kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Сложное предложение.Обобщение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщение по теме: Сложное предложение.

Цель: Обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложное предложение»;

развивать и совершенствовать речь учащихся;

прививать чувство художественного вкуса, уважение и  патриотические чувства к землякам, воевавшим в годы В О В.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе по теме: "Сложное предложение.Обобщение."»


Открытый урок русского языка в 11 классе

Тема: Обобщение по теме: Сложное предложение.

Цель: Обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложное предложение»;

развивать и совершенствовать речь учащихся;

прививать чувство художественного вкуса, уважение и патриотические чувства к землякам, воевавшим в годы

В О в.

Оборудование: презентация, информационные ресурсы

Тип урока: Обобщение по теме.




Ход урока

1.Орг мом. Создание коллаборативной среды.

Здравствуйте дорогие ребята, гости, я рада приветствовать вас на нашем уроке.

Начинаем ровно в срок 
Наш сегодняшний урок. 
Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу! 


Одно предложенье простое с другим
Жить предложеньем решили одним.
Простых может три быть, четыре и пять,
Но важно их все запятой отделять.


По цели всегда различай предложение:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.

Сегодня мы свами продолжим увлекательное путешествие по стране «Синтаксис» - одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

Открываем тетради записываем тему урока. Сложное предложение.

Сформулируйте цели нашего урока.

Повторить , что такое сложное предложение.

Виды сложных предложений

Чем соединяются части сложного предложения.

Хорошо.

Работа в тетради. Запись числа и темы урока.

Ну а для чего нам нужно знать сложные предложения, и где нам они пригодятся, вы продемонстрируете при помощи техники «Фишбоун».(Рыбья кость)

1этап Индивидуальная работа


Скелет рыбы: 
Голова – проблема

Верхние косточки – причины

Нижние косточки – факты

Хвост - вывод 

Наша задача обобщить и повторить знания по теме сложное предложение.

2Этап «Мозговой штурм»

Актуализация опорных знаний: 

Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним, что изучает русский язык повторим термины, которые включены в ЕНТ.

1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

2) Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

3) Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

5)Имеет два спряжения? (глагол)

6)Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

7)Их ровно шесть? (падежи)

8)Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

9)Слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

( Обращение)

10)Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

11)Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

12)Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

13)В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

14)Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

15)Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

16)Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

17)Как изменяются наречия? ( не изменяются)

18)Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

19)Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

20)Оно имеет три лица? (местоимение)

  • 3 ЭТАП Словарная работа

  • Следующим этапом нашего урока будет словарная работа с целью повышения культуры нашей речи, вы должны знать, как правильно пишутся и произносятся словарные слова. Тема словарной работы «Музей».

  • Запись слов под диктовку.

  • Экскурсия, экспозиция, экспонат, панорама, витрина, постамент, витраж, примус, керогаз, мельница, патефон, лапти, ухват, прялка, веретено, челнок.

  • А теперь проверьте написание этих слов на интерактивной доске. в ноутбуках правильно ли вы написали эти слова? (Если выполнили работу без ошибок ставим 5 б в листы оценок)

  • Но это ребята не просто слова, эти экспонаты бережно хранятся в нашем музее «Боевой и трудовой славы»

  • Еще древние греки говорили: « музей - это пристанище муз» . Это место , где встречаются прошлое и будущее.  А народ , не знающий своего прошлого, не уважающий и не ценящий его-  обречен. 

  • Что вы можете рассказать о нашем музее?

  • Когда он основан?

  • Какие материалы находятся в нашем музее?

Работа в группе

4 Этап называется «Перепутанные логические цепочки» (1мин)

Ваша задача: выбрать правильный вариант и озвучить его. Спикер от группы выступает с правильным вариантом.

«Перепутанные логические цепочки для 1 группы »

Сложное предложение — раздел лингвистики, изучающий звуки речи. Выделяют 4 вида сложных предложений: в качестве вводных слов чаще всего употребляются: без сомнения, бывало, вероятно, видимо, видишь (ли), вишь, возможно  простое предложение, сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения бывают многих видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных. предложение, имеющее две или более грамматических основ.

