Урок – практикум русского языка по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»
Урок – практикум русского языка по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»
Цель данного урока - повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление. Вместе с этим развивать у обучающихся ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, а также развивать речемыслительные и творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум русского языка по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»»
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме:
«Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»
(с использованием коммуникативно - деятельностного подхода).
Учитель – Джаппарова С.К.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный)
( с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Вид урока: урок-практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувства активного сострадания
Задачи:
- уметь находить местоимения в тексте;
- определять разряды местоимений;
- закрепить правописание отрицательных и неопределённых местоимений;
- уметь определять роль местоимений в речи.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции;
- осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Основные методы и приёмы: слово учителя, наблюдение над текстом, анализ предложенных учителем материалов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по выполнению заданий на компьютере.
Девиз нашего урока:
Мир освещается солнцем, а человек знанием!
Ход урока
«Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).
(Слово «местоимение» в начале урока закрыть)
1 ЭТАП. Организация начала занятия.
1.Организационный момент.Приветствие, проверка готовности к уроку
2.Эмоциональный настрой (под музыку) Межпредметные связи
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
2 ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия.
Я попрошу помочь мне в оценивании ваших знаний. В листах самоконтроля вам необходимо отмечать результаты вашей деятельности на уроке. В конце урока прошу сдать их для выставлении оценок и последующей коррекции знаний.
(Формирование регулятивных УД)
3.Актуализация на познавательную деятельность
Слайд 1 (интерактивная доска)
Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях. Задание: вставить пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово).
(Учитель зачитывает значения слов. Ученик у доски определяет слово по его значению, берёт и тащит слово, в случае затруднения прибегаем к помощи класса. Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!)
Создание ситуации успеха
РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения
КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.
АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.
АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.
ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм
- При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (ч.С). Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним.
Ситуация успеха (задать вопрос, если учащийся неверно выполнил задание)
-Какую оценку хочешь получить в конце четверти? Надо постараться! Даю шанс.
4. Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы и целей урока
(исследование)
В латинском языке ОНО имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть ОНО буквально означает «вместо имени».
- О какой части речи я говорила? Обратите внимание на эпиграф. Какое слово закрыто?
Слайд 3 (интерактивная доска)Межпредметные связи
О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!..
Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь - звездам!
Ты встанешь бурною волною
В реке моих стихов,
И я с руки моей не смою, иерей - священник
Кармен, твоих духов... требу - это рекомендуемый размер пожертвования
Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой - 9.
- Итак, над чем мы с вами будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока (запись в тетради: Местоимение. Повторение изученного)
- На партах у каждого лежат КИМы. Проанализируйте задание А3, А19, В2, В7
- Скажите, как они связаны с местоимением? Какой трудности они касаются, каких знаний, умений требуют?
- Давайте сформулируем цели урока и задачи (формулировка целей и задач урока учащимися). (Формирование регулятивных УД)
Слово учителя (проговаривание целей урока учителем)
Итак, главная цель наших уроков - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений, закрепить умения определять разряд местоимений, избегать ошибок в употреблении местоимений в речи. А задачи - вспомнить изученное ранее, выявить основные трудности, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.
3 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний и умений. Закрепление.
Погружение в тему.
А) Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений
- Электронный учебник. Задание на соотнесение №8, 9 (один учащийся работает у доски, остальные по карточкам) Дифференциация
Формы контроля: электронный тренажёр, карточка-тест. Проверка. Взаимопроверка. Выставление оценок в листах контроля
Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!
Обращаю ваше внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Это задача следующего урока!
Затравка на следующий урок
Слайд 4 (интерактивная доска)
Слитно
Раздельно
1.Местоимённые наречия
Зачем спешишь? (С какой целью спешишь?)
Сделаем, затем отдохнём. (Потом отдохнём)
Местоимения с предлогами
За чем ты пришёл? (За книгой пришёл)
Спрятался за тем деревом. (За каким деревом?)
2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения)
Устал, зато(=но) закончил
Местоимения с частицей (частицу можно опустить, переместить)
Что бы почитать? (Что почитать бы)
Б) Закрепить умения определять разряд местоимений Работа с текстом
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1 )Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг…
(По С.Львову)
1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок? (ПС) Почему?
(Сфера применения - газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях. Стилевые черты: призывность, яркость, эмоциональность, актуальность. Жанры: репортаж, очерк, заметка, интервью, фельетон и др. Языковые средства: обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика.)
2.Какой тип речи преобладает? (рассуждение)
(Формирование коммуникативных, познавательных УД)
К1: формулировка проблемы Связь с жизнью
-Как воспитать в человеке умение сострадать?
-Проблема активного сострадания.
К2: комментарий к поставленной проблеме
-В чём заключается актуальность сформулированной проблемы?
-К какой аудитории обращается автор? (молодёжь, среднее поколение, широкая аудитория…)
-Доводы автора убедительны? (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность
(Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, автор безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям…)
К3: нахождение авторской позиции
Предложение 5, сочувствие должно быть действенным
К4: аргументация Межпредметные связи с литературой, наглядность
(Ярким примером активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Она без всякого колебания отдаёт подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.)
Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд (коллективная работа)
Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Вы устали? Не хотите ли набраться позитива? Позитив – это положительные эмоции. Позитив – это искренняя улыбка. Позитив – это прыганье и хлопанье в ладоши. (попрыгать, похлопать). Посмотрите на эти цветы, рассыпанные по всему классу, на их яркие краски. Позитивный настрой — вера, что всё у вас получится. Ситуация успеха
Форма контроля (Выход в интернет: интерактивный тест) Работа в малых группах: по выбору учащихся. Выставление оценок
Задание. Интернет: Saharina.ru (ЕГЭ по русскому языку: тесты для 10 класса – разряды местоимений). Выставление оценок.
(Не получилось? Ничего, в следующий раз будет лучше) Ситуация успеха
(Папка на рабочем столе «18 марта»: тест).
В) Употребление местоимений в речи.Местоимение как средство связи в предложении. (В7)
- Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу)
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания
(Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).
Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения?
Задание: прослушайте внимательно отрывок и выпишите ошибки в употреблении местоимений. (А3) Весёлая радионяня – притяжательные местоимения mp3
Г) Местоимение как средство связи в предложении. (В7)
В7. Скажете: таких книг не бывает. Такие книги естьЭто задача следующего урока!
Таким образом, мы поставили задачи на следующий урок. А теперь подведём итоги нашего урока. Прошу сдать листы контроля.
4ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия.
- За что бы вы себя могли похвалить? 9учащиеся вспоминают, чем занимались на уроке, что получилось лучше, над чем предстоит ещё поработать)
- Выставление оценок, комментирование.
5 ЭТАП. Домашнее задание Дифференциация, задания творческого характера
1гр. – Подобрать задания повышенной трудности по теме: правописание и употребление местоимений
2гр. – Написать сочинение-рассуждение по данному отрывку.
3гр. – Составить тест по теме «Местоимение»
А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами местоимений. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека грамотного, мыслящего, умеющего принимать верные решения, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в высшее учебное заведение.
Релаксация: «Букет настроения»(нарисовать вазу на доске).
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
Итак, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе понравившийся цветок, если не понравился – пусть он останется на месте, он будет ждать вас до следующего раза.
Предупреждение грамматических ошибок
1.После предлогов у местоимений 3л. появляется Н (у него, к нему, ждать его, послать ему)
2.Формы Р.п. личного мест. 3 л. ЕГО, ЕЁ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности (Услышали его. Услышали его песню)
3.Указательные мест. (ОБ ЭТОМ – О ТОМ, ОБ ЭТОЙ - О ТОЙ)
Литература
Электронный учебник. Издательство «Планета»: повторение и контроль знаний
Интернет: Saharina.ru (ЕГЭ по русскому языку: тесты для 10 класса)