Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи на тему: «Подготовка к сочинению-описанию предмета»»
Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Подготовка к сочинению-описанию предмета».
Цель урока: продолжить работу над сочинением-описанием; расширять словарный запас учащихся; развивать логическое мышление; воспитывать наблюдательность, гордость за русских умельцев.
Используя прилагательные, как в игре «Угадай-ка», опишите предмет, не называя его.
Постановка целей и задач урока.
Работа над темой урока.
Слово учителя.
- Описание – это тип речи, который помогает нам описывать, создавать образы предметов, животных, людей, природных явлений.
- Вспомните, как вы описывали картину А.А. Пластова «Летом».
- Какие предметы были на ней изображены?
- С чего мы начинали описание?
- Как строится описание предмета?
- Описание предмета включает его название, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и некоторых отличительных свойств (вкусовые качества, свойства и др.).
Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Каков предмет описания?
Как он выглядит?
Какие признаки для него характерны?
Описательный текст чаще всего строится по следующему композиционному плану:
Общее впечатление (или общий признак).
Признаки предмета (человека, явления или животного).
Описание может заканчиваться общим впечатлением.
Описание предмета.
А) Приём «Учимся у других».
- Сравните описание шкатулок. Какое вам понравилось больше? Почему?
1. Прямоугольная шкатулка для ювелирных изделий не оставит равнодушной ни одну любительницу изысканных вещей.
Шкатулка состоит из двух вместительных отделений и валиков для колец. На внутренней стороне крышки шкатулки расположено удобное зеркальце.
Крышка шкатулки выполнена в виде рамки для фотографии. Внутренняя поверхность шкатулки оформлена искусственной замшей.
В музее Конёнкова на подоконнике лежит удивительная шкатулка в форме большой рыбы. Сделана она из одного брёвнышка. Из сучков получился хвост и плавники, на которых лежит эта рыба-шкатулка. В середине спинки искусно вырезана пластина. Её можно вынуть за плавник, и тогда увидишь внутри ящичек, куда можно положить на хранение бусы и ленты, карандаши и краски, а хочешь – конфеты и пряники!
Б) Прием «Описываем сами».
- Рассмотрите шкатулку, потрогайте её. Опишите, используя приведенные подсказки.
Размер, материал, из которого она сделана, вместительность, внутренне убранство, ваше впечатление от шкатулки.
- На уроках литературы мы будем знакомиться со сказом П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Автор лишь упомянул, как может выглядеть шкатулка, но описал её очень скупо: «подаёт ему большую малахитовую шкатулку. А там всякий женский прибор: серьги, кольца и прочее. Больших тысяч стоит шкатулка». Каждый читатель представляет эту шкатулку по-своему.
- Как её представляете вы? Опишите малахитовую шкатулку, зная, что малахит – это зелёный камень с узорами-прожилками.
- Запишите на черновике описание шкатулки, используя эпитеты, сравнения.
Рефлексия.
- Что такое описание?
- Чему вы сегодня научились?
- Чем вас удивил сегодняшний урок?
Домашнее задание.
Принести матрёшку или её изображение. Подумать, как её можно описать.