1. Организационный момент. - Какой у нас урок? -Что необходимо, чтобы урок прошел успешно? 2. Актуализация знаний. - Над какой большой учебной задачей мы работаем на уроках русского языка? - Что значит писать без ошибок? - А что надо знать, чтобы проверить орфограммы слабых позиций? - Как можно проверить орфограмму слабой позиции в корне слова? - Как будете проверять орфограмму слабой позиции в приставках? В суффиксах? -Что значит, одноприставочное слово? - Что значит, односуффиксное слово? 3. Постановка учебной задачи. _ Умеете ли вы проверять орфограммы слабых позиций в значимых частях слова? - Как проверить? Текст записан на доске: « Н- ступили - сенние д-ньки.. На п- желтевшей маковк- ел-чки сидит сер-нький воробей.. Его с-гревает и л-скает солнышко. - Какое задание я хочу вам предложить? - Как будете действовать? ( Сильные дети, 6 человек, работают по индивидуальным карточкам. На карточке тот же текст, но с большим количеством пропущенных орфограмм. « Н-ступили -се(н, нн)ие д-ньки. На п- ж- лтевшей м- ковк- ел-чки С-дит в-р-бей. Его с-гр-вает и л-скает солнышко. Самостоятельная работа учащихся и проверка работы. - Есть ли орфограмма в корне слова? - Как проверяли? - Есть ли орфограмма в приставке? - Как проверяли? - Есть ли орфограмма в суффиксе? - Как проверяли? - Где еще встретилась орфограмма слабой позиции? - Как проверили? - Почему при проверке орфограммы слабой позиции в окончании слов « на маковк- « получились разные ответы? - Какую же учебную задачу поставим на сегодняшний урок? 4. Открытие нового. - Как же будем решать нашу новую задачу? - Что значит такое же окончание? - Что значит одно и тоже? - А какую работу может выполнять окончание? - Почему такие разные ответы? _Как же нам быть? - У вас на парте лежат карточки с заданием. Как вы думаете, как будете выполнять работу? - Почему я предлагаю вам поработать в паре? - Вспомните самые основные правила работы в паре. Карточки с заданием. Осенние листики трепещут на ветру. Один листик оторвался и упал на гриб. Грибы своими крепкими шапками подняли мягкую лесную почву. На грибной полянке притаились кусты спелой лесной малины. Самый большой куст облюбовали синички. Под маленьким кустиком лежит ежик. Задание: 1. Найти и выписать изменения одного и того же слова. 2. Выделить основу и окончание слова. 3. Сделать вывод: какую работу выполняет окончание в каждом слове. Физминутка. Проверка парной работы. -Какие изменения одного и того же слова выписали? - Докажите, что это изменение одного и того же слова? - Чем отличаются пары слов? - На что указывает окончание в слове листик? ( гриб, куст) - На что указывает окончание в слове листики? (грибы, кусты) - Сделайте вывод: какую работу выполняет окончание? - Значит, мы можем добавить в нашу схему слова изменения? - Кто помнит, какую УЗ мы поставили перед собой в начале урока? - Можете вы теперь проверить орфограмму слабой позиции в окончании слова? 5. Постановка УЗ на новый урок. - А как вы думаете, окончание слов-предметов может выполнять две работы? - Три работы? - А что надо сделать со словом, чтобы это узнать? - Какую УЗ поставим на следующий урок? 6. Рефлексия. - Какую УЗ поставили в начале урока? - Можно ли действовать так, как действовали, проверяя части в основе слова? - Что значит одинаковое окончание? - Какую работу выполняет окончание? - Как определить значение числа слов – предметов? -Кому было работать на уроке легко? - На каком этапе урока испытали трудность? - Кто старался на уроке помогать друг другу? 7. Домашнее задание. - В домашнем упражнении проверьте, правильно ли ученик выделил в словах окончание, оцените его работу. | - Русский язык. - Слушать внимательно товарищей, учителя; думать, рассуждать; быть внимательным, ит.д. - Учимся писать без ошибок. - Уметь проверять орфограммы слабых позиций и знать как пишутся орфограммы сильных позиций. - Надо знать, в какой значимой части слова находится орфограмма. - Подбираем родственное слово, изменяем слово, по правилу.( слайд с моделью проверки слабой позиции в корне) --Проверяем одноприставочным словом ( односуффиксным словом), некоторые суффиксы подчиняются закону русского письма, но проверить их можем только по словарю. ( слайд с моделью проверки суффиксов и приставок.). Дети рассказывают своими словами как можно провести проверку. - Да. - Выполнить задание. - Проверить орфограммы слабых позиций, вставить буквы. 1.Поставить в слове ударение. - 2. Определить значимую часть слова, в которой пропущена орфограмма, выделить ее. 3.. Подобрать проверку и вставить букву. - Дети подробно объясняют проверку орфограмм, находят ошибки у своих товарищей. Доказывают свою правоту. - В окончании - Дети высказывают разные способы проверки, дети соглашаются или нет; учитель требует доказательства, усиливая спор между детьми. - Нам не хватило знаний, мы чего-то не знаем. - Наша учебная задача- узнать какое окончание надо писать в слове на маковк- ?. Слайд. - Дети предлагают разные варианты, в том числе могут предложить проверку как для приставки и суффикса. Предполагаемый ответ: найти такое же окончание слова. - Одинаковое, одно и то же. - В окончании одни те же звуки. - Дети вспоминают все, что знают об окончании. - Мы чего –то не знаем. - Выполнить какую- то работу. - В паре. - Чтобы было легче и быстрее выполнить работу. - Договориться, кто какую операцию будет выполнять. Контролировать действия друг друга. - Дети работают в паре, используя ручки разного цвета. - Листик- листики, куст- кусты, гриб – грибы - Изменяется только окончание. - Окончанием. - На единственное число.- - На множественное число. - Указывает на число. Слайд. - Узнать, какое окончание надо писать в слове на маковк- ? - Пока не получается. - Дети высказывают предположения. - Поработать со словом. - Определить сколько работ может выполнять окончание слов -предметов. - Как узнать какое окончание надо написать в слове на маковк- ? - Нет. - Это одни и те же звуки, и выполняют одну работу. - Указывает на число. - Подставить слова « один», « много». |