kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой урок-практикум по русскому языку в 9 классе с русским языком обучения. В уроке ученики решают поисковые задачи, работают с художественным и стихотворным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"»













Урок-практикум

по теме «Бессоюзные сложные предложения» в 9 классе













Провела учитель школы-гимназии №8

Литвинова С.П.













г.Щучинск

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «БСП»

Цели:

  • Создать условия для повторения и закрепления материала о БСП;

  • Формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путем сравнения и обобщения наблюдений над ролью БСП в художественном тексте;

  • Привитие любви к русскому языку, к чтению художественной литературы;

Метод: частично-поисковый, проблемный ,урок-практикум.

Оборудование: с использованием мультимедиа.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя

Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения мыслей и чувств дает язык. Сегодня мы попробуем увидеть возможности бессоюзных предложений, выявить их роль в художественном тексте.

В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно выразить смысл письменной речи. «Знаки препинания ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов.

Об огромной роли четкой и правильной расстановки знаков препинания писал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (Ученик читает отрывок наизусть из главы «Случай в магазине Альшванга»).

  1. Актуализация опорных знаний



1.Опрос по теме «БСП»

- Какие предложения называются бессоюзными?



- При каком условии в БСП ставится:

а) запятая;

б) точка с запятой;

в) двоеточие;

г) тире.

2. Тест: 1-4

  1. Поисковая задача

-Как вы думаете: какие предложения появились раньше: союзные или бессоюзные?

(Сообщение ученицы)

  1. Работа с текстом

Учитель: Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.

Запишем под диктовку текст:

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вои и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит ,как боец, подле красивой липы.( И.С. Тургенев).

Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

Кстати, в XVIII веке точку с запятой называли полуточием, а тире молчанкой.

  1. Работа над стихотворением М.Львова.



Прочитайте стихотворение.







Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!

Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!

Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.

Той добротою необманной исполнен истинный казах.

По давним дедовским законам как степь весною дастархан,

Чтоб этот дом запомнил, запомнил щедрый Казахстан!





- Какие виды сложных предложений встречаются в стихотворении поэта М.Львова?

СПП с придаточным цели:

По давним дедовским законам как степь весною дастархан,

Чтоб этот дом запомнил, запомнил щедрый Казахстан!

БСП со значением условия и причины:

Войду ли в дом- я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.





-Разберите по составу слова необманной, дедовским

-Объясните значения слов традиции, нравы. Подберите синонимы.

(традиция- обычаи, нрав-характер)

-Какие народные традиции сохранились сегодня?



  1. Исследовательская работа над посланием Президента.

Учитель:

Наш президент Н.Назарбаев заботится о том, чтобы наша Родина-Казахстан стала еще лучше, а жизнь в ней интересней и богаче. И в своем Послании «Стратегия «Казахстан -2050 » он показал нам перспективы развития страны.

Выступление ученицы с сообщением: «Частотность употребления знаков препинания: точки с запятой, двоеточия, тире в Послании «Стратегия «Казахтан-2050».

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки…

На уроке-не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно.

  1. Реконструирование текста.

  1. Прочитайте текст.



Схватка с медведем.

Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! СПП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

  1. Литературная справка:

- Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?

- Конечно, барона Мюнхгаузена!

Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.



3.Письменная работа с текстом:

- В тетрадях запишите название текста.

- Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные,где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.



Ключ:

Схватка с медведем.

Я вылез из лодки - на меня набросился огромный медведь.(быстрая смена событий). Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (=но) я сильно сжал его передние лапы.(противопоставление). Я знал: (=что) он немедленно растерзает меня,(дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (=потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы.(причина). А этот медведь никак этого не мог – (=поэтому) он погиб голодной смертью.(следствие).



- А вам какой вариант больше нравится?

  1. Графический текст. Знаки препинания при БСП

Знаки

препинания

Предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Запятая











Двоеточие











Тире













  1. Кончил дело- гуляй смело.

  2. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.

  3. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.

  4. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.

  5. Поедем домой: будет холодно.

  6. В поле потемнело: надвигалась гроза.

  7. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

  8. Мы очень зябли: ночи были уже холодные.

  9. Солнце дымное встает- будет день горячий.

  10. День становится все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.



  1. Подведение итогов

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось…

  1. Домашнее задание. Сочинение-эссе «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-практикум в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Автор: Литвинова Светлана Павловна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325424


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства