Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа 2100»Тема:" Наблюдение за словоизменением имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа 2100»Тема:" Наблюдение за словоизменением имён существительных".
Данный урок относится к теме: «Наблюдение за словоизменением имён существительных». Это урок изучения нового материала. Цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников, а также направлены на развитие уровня усвоения знаний. Структура урока позволяет использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, групповую. Каждый этап урока нацелен на достижение определённого результата
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
( Одушевлённость и неодушевлённость, род, собственное или нарицательное.
Эти признаки не меняются в любой форме слова).
- Какие признаки называют непостоянными? Почему? (Число у имен существительных может меняться).
Фиксируем своё знание на доске:
Постоянные признаки имён существительных:
1.Одушевлённость и неодушевлённость
2. Собственное или нарицательное
3. Род
Непостоянные признаки имён существительных:
1.Число
- Что обнаружилось на уроке? (Не знаем, что такое падеж и как изменять имена существительные по падежам).
- Хотите ли вы получить ответ на этот вопрос? (Да)
Учебная задача: узнать,что такое падеж и как изменять имена существительные по падежам
IV. Открытие нового знания.
1.Поиск решения учебной задачи: наблюдение за словоизменением имён существительных.
а) Работа с учебником.
Упражнение 116. Прочитай текст. Обрати внимание на выделенные имена существительные.
- Как ты думаешь, это одно и то же имя существительное или это разные слова? (То же самое слово)
- Выпишите выделенные слова с предлогами, обозначьте основу и окончание.
- На какой вопрос отвечает каждое слово? (Дети называют вопросы)
- Что меняется в слове? (Окончание)
- Какие вопросы у вас возникают? (Почему меняются окончания?)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
б) Работа по вариантам.
Упражнение 117.
Работают по заданию учебника.
1.Прочитать слова.
2.Выписать первому варианту однокоренные слова, второму варианту – формы одного и того же слова.
3.Выделить окончания и основы во всех словах.
4.Обсудить с соседом по парте вопрос: что общего и чем отличаются основы 1 и 2 столбика.
Вывод: у форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.
в) Упражнение 118 выполняется устно.
1.Прочитайте текст.
2.Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой зрения учёного языковеда?
3.Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?
Вывод:
– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)
V. Физминутка.
г) Упражнение 119.
1.Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова « Слон и Моська».
2.Допишите окончания к слову «Слон» в разных формах (Самостоятельно выполняют прикидку карандашом).
3. Выписывают по образцу словосочетания:
водили (кого?) Слона
известно, что (кто?) Слоны
ходили за (кем?) Слоном
увидевши (кого?) Слона
возиться с (кем?) Слоном
- Трудно ли вам было выполнять это задание? (Высказывания детей)
Взаимопроверка, фронтальная проверка задания.
Вывод:
- Что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)
2. Введение понятия падеж.
а) Работа с текстом определения.
1. Прочитайте первую часть определения до таблицы.
- Что вы узнали про падежи? (В русском языке 6 падежей и отвечают они на свои вопросы.)
2.Посмотрите вторую часть правила – таблицу.
- Сколько в ней столбцов? Назовите их(3столбца: название падежей, вспомогательные слова, падежный вопрос).
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.
- Обратите внимание, что один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.
– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)
Падежи
Название падежа
Вспомогательные слова
Падежный вопрос
Именительный
существует
кто? что?
Родительный
нет
кого? чего?
Дательный
дать
кому? чему?
Винительный
вижу
кого? что?
Творительный
доволен
кем? чем?
Предложный
думаю
о ком? о чём?
3. Грамматическая сказка.
– А теперь я расскажу вам грамматическую сказку про названия падежей. Вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и вопросы для того, чтобы быстрее запомнить правило. Это будет ваш «помощник». Он поможет вам правильно определить падеж имён существительных.
Грамматическая сказка.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. (Дети читают первую строчку хором.)
Родился – стал Родительный. (Читают вторую строчку.)
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
(Читают третью строчку.)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (Ч тение четвёртой строчки.)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.
(Пятая строчка.)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (Шестая строчка.)
(В. Волина)
б) Работа над определением после его чтения.
- Изменение имён существительных по падежам – это словообразование или словоизменение? Почему? (Это – словоизменение. Основа слова остаётся той же самой, меняется окончание слова.)
- Почему у каждого падежа два вопроса? (Если предмет одушевлённый, то нужно задавать вопрос кто?,если неодушевлённый что?)
VI. Развитие учебно – языковых умений.
1.Упражнение 120 направлено на развитие умения изменять имена существительные по падежам. Выполняется задание по группам.
Выписать слово кот, коты по образцу:
И.п. (кто?) кот, коты
Р.п………………….
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте –
Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
а) Организация групповой работы:
1.Разделитесь на группы.
2.Выберите лидера.
3.Повторите правила работы в группе.
4.Распределите роли в группе .
б) Задание для групп:
1.Обсудите задание в группе.
2. Составьте алгоритм работы.
3. Выполните задание с объяснением.
в) Критерии оценивания:
1. Алгоритм должен быть подробным.
2. Действия в алгоритме должны быть последовательными.
3. Выполнить задание по алгоритму
Примерный алгоритм:
1. Записать название падежа.
2. Произнести вспомогательное слово.
3. Задать вспомогательное слово.
4.Записать слово в единственном числе.
5. Выделить окончание.
6.Записать слово во множественном числе.
7. Выделить окончание.
8.Читаем полученное .
г) Представление результатов работы групп.
д) Оценка работы групп по критериям:
- Что помогло вам успешно выполнить задание? (Мы работали по алгоритму)
Вывод: чтобы без ошибок выполнить задание, нужно чётко следовать плану действий.
2.Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму.
Ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны,
выполняют самопроверку, оценивают свою работу.
Лист самооценки(Ф.И. ученика)
Удалось тебе выполнить задание?
Я уверен в себе
Я хочу сделать это задание
Я постараюсь быть внимательным
Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
Я уверен в себе
Я хочу сделать это задание
Я постараюсь быть внимательным
Ты сделал всё правильно или были недочёты?
Я уверен в себе
Я хочу сделать это задание
Я постараюсь быть внимательным
Какой был уровень задания?
Я уверен в себе
Я хочу сделать это задание
Я постараюсь быть внимательным
Какую отметку ты бы себе поставил?
Я уверен в себе
Я хочу сделать это задание
Я постараюсь быть внимательным
VII. Итог урока.
- Что знали об именах существительных до урока?
- Пришлось ли вам сегодня удивиться на уроке?
- Чему вы удивились?
– В чём испытали затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)
– Какие падежи запомнили? Сколько их?
падеж ?
- Все ли вопросы сегодня решили?
- Давайте вернёмся к таблице, с которой работали в начале урока.
- В какую колонку соотнесём падеж? (Непостоянные признаки имён существительных)
- Почему? (Словоизменение - изменение по падежам. Падеж – непостоянный признак)
- Молодцы!
Постоянные признаки имён существительных:
1.Одушевлённость и неодушевлённость
2. Собственное или нарицательное
3. Род
Непостоянные признаки имён существительных:
1.Число
2. Падеж
VIII. Домашнее задание.
1. Упр. 1 (по выбору), с. 134.
2. Проработать и запомнить таблицу «Падежи» на с. 110.