УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»
УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Уроку-зачету предшествует серьезная и кропотливая работа, так как во время подготовки к нему прежде всего нужно выявить уровень теоретической и практической подготовки консультантов. Ведь это они будут вести всю работу по проверке знаний, умений и навыков учащихся в течение урока, отражая на листке учета результаты каждого этапа работы и комментируя их. Консультанты должны уметь подобрать дидактический материал к уроку-зачету, провести проверку работ. Конечно, особого внимания требуют и слабые ученики. Необходимо четко сконструировать урок, определить логическую последовательность и задачи каждого этапа. Результаты, полученные по итогам такого урока, дают возможность получить полное представление об уровне знаний, умений и навыков класса по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»»
УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ
«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ
ЧЛЕНАМИ»
Словесники Таганского района работают над совершенствованием формы урока, над четким разграничением типов уроков, над организацией активной самостоятельной работы учащихся. Для этого проводятся разные типы уроков. Одним из них является урок-зачет.
Уроку-зачету предшествует серьезная и кропотливая работа, так как во время подготовки к нему прежде всего нужно выявить уровень теоретической и практической подготовки консультантов. Ведь это они будут вести всю работу по проверке знаний, умений и навыков учащихся в течение урока, отражая на листке учета результаты каждого этапа работы и комментируя их. Консультанты должны уметь подобрать дидактический материал к уроку-зачету, провести проверку работ. Конечно, особого внимания требуют и слабые ученики. Необходимо четко сконструировать урок, определить логическую последовательность и задачи каждого этапа. Результаты, полученные по итогам такого урока, дают возможность получить полное представление об уровне знаний, умений и навыков класса по теме.
Я провела несколько уроков-зачетов в VII классе. Один из них — по теме «Предложения с обособленными членами». Вот как он проходил.
В начале урока мы выяснили, какие члены выступают в роли обособленных и что общего между ними, а затем проверили умение различать обособленные второстепенные члены на практике. Учащиеся для работы получают карточки с заданием прочитать текст, найти обособленные члены предложения.
Карточка 1.
Афинский зодчий Дедал и его сын Икар, согласно мифу, поднялись на большую высоту на крыльях из птичьих перьев, слепленных воском.
Персидский царь Ксеркс якобы совершил полет при помощи дрессированных грифов — больших хищных птиц.
Наблюдая за полетом птиц, итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи пришел к убеждению, что можно создать такой аппарат при помощи которого человек мог бы прыгать с большой высоты, оставаясь невредимым.
Никита, русский холоп, хотел летать на самодельных деревянных крыльях, а другой крестьянин, так и оставшийся неизвестным, пытался подняться в воздух на слюдяных крыльях.
Так из года в год различные люди изобретали, совершенствовали воздухоплавательный аппарат, но только изобретение самолета — аппарата тяжелее воздуха — положило начало эре покорения воздушной стихии. (В. С. М и-т и н).
На экран проецируются схемы, а учащиеся читают предложения из текста, соответствующие данным схемам, и объясняют, что именно обособляется.
Для проверки умения различать обособленные второстепенные члены предложения дается самостоятельная работа по другим карточкам (тексты их могут варьироваться с' учетом уровня подготовленности учащихся).
Карточка 2. (I вариант.)
Задание 1. Надписать над обособленными членами, чем они выражены.
Русские женщины.
После подавления восстания декабристы начали свой тяжелый путь от Сенатской площади в Петербурге в Сибирь, на каторгу и в ссылку.
На каторге и в ссылке декабристам очень помогли выехавшие в Сибирь за мужьями их жены.
Их было одиннадцать, этих героических женщин.
24 июля 1826 года из великолепного петербургского особняка выехала в Сибирь Екатерина Ивановна Трубецкая. Эта аристократка, выросшая в богатстве и роскоши, первой последовала на каторгу и в ссылку за своим осужденным мужем, декабристом Сергеем Петровичем Трубецким. И вслед за нею по тому же бесконечному сибирскому тракту, тоже отказавшись от всех гражданских прав, направились жены других декабристов. В далекой Сибири эти героические женщины начали строить новую жизнь. Находясь вместе с мужьями-каторжниками в ужасных условиях на протяжении долгих лет сибирской жизни, они не переставали бороться вместе с ними за идеи, приведшие их на каторгу.
Задание 2. Перечислить условия обособления определений.
Карточка 2.
(II вариант.)
Задание 1. Надписать над обособленными членами, чем они выражены.
Памятники народной славы.
У каждого города есть свои памятники — символы его гордости и славы, рассказывающие ярким и образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, художниках и ученых. Гордо возвышающиеся на центральных площадях или почти незаметные, скрывающиеся в густой зелени парков и тихих улиц, они неразрывно сливаются со всем обликом города. Люди, даже торопливо пробегая мимо, все же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с ней. Эти памятники становятся частицей нашей жизни. Изваянные много лет назад, они и сейчас живут среди нас, восхищая и радуя вдохновением и мастерством их создателей.
Задание 2. Что чаще всего выступает в роли обособленных обстоятельств?
Третий вариант выполняется частью учащихся и одновременно одним из консультантов на переносной доске или на пленке для кодоскопа (для последующей проверки этой работы).
Абхазские розы.
О ней поют поэты всех веков. Нет в мире ничего нежней и краше, Чем этот сверток алых лепестков, Раскрывшийся благоуханной чашей. Как он прекрасен, холоден и чист,— Глубокий кубок, полный аромата, Как дружен с ним простой и скромный лист, Темно-зеленый, по краям зубчатый. За лепесток заходит лепесток, И все они своей пурпурной тканью Струят неиссякающий поток Душистого и свежего дыханья. Я это чудо видел на окне Одной абхазской деревенской школы, И тридцать рук в дорогу дали мне По красной розе, влажной и тяжелой.
(Ма р ш а к).
Задание. Подчеркнуть обособленные второстепенные члены. Указать, что обособляется.
После выполнения задания консультанты проверяют работы всех учеников.
Следующий этап урока — проверка усвоения условий обособления второстепенных членов.
На доске записаны предложения:
Писатель пользуется общепринятыми слова ми, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы оно звучало неожи данно, веско, ново.
А. Грин создал мир счастья, полета, упое ния, задумчивости и многого другого, всегда яр кого и глубокого, всегда необыкновенно благо родного, крылатого.
Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной лю бовью к жизни, с чувством великой ответствен ности перед людьми.
Взыскательный художник, Крылов кропот ливо работал над каждой строкой.
Н. Гоголь, вдохновенный мастер поэтиче ского слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
Двое учащихся, используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Семиклассники рецензируют ответы своих товарищей, дают оценку их работе.
Чтобы выяснить, умеют ли школьники быстро схватывать содержание предложения, насколько осознанно ставят знаки препинания, дается графический диктант. Два-три человека выполняют его на пленке для кодоскопа, чтобы можно было проверить правильность самостоятельного составления схем.
Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.
Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
Народ, несмотря на трудную жизнь, стре мился к красоте, выливал избыток творческих сил в сплетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.
4) Да, жизнь тогда лишь будет хороша, Когда весь долгий путь твоя душа Пройдет, не надломись, не исказясь,
С добром, с йечтой храня живую связь.
Перед выполнением более трудного задания консультанты комментируют оценки за знание теории и выполнение практического задания. Учащимся нравится это доверие учителя, и они очень серьезно подходят к оценке работ своих товарищей.
Отработка пунктуации при обособленных членах — важнейшая задача обучения. Этому посвящены задания на карточках под номером 3.
Карточка 3.
Задание. Вставить пропущенные знаки прет пинания, графически объяснить их. Указать, что обособляется. ^ I вариант.
Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его расстрелявшего все боеприпасы фактически безоружного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с курса повели на свой аэродром.
Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложили Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчетливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев включил зажигание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина развалилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сиденья и подбросило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он
соскользнул по ветвям в глубокий сугроб наметенный ветром у подножья. (По Б. Полевому).
II вариант.
24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположенной на Черной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секундант А. С. Пушкина и д'Ар-шиак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.
Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков что здесь происходило. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.
Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться.
III вариант.
Глубокий овраг с родниковым ручьем закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размятая трактором тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавливаются подавшись назад но ручья удержать не могут — хрустальной струей он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых рыбешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.
А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и теплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни — старый гай.
Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад. (По И. Шевцову).
Урок заканчивается проверкой умения использовать предложения с обособленными членами в речи Пока консультанты проверяют последнее упражнение, класс готовится к творческой работе. Учащиеся читают тексты, подобранные дома, указывая роль обособленных второстепенных членов в речи.
Затем проводится работа по редактированию текста (учащиеся устраняют неблагозвучие), реконструированию простых предложений с обособленными членами в сложные (грамматическая синонимия).
Для творческой работы предлагается составить несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Апрель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).
В заключение один из консультантов у доски готовит устный ответ на вопрос: «Что общего между обособленными членами предложения и чем они различаются?»
Творческая работа и подобранные учащимися тексты проверяются консультантами и учителем после уроков.
Итоговая оценка выводится на основании пяти работ.
Проверка учителем работы консультантов убеждает, что они подходят к оценке знаний, умений и навыков учащихся класса строго и справедливо.
Подобный урок позволяет -проверить работу всего класса и дать одинаковые задания на текстах разной сложности. Каждый ученик выполняет индивидуальную работу, приводятся в систему знания всего класса по теме «Предложения с обособленными членами».