Правильный ответ

Сложное предложение — предложение, имеющее две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, сложное предложение с разными видами связи и бессоюзное сложное предложение. Сложные предложения бывают многих видов, которые различают по типам связи между простыми предложениями в составе сложных.

Сложноподчинённое предложение

В ССп отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

Правильный ответ

Сложноподчинённое предложение

Характеризуется подчинительной связью между простыми предложениями. Состоит из главного и одного или нескольких придаточных предложений. Простые предложения соединяются подчинительными союзами или союзными словами, перед которыми ставится запятая.

«Перепутанные логические цепочки для 2 группы »

Сложносочинённое предложение

Это сложное предложение, составные части которого грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова . В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, а с другой - обладают глагольными признаками .Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному

Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

Правильный ответ

Сложносочинённое предложение

Это сложное предложение, составные части которого грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

Характеризуется наличием сочинительной связи между простыми предложениями. Простые предложения соединяются сочинительными союзами.

Бессоюзное сложное предложение

В бессоюзном сложном предложении отсутствуют какие-либо союзы и союзные слова, хотя во многих случаях можно подставить союз на месте разделения простых предложений. Связь между предложениями только смысловая.

Учитель:

Что это за предложения с разными видами связи?

В сложных синтаксических конструкциях представлены сочетания: сочинительной и подчинительной связи, сочинительной и бессоюзной, подчинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

В этом году исполняется 70 лет со Дня Победы над фашизмом. Я думаю, что весь 2015год станет годом памяти о наших дедах и прадедах, кто защищал Родину в те суровые годы.

5 Этап

Синтаксический разбор и анализ предложений

Обратите внимание на интерактивную доску повторите план разбора сложного предложения.

План разбора сложного предложения

1.Вид предложения по цели высказывания и интонации.

2.Союзное или бессоюзное.

3.Если союзное: сложносочиненное или сложноподчиненное. В ССП выделить грамматические основы каждого предложения в составе сложного, значение и средства связи между простыми предложениями.

4. В сложноподчиненном выделить главное и придаточное, указать средства связи, вид придаточного.

5.В предложениях с несколькими придаточными указать вид подчинения(однородное, параллельное, последовательное).

6.В Бессоюзном сложном предложении выделить грамматические основы каждого предложения в составе сложного, определить смысловые отношения между простыми предложениями.

7.Объяснение расстановки знаков препинания.

8.Составление схем сложных предложений.


Запись предложений у доски.

1)70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, но в сердцах людей до сих пор жива память о наших дедах и прадедах. (Повествоват.невосклицат. союзное ССП. 1 грам основа война закончилась.2-я грам основа-память жива. Части предложения связаны противительным союзом но перед ним ставимзапятую)

2)Когда началась Великая Отечественная война, наши земляки ушли защищать Родину. (Повествоват.невосклицат. союзное СПП состоит из главной и придаточной части. Главная часть Наши земляки ушли защищать Родину, придаточная когда началась Великая Отечественная война средства связи подчинит союз когда с придат времени)

(портреты из музея)

3)Я тебя не увидел, мой дед,

Только места здесь нет для обид,

В гимнастерке партийный билет

Был навылет пулей пробит.

