Урок-практикум в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"
Урок-практикум в 9 классе "Бессоюзные сложные предложения"
Данный материал представляет собой урок-практикум по русскому языку в 9 классе с русским языком обучения. В уроке ученики решают поисковые задачи, работают с художественным и стихотворным текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумье и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения мыслей и чувств дает язык. Сегодня мы попробуем увидеть возможности бессоюзных предложений, выявить их роль в художественном тексте.
В распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно выразить смысл письменной речи. «Знаки препинания ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В. Ломоносов.
Об огромной роли четкой и правильной расстановки знаков препинания писал К.Паустовский в книге «Золотая роза». (Ученик читает отрывок наизусть из главы «Случай в магазине Альшванга»).
Актуализация опорных знаний
1.Опрос по теме «БСП»
- Какие предложения называются бессоюзными?
- При каком условии в БСП ставится:
а) запятая;
б) точка с запятой;
в) двоеточие;
г) тире.
2. Тест: 1-4
Поисковая задача
-Как вы думаете: какие предложения появились раньше: союзные или бессоюзные?
(Сообщение ученицы)
Работа с текстом
Учитель: Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
Запишем под диктовку текст:
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вои и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит ,как боец, подле красивой липы.( И.С. Тургенев).
Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?
Кстати, в XVIII веке точку с запятой называли полуточием, а тире молчанкой.
Работа над стихотворением М.Львова.
Прочитайте стихотворение.
Какие правила и нравы открылись в Казахстане мне!
Как вы пленительны и правы в традициях и новизне!
Войду ли в дом – я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
Той добротою необманной исполнен истинный казах.
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, запомнил щедрый Казахстан!
- Какие виды сложных предложений встречаются в стихотворении поэта М.Львова?
СПП с придаточным цели:
По давним дедовским законам как степь весною дастархан,
Чтоб этот дом запомнил, запомнил щедрый Казахстан!
БСП со значением условия и причины:
Войду ли в дом- я гость желанный: тепло и в речи и в глазах.
-Разберите по составу слова необманной, дедовским
-Объясните значения слов традиции, нравы. Подберите синонимы.
(традиция- обычаи, нрав-характер)
-Какие народные традиции сохранились сегодня?
Исследовательская работа над посланием Президента.
Учитель:
Наш президент Н.Назарбаев заботится о том, чтобы наша Родина-Казахстан стала еще лучше, а жизнь в ней интересней и богаче. И в своем Послании «Стратегия «Казахстан -2050 » он показал нам перспективы развития страны.
Выступление ученицы с сообщением: «Частотность употребления знаков препинания: точки с запятой, двоеточия, тире в Послании «Стратегия «Казахтан-2050».
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке-не до скуки!
Теперь за парты сели дружно.
Конечно, поработать нужно.
Реконструирование текста.
Прочитайте текст.
Схватка с медведем.
Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! СПП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
Литературная справка:
- Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны?
- Конечно, барона Мюнхгаузена!
Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.
3.Письменная работа с текстом:
- В тетрадях запишите название текста.
- Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные,где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.
Ключ:
Схватка с медведем.
Я вылез из лодки - на меня набросился огромный медведь.(быстрая смена событий). Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (=но) я сильно сжал его передние лапы.(противопоставление). Я знал: (=что) он немедленно растерзает меня,(дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (=потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы.(причина). А этот медведь никак этого не мог – (=поэтому) он погиб голодной смертью.(следствие).
- А вам какой вариант больше нравится?
Графический текст. Знаки препинания при БСП
Знаки
препинания
Предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Запятая
Двоеточие
Тире
Кончил дело- гуляй смело.
За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
Поедем домой: будет холодно.
В поле потемнело: надвигалась гроза.
Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
Мы очень зябли: ночи были уже холодные.
Солнце дымное встает- будет день горячий.
День становится все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
Подведение итогов
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
Домашнее задание. Сочинение-эссе «Нужны ли бессоюзные сложные предложения?»