(Система Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова)
- применять ранее открытый способ буквенного обозначения звука [й], обосновывать свой выбор;
-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника, сведения, полученные от учителя;
-составлять, понимать, объяснять план действий с конкретным заданием.
-наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
-внутренняя позиция школьника.
2. Уметь объяснить выбор.
3. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения;
4. Уметь работать в парах, в группе;
5. Ставить и формулировать проблему;
6. Видеть и исправлять ошибки в записи;
7. Понимать необходимость применения полученных знаний.
учебник «Русский язык» 1 класс (авт. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова – М: ВИТА-ПРЕСС, 2015 г ),
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Мотивация (3мин) | -Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Чтобы наша речь была четкой и красивой начнем наш урок с артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика. -Какие звуки чаще всего встречаются в этих скороговорке? Анализ. -Дайте характеристику этому звуку. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? | Работа со скороговорками на выбор в парах. Чтение с ускорением и быстрым проговариванием. 1. Четыре утайки у девочки Тайки. Мчатся за Тайкой девочки стайкой. 2.Наварила щука щей, угощала двух лещей 2.Один рой комаров – за горой, а другой рой – под горой. 3. Йоги йогурт обожают, Йогурт силы прибавляет. К йогу буква Й пришла, Йогу йогурт принесла.
| Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения. Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка. Интересоваться звуковым составом русской речи. Владеть четкой артикуляцией. |
2 | Актуализация знаний (5мин) | Посмотрите на лестницу знаний. С какими темами мы уже познакомились в 1 классе? Кратко повторим. Чего больше, гласных букв или гласных звуков? Назовите гл. буквы, звуки. Чего больше, согласных букв или согласных звуков? Сколько букв в русском алфавите? Сколько звуков? С какими орфограммами мы познакомились в 1 классе? Молодцы! -Приготовьте светофоры. Посмотрите на доску. Сам Самыч решил, что знает все орфограммы и записал слова. Исправьте ошибки. (два человека - у доски. Три человека работают по карточкам) А теперь вставьте нужные буквы в ваши карточки. Обменяйтесь ими и выполните взаимопроверку. -Молодцы! -Ребята! У вас на столах лежат модели звуков. -Оцените, насколько уверенно Работа в оценочных листах. | Фронтальная работа с детьми. Дети отвечают на вопросы.
У доски работают 2 человека. Три человека – по карточкам. Дети сигналами светофоров говорят о согласии или несогласии. | Грамотно формулировать основные темы, изученные в классе. Уметь формулировать изученные правила и орфограммы. Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух. Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав. Давать характеристику звукам речи. Определять позицию звука [й,]. Давать оценку своей работы в группе. |
3 | Проблемная ситуация (7 мин) | Маша и Алеша рассказали Сам Самычу о работе гласных букв, робот взял ручку и записал в своей тетради: (открываю запись на доске) Йуля пьйот сок Сам Самыч был так доволен собой. – Спасибо вам, ребята, что научили меня письму. – Да, уж, научили, так научили. – растерянно сказала Маша, глядя в тетрадь Сам Самыча. -Какими буквами может обозначаться звук [й,]? Таблица на доске. От чего зависит обозначение этого звука? Приведите примеры каждого столбика. У доски 1 человек. Давайте исправим высказывание Сам Самыча. -Какие еще орфограммы есть в этом высказывании? Письмо по памяти. Юля пьет сок. | 4 человека у доски, остальные – в тетради составляют сначала звуковую, затем буквенную модель слов: чаща, роща, чулки, щука. У некоторых детей могут появиться ошибки в буквенной записи. Возникает проблема. Что же не учли ребята, обозначая буквами гласный звук после шипящего? | Анализировать обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ.Постановка и формулирование проблемы. Владеть способами обозначения звуков на письме. Аргументировать свое согласие( несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Выделять то, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель. |
4 | Решение проблемной ситуации (7 мин) | Потренируемся в обозначении звука [й,]. Работа в группах. Распределите слова по столбикам в зависимости от позиции звука [й,]. [ сй , эл ] [ й , орш ] [й , ула] [ бой , ] [бай,укала] [ сарай , ] [ сарай , ] [ май , ] [ май , ] - Молодцы! ЭОР С.Я.Маршак. найди и выдели буквы. Которыми обозначен звук [й,]. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1a671-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_33.swf Запись слов в тетради. Где в ФИО С.Я.Маршака спрятался звук [й,]? У какого детского писателя в имени и фамилии спрятался звук [й,]? (К.И.Чуковский). Назовите его произведения. Физкультминутка. -Какой сейчас месяц? А какой будет после апреля? Какой буквой обозначается звук[й,] в слове май? Какие цветы распускаются в мае? Физкультминутка «Ландыши» | Дети работают в группах. Распределяют слова по столбикам ( на карточках) в зависимости от позиции звука [й,]. [ сй , эл ] [ й , орш ] [й , ула] [ бой , ] [бай,укала] [ сарай , ] [ сарай , ] [ май , ] [ май , ] 1 человек работает за компьютером. Дети светофорам сигнализируют о согласии или несогласии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1a671-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_33.swf Записывают слова со звуком [й,] в тетрадь. Физкультминутка «Ландыши» | Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя. Анализировать позицию звука [й,]. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить логическую цепь рассуждений. Выбирать буквы для обозначения позиции звука [й,]. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Ставить и формулировать проблему. |
5 | Первичное закрепление. Создание ситуации успеха. (7 мин) | Работа в парах упр. 26 с 44 Словарная работа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1a671-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_33.swf Кайма – отличающая по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Рой – 1) стая летающих насекомых; 2) семья пчёл. Юнга – подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом. Если пара готова – сигнал: «готовы». Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек. (Критерии: правильность, аккуратность) А где в жизни мы можем столкнуться с данной орфограммой? | 1.Работа по электронному тренажеру. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b1a671-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl1_33.swf 2. дети делят слова из упр. 26 на группы и записывают в тетради с помощью букв. Взаимооценка. Работа в группах. Составление слов и предложений со словами юнга, рой, кайма. Игра «Живые схемы» (4-5 мин) Каждая группа составляет высказывание и демонстрирует с помощью «живых схем» у доски. Если группа готова – сигнал: готовы. Остальные группы подают сигналы светофорами. | Выделять в процессе записи изученные орфограммы. Владеть навыками самоконтроля и самооценки. Уметь выделять в словах мягкие шипящие согласные. Уметь определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений. Различать самостоятельные слова(названия предметов, действий, признаков). Контролировать и оценивать правильность построения высказывания. |
6 | Самостоятельная работа ( 8-9 мин) | 1.Проектная задача. -Ребята, Сам Самыч тоже изучал обозначение звука [й,]. Исправьте ошибки. Вставьте пропущенные буквы. 3.Доп. задание ( для тех, кто быстро справился с работой) Карточки. Доп.Работа с учебником с. 42 упр. 22. | Дети: 1.Исправляют ошибки Сам Самыча. Индивидуально работают по карточкам. Работают с учебником упр 22 с. 42 | Владеть навыками самостоятельной работы. Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи. Видеть и исправлять ошибки в записи. |
7 | Самооценка (3 мин) | - Над какой темой мы сегодня работали. Давайте оценим качество своей работы с помощью оценочных листов. Посмотрите на свои оценочные листы. Каждый про себя подумает, над каким умением вам еще надо поработать на следующем уроке, чтобы результат был еще лучше. | Дети заполняют лист самооценки. | Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку. Ставить учебную задачу на будущее. |
8 | Рефлексия (3 мин) | Итоговая беседа о способах обозначения буквами звука [й,]. - С какой орфограммой мы познакомились на уроке? - Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? - Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? - Чему каждый из вас сегодня научился? -Научили мы робота обозначать звук [й’]? Чтобы эта орфограмма лучше запомнилась, Леня и Соня прочтут о ней стихи. | Дети аргументировано доказывают выбор букв для обозначения звука [й,]. | Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
9 | Итоги урока (2 мин) Оценки. | -Чему научились сегодня за урок? Что узнали? -Что понравилось? -Что особенно запомнилось? -Что стало самым неожиданным для вас? - Что осталось непонятным? Д/з для желающих. | Дети делают выводы. | Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Рассуждать. Делать выводы. |