(БСП состоит из 3-х предлож.первая грамматическая основа: я не увидел,2-я места нет,3-билет пробит. БСП со значение перечисления, 1-е осложнено обращением)

4)Прихожу я в музей и смотрю на знакомый портрет,

Ты такой молодой и красивый,

И я думаю: «Разве ты - дед? » (БСП состоит из 2-х предлож первая грамматич основа я прихожу, вторая я думаю осложнено прямой речью)

5)Они воевали на разных фронтах:

Одни защищали Дорогу жизни, другие стояли насмерть на Волоколамском шоссе.(БСП второе предложение раскрывает смысл первого предложения)

Малий Павел Иванович воевал на Ленинградском фронте был ранен, но после госпиталя он вернулся в строй и дошел до Берлина.(ССП с противит союзом но)

6 Этап Работа в группе(2группы по 4 чел-ка)

Задание группе №1

Вспомните и допишите пословицы, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

Мир строит

Дружно за мир стоять

Держи порох сухим

Воин воюет

Сделал дело …

Делу время, потехе …

Век живи, век …

Слова для справок

(война разрушает, войне не бывать, будешь непобедим, а детки горюют, гуляй смело, час, учись)

Мир строит, война разрушает.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Держи порох сухим - будешь непобедим.

Воин воюет, а детки горюют.

Сделал дело - гуляй смело.

Делу время - потехе час.

Век живи - век учись.


Задание группе №2

Составить из простых предложений разные виды сложных, перестроив их.

Из семьи Головко Гаврилы на фронт ушли три сына. Григорий, Петр и Андрей воевали на разных фронтах. Двое из них погибли. Андрей Гаврилович был демобилизован в тысяча девятьсот сорок пятом году. Вернувшись с войны, он работал в совхозе имени Горького кузнецом. Вклад этой семьи в дело Победы очень велик.

Варианты сложных предложений

1 Из семьи Головко Гаврилы были призваны три сына и они воевали на разных фронтах.(ССП с соединит союзом и)

2.Григорий и Петр погибли, а Андрей Гаврилович был демобилизован в 1945году.(ССП с противит союзом а)

3.Когда Андрей Гаврилович вернулся с войны, он работал в совхозе имени Горького кузнецом.( СПП с придаточным времени, поясняет в главном глагол работал)

4.Вклад этой семьи в дело победы очень велик, и мы гордимся своими земляками. (ССП с союзом и)


7 Этап Работа над письмами с фронта

1)Письма с фронта – это святые реликвии каждой семьи, которой довелось получить эту весточку с поля боя.(СПП с придат определит)


Задание

Обратите внимание на портрет Рахимжанова Желкибая. До войны работал военкомом. Звание капитан. Прошел всю войну. Погиб 9 апреля 1945 года. Не дожил до победы 1 месяц. С фронта писал письма своему сыну и жене. На основе писем Татьяной Леонтьевной Ушаковой было написано стихотворение.


Читает ученик наизусть.

Любимый сынка, Галимжан!

По русски Геной называю,

В душе с тобою бью врага

И очень по тебе скучаю.

Расти, сынок, и будь здоров.

Будь смелым, нежным, добродушным,

Родную мамочку люби

Будь с нею ласковым, послушным.

Войну закончу и приду

К тебе, мой мальчик ненаглядный

Ты для меня такой родной,

Всегда красивый и опрятный.

Погиб отец, он пал в бою,

Хотя бесстрашно он сражался,

А до победы только, только

Один лишь месяц оставался…

Прощай, самолеты туда не летают,

Поезда не приходят оттуда,

Там столько лежит погребенных!

Проходят года, а я жду все какого-то чуда.

Порою мне снится, что ты возвращаешься с фронта,

Шагаешь домой шагами большими,

На этом кончается повесть о папе и сыне.

Вопрос по стихотворению.

-О чем писал отец сыну? Используя разные типы предложений дайте ответ на вопрос.(запишите в тетрадь)

Отец писал, что очень скучает по сыну. Он просит сына, чтобы он был добрым, послушным, чтобы любил свою маму. Я закончу войну и приду к тебе, мой ненаглядный мальчик. Все письмо проникнуто любовью к своей Родине и семье. Прошло семьдесят лет, а письмо не потеряет своего воспитательного смысла.


8этап Рефлексия урока


сегодня я узнал…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…


было трудно…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

9этап Работа по развитию речи

Написать эссе на тему: «А был он лишь солдат», используя разные типы сложных предложений.

10 Этап. Разгадай кроссворд


По горизонтали:

1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.

3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?

7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.

9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.

11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.


По вертикали:

1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.

2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.

4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.

6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.

8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.




10Этап. Дописать работу дома.











































































2)Анастасия Константиновна Головко свято хранила последнее письмо, но , поплакав, она отдала его в музей. (ССП с против. союз но)














Прежде чем мы перейдем к следующему этапу работы, мы должны повторить план разбора сложных предложений (озвучить)

  • 5 Этап Работа с планом разбора сложных предложений.

  • 4 .Повторить план разбора сложных предложений(на доске)

  • 5Этап

  • Запись и анализ предложений (у доски)

  • Синтаксический разбор и анализ предложений

  • 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война, но в сердцах людей до сих пор жива память о наших дедах и прадедах. (ССП с против союз но)

  • (про музей напечатать из листа)

  • Письма с фронта являются настоящей святой реликвией, в которых есть любовь к Родине, семье, детям, любимой.(СПП)

  • Анастасия Константиновна Головко свято хранила последнее письмо, но , поплакав, она отдала его в музей. (ССП с против. союз но)

  • Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.


Работа в группах с текстами.

1гр Найти в тексте БСП и докажите это.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Но именно благодаря им мы с вами сейчас живем.

2гр Найти в тексте СПП и докажите это.

3грбота с одаренными детьми

Ра 3 уровень.

Задание с элементами лингвистического анализа: прочитайте текст, определите его тему и идею. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы к бессоюзным сложным предложениям.


Задание: вспомните и допишите пословицы, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, сверяясь с таблицей «Тире в бессоюзном сложном предложении».


  1. Мир строит, война разрушает.

  2. Дружно за мир стоять - войне не бывать.

  3. Держи порох сухим - будешь непобедим.

  4. Воин воюет, а детки горюют.



  1. Сделал дело …

  2. Делу время, потехе …

  3. Век живи, век …

  4. Волков бояться …

  5. Труд человека кормит …

  6. Назвался груздем …

  7. Будешь книги читать …

Слова для справок: учись, час, полезай в кузов, гуляй смело, лень портит, в лес не ходить, будешь много знать.


Задание: перепишите, преобразуя предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания, используя таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Объясните выбор знаков препинания.



Великая Отечественная Война закончилась победой СССР,но принесла большие потери.


  1. Мир строит, война разрушает.

  2. Дружно за мир стоять - войне не бывать.

  3. Держи порох сухим - будешь непобедим.

  4. Воин воюет, а детки горюют.

Составить из рассыпанных предложений связный текст

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом.

2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества.

3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика.

5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего   часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было.


  1. Задание группе №2

Составить из рассыпанных предложений связный текст

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу.

2)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом.

3) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика.

4)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира

5)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества.

.

6)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего   часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было.


НАША СИЛА И ВОЛЯ


1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом.

2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества.

3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика.

5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.

6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего   часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было.


  1. Задание группе №3

Составить сложные предложения.

Слова для справок


Великая против немецкого фашизма, Отечественная война, советского народа, целая эпоха в страны, блестящая страница истории нашей ее героического прошлого.

замечательных черт минувшей войны из многих была характера, Одной когда за общее дело народность её – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика.

бесчисленное множество Война забрала человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов.

следы войны И сейчас невидимые ещё остаются в сердцах и душах людей.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.















8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.

Прочитаем текст В. Быкова, известного белорусского  писателя. Определим тему текста, основную мысль автора. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. 2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. 3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. 5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. 6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего   часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. 8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.


5Этап составить кластер

1гр СПП

2гр ССП

3гр Бсп

А теперь работаем в парах.

6Этап.

Составьте из частей предложений сложные предложения.

7Этап работа с кроссвордами в ноуте




с использованием приема "Подари комплемент" Тренинг «Друг к дружке»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Сложное предложение.Обобщение."

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства