолепного петербург­ского особняка выехала в Сибирь Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта аристократка, вырос­шая в богатстве и роскоши, первой последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем, декабристом Сергеем Петровичем Трубец­ким. И вслед за нею по тому же бесконеч­ному сибирскому тракту, тоже отказавшись от всех гражданских прав, направились жены других декабристов. В далекой Сибири эти героические женщины начали строить новую жизнь. Нахо­дясь вместе с мужьями-каторжниками в ужасных условиях на протяжении долгих лет сибирской жизни, они не переставали бороться вместе с ними за идеи, приведшие их на каторгу.

Задание 2. Перечислить условия обособле­ния определений.

Карточка 2.

(II вариант.)

Задание 1. Надписать над обособленными членами, чем они выражены.

Памятники народной славы.

У каждого города есть свои памятники — символы его гордости и славы, рассказывающие ярким и образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, художниках и ученых. Гордо возвы­шающиеся на центральных площадях или почти незаметные, скрывающиеся в густой зелени пар­ков и тихих улиц, они неразрывно сливаются со всем обликом города. Люди, даже торопливо пробегая мимо, все же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с ней. Эти памятники ста­новятся частицей нашей жизни. Изваянные мно­го лет назад, они и сейчас живут среди нас, восхищая и радуя вдохновением и мастерством их создателей.

Задание 2. Что чаще всего выступает в роли обособленных обстоятельств?

Третий вариант выполняется частью уча­щихся и одновременно одним из консуль­тантов на переносной доске или на пленке для кодоскопа (для последующей проверки этой работы).

Абхазские розы.

О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист,— Глубокий кубок, полный аромата, Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый. За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякающий поток Душистого и свежего дыханья. Я это чудо видел на окне Одной абхазской деревенской школы, И тридцать рук в дорогу дали мне По красной розе, влажной и тяжелой.

(Ма р ш а к).

Задание. Подчеркнуть обособленные второ­степенные члены. Указать, что обособляется.

После выполнения задания консультанты проверяют работы всех учеников.

Следующий этап урока — проверка усво­ения условий обособления второстепенных членов.

На доске записаны предложения:

  1. Писатель пользуется общепринятыми слова­
    ми, но, мастер своего дела, он умеет поставить
    слово в ряду других, чтобы оно звучало неожи­
    данно, веско, ново.

  2. А. Грин создал мир счастья, полета, упое­
    ния, задумчивости и многого другого, всегда яр­
    кого и глубокого, всегда необыкновенно благо­
    родного, крылатого.

  1. Поколение за поколением воспитывалось на
    сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта,
    мыслителя и пилота, написаны с безмерной лю­
    бовью к жизни, с чувством великой ответствен­
    ности перед людьми.

  2. Взыскательный художник, Крылов кропот­
    ливо работал над каждой строкой.

  3. Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтиче­
    ского слова, создал произведения, покоряющие
    читателя правдивостью своих образов.

Двое учащихся, используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Семиклассники ре­цензируют ответы своих товарищей, дают оценку их работе.

Чтобы выяснить, умеют ли школьники быстро схватывать содержание предложе­ния, насколько осознанно ставят знаки пре­пинания, дается графический диктант. Два-три человека выполняют его на пленке для кодоскопа, чтобы можно было проверить правильность самостоятельного составления схем.

  1. Труд, лучшее лекарство от многих недугов,
    делает человека здоровым, сильным и красивым.

  2. Слава, добытая в бою и заработанная в
    труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.

  3. Народ, несмотря на трудную жизнь, стре­
    мился к красоте, выливал избыток творческих
    сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку
    солонки, ковша или блюда.

4) Да, жизнь тогда лишь будет хороша,
Когда весь долгий путь твоя душа
Пройдет, не надломись, не исказясь,

С добром, с йечтой храня живую связь.

Перед выполнением более трудного зада­ния консультанты комментируют оценки за знание теории и выполнение практического задания. Учащимся нравится это доверие учителя, и они очень серьезно подходят к оценке работ своих товарищей.

Отработка пунктуации при обособленных членах — важнейшая задача обучения. Это­му посвящены задания на карточках под номером 3.

Карточка 3.

Задание. Вставить пропущенные знаки прет
пинания, графически объяснить их. Указать, что
обособляется.
^ I вариант.

Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его рас­стрелявшего все боеприпасы фактически безоруж­ного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с кур­са повели на свой аэродром.

Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложи­ли Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчетливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев вклю­чил зажигание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина разва­лилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сиденья и подбросило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он

соскользнул по ветвям в глубокий сугроб на­метенный ветром у подножья. (По Б. Полево­му).

II вариант.

24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположенной на Черной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секундант А. С. Пушкина и д'Ар-шиак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.

Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставлен­ных на дороге извозчиков что здесь происходи­ло. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.

Данзас махнувший шляпой подал сигнал и про­тивники стали сходиться.

III вариант.

Глубокий овраг с родниковым ручьем закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размятая тракто­ром тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавли­ваются подавшись назад но ручья удержать не могут — хрустальной струей он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых ры­бешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.

А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и теплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни — старый гай.

Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад. (По И. Шевцову).

Урок заканчивается проверкой умения использовать предложения с обособленными членами в речи Пока консультанты проверяют последнее упражнение, класс готовится к творческой работе. Учащиеся читают тексты, подобран­ные дома, указывая роль обособленных вто­ростепенных членов в речи.

Затем проводится работа по редактиро­ванию текста (учащиеся устраняют небла­гозвучие), реконструированию простых предложений с обособленными членами в сложные (грамматическая синонимия).

Для творческой работы предлагается составить несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Апрель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).

В заключение один из консультантов у доски готовит устный ответ на вопрос: «Что общего между обособленными чле­нами предложения и чем они различаются?»

Творческая работа и подобранные учащи­мися тексты проверяются консультантами и учителем после уроков.

Итоговая оценка выводится на основании пяти работ.

Проверка учителем работы консультантов убеждает, что они подходят к оценке зна­ний, умений и навыков учащихся класса строго и справедливо.

Подобный урок позволяет -проверить ра­боту всего класса и дать одинаковые за­дания на текстах разной сложности. Каж­дый ученик выполняет индивидуальную работу, приводятся в систему знания всего класса по теме «Предложения с обо­собленными членами».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271953


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства