kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – практикум русского языка по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление. Вместе с этим развивать  у обучающихся ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, а также развивать речемыслительные и творческие способности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум русского языка по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»»

Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме:

«Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к ЕГЭ»

(с использованием коммуникативно - деятельностного подхода).

Учитель – Джаппарова С.К.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный)

( с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Вид урока: урок-практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, фронтальная и др.


Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по теме «Местоимение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств, чувства активного сострадания


Задачи:

- уметь находить местоимения в тексте;

- определять разряды местоимений;

- закрепить правописание отрицательных и неопределённых местоимений;

- уметь определять роль местоимений в речи.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

- осуществление самоконтроля и самокоррекции;

- осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные;

- проблемные;

- частично-поисковые;

- исследовательские.


Оборудование:

- компьютер, мультимедийные проектор, презентация;

- интерактивная доска, презентация;

- раздаточный материал: тексты, приложения;

- выход в Интернет, электронный тренажёр


Межпредметные связи: информатика, литература, музыка.


Основные методы и приёмы: слово учителя, наблюдение над текстом, анализ предложенных учителем материалов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по выполнению заданий на компьютере.

Девиз нашего урока:

Мир освещается солнцем, а человек знанием!


Ход урока


«Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).

(Слово «местоимение» в начале урока закрыть)


1 ЭТАП. Организация начала занятия.


1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку


2.Эмоциональный настрой (под музыку) Межпредметные связи

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.


2 ЭТАП. Подготовка к активной деятельности на основном этапе занятия.


Я попрошу помочь мне в оценивании ваших знаний. В листах самоконтроля вам необходимо отмечать результаты вашей деятельности на уроке. В конце урока прошу сдать их для выставлении оценок и последующей коррекции знаний.

(Формирование регулятивных УД)


3.Актуализация на познавательную деятельность

Слайд 1 (интерактивная доска)

Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях. Задание: вставить пропущенные буквы. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово).

ргумент, ко(м,мм)нтарий, ра(с,сс)уждение, пр…блема, …ктуальный, опт..мизм.

(Учитель зачитывает значения слов. Ученик у доски определяет слово по его значению, берёт и тащит слово, в случае затруднения прибегаем к помощи класса. Последним было определено слово "оптимизм". Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!)

Создание ситуации успеха

РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.

АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.

АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.

ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм


- При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? (ч.С). Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним.


- Начнём с орфоэпической разминки.



Слайд 2 (интерактивная доска) Орфоэпическая разминка (найди лишнее слово). Лист контроля.

дотемнА, дОверху, дОнизу, дОсуха, дОчиста, дОсиня


Ситуация успеха (задать вопрос, если учащийся неверно выполнил задание)


-Какую оценку хочешь получить в конце четверти? Надо постараться! Даю шанс.


4. Вызов. Создание проблемной ситуации: формулировка учащимися темы и целей урока

(исследование)

В латинском языке ОНО имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть ОНО буквально означает «вместо имени».

- О какой части речи я говорила? Обратите внимание на эпиграф. Какое слово закрыто?

Слайд 3 (интерактивная доска) Межпредметные связи


О да