Урок развития речи (русский язык). Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Нужно ли заниматься спортом?"
Урок развития речи (русский язык). Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Нужно ли заниматься спортом?"
Дети знакомятся с особенностями рассуждения. На уроке используется многообразие приёмов и методов: инсценировка, беседа, работа со словарём, слушание, работа со схемой, лексико-орфографическая работа. На уроке используется материал, самостоятельно подобранный детьми специально к уроку с диаграммами и иллюстрациями. Используются подвижные физкультминутки и зарядка для глаз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи (русский язык). Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Нужно ли заниматься спортом?"»
Подготовка к сочинению-рассуждению
на тему
«Нужно ли заниматься спортом?»
Урок развития речи (русский язык)
6 класс
Цели:
познакомиться учащихся с особенностями рассуждения;
подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;
воспитывать культуру ведения спора.
Учитель:
Аристова Альбина Адольфовна
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение.
И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи - рассуждение.
2. Постановка целей и задач.
Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. Будем доказывать, насколько важно заниматься спортом.
А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение – рассуждение.
Недавно после урока я была свидетельницей такого разговора двух ребят.
Инсценировка:
- Саша, пойдём, поиграем в футбол.
- Да ну! Я лучше за компьютером посижу.
- А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.
- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.
- Ну, как хочешь.
Беседа с классом:
Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?
Можем ли мы эту тему назвать спорной?
Прежде всего, давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия (запись надоске).
3. Работа со словарём.
Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Как мы называем такие слова?
В нашем лексиконе появились новые слова. Попробуйте составить с ними словосочетания.
Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?
А вот рассуждать можно и устно и письменно. Но надо делать это правильно.
(Запись на доске)
Схема рассуждения.
1. Тезис.
2 .Доказательства (аргументы).
3. Вывод.
Обратимся к рабочим материалам.
Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи, тему, основную мысль.
Письмо Володи
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет.
Я думаю, что без спорта нельзя.
Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
Поработаем с композицией этого рассуждения.
- Прочитайте вслух
1) тезис, который выдвигает автор текста;
2) доказательства, приводимые в тексте.
- Какой вывод делает автор?
Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.
5. Лексико-орфографическая работа.
Какие виды спорта вам известны? Кто назовёт больше всех?
- А чем любите заниматься вы? Расскажите о своем любимом виде спорта. (Учащиеся рассказывают о любимых видах спорта.)
ФИЗКУЛЬТПАУЗА «ЖУК»
На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
Упражнения
Методические указания
1.И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз. 1-4 сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером; 5-8 – и.п.
2.И.п.: основная стойка, руки в стороны. 1-наклон влево, переступая ногами; 2-то же сделать вправо; Повторять 2-4 раза.
3.И.п.: стойка ноги врозь, 1-наклон вперед, руки вниз; 2-3 – одновременные маятникообразные движения рук слева направо и справа налево; 4-и.п.; Повторять 2-4 раза.
Дети имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произносить звуки «жу-жу-жу» - это способствует глубокому выдоху.
Это упражнение направлено на расслабление мышц.
6. Подбор аргументов.
Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы.
По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.
Как ещё можно доказать, что спорт необходим?
Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта они вам подскажут.
Сообщения учащихся.
В нашей школе всего 52 учащихся. Из них полностью здоровы 11 человек, что составляет 21,15 %. Имеют ограничения по здоровью 3 человека, 5,76 %. Имеют хронические заболевания 27 человек, 51,9 %. Инвалиды - нет , 0 %.
(Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)
Эта выборка меня не совсем устроила. Я задалась вопросом, почему такое положение дел? При анкетировании родителей выяснилось, что в раннем детстве они почти не делали своим деткам-малышам гимнастики, обтираний, закаливаний, массажа, объясняя это занятостью на работе и домашними хлопотами. А при анкетировании детей на современном этапе выяснилось, что дети много времени уделяют компьютеру, сенсорному телефону, планшету, форуму «Одноклассники», а реже ходят на кружки по интересам. Но могу отметить, что спортивные секции всё-таки посещаются чаще, чем остальные внеурочные занятия. Значит, дети в нашей школе любят заниматься спортом. Как говорят учителя физической культуры, одни с увлечением играют в футбол, другие – в волейбол, настольный теннис, бадминтон, третьи с удовольствием бегают на лыжах и коньках, посещают бассейн, а летом катаются на роликах. Некоторые учащиеся охвачены всеми видами физических занятий. Даже дети со специальной физкультурной группой посещают уроки физической культуры и делают доступные для них упражнения и выполняют посильные задания.
2.Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.
Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.
Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр ХХ века.
3.В 1999 году в республике Мордовия состоялись первые Малые Олимпийские игры. Они проходили с 25 по 27 июня.
Было положено начало олимпийскому движению в Мордовии. Соревнования проходили по 12 видам спорта.
Победителем стал Ардатовский район.
Вторые Малые Олимпийские игры состоялись уже в 2000 году. Спортсмены состязались в 22 видах спорта. Соревнования проходили в Саранске и Рузаевке, и в них приняли участие более двух тысяч спортсменов.
Третьи Малые Олимпийские игры Мордовии прошли летом 2002 года. Это был настоящий праздник спорта, где было свыше 50 тысяч участников. На открытии присутствовали: президент Национального комитета Леонид Тягачев и член международного Олимпийского комитета Шамиль Тарпищев. Неплохо бы и нам проводить такие мини-олимпиады в сельских поселениях Лотошинского муниципального района. А итог – большая районная олимпиада по доступным для района видам спорта.
(Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир и дружбу между народами.)
– Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.
7. Речевое оформление рассуждения.
– У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.
На доске плакат.
Средства связи частей рассуждения
I. Тезис.
Докажем это.
Это можно доказать так...
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.
II. Доказательство.
1. Во-первых, ... Например, ...
2. Во-вторых, ... К примеру, ...
3. В третьих, ... Допустим: ...
III. Вывод.
Итак, ...
Обобщим все сказанное.
Таким образом, ...
Следовательно, ...
– Эти конструкции есть в рабочих материалах, и вы должны их использовать при написании рассуждения на заданную тему.
8. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок
(по рабочим материалам, которые есть на каждой парте)
Зан_маться (чем?) спортом. Уча_твовать (в чем?) ...
Сор_внования (какие?) ...
Трен_роваться (где?) ...
Доб_ваться победы (как?) ...
Уст_навливать (что?) ...
Проигр_вать (кому?) ...
2. На доске записаны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения в упражнении; необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.
1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.
2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.
3. Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.
4. Ребята! Занимайтесь спортом, и все в вашей жизни изменится.
3. Отредактируйте предложения.
1. Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.
2. Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.
3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.
4. Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.
Гимнастика для глаз:
Обвести взглядом одну фигуру сверху вниз и наоборот, потом вторую фигуру;
9. Анализ сочинения.
– Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нем видите?
СПОРТ – ЭТО ЗДОРОВО
Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.
Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься легким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.
Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.
(В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть, в таком коротком сочинении его писать не обязательно).
– Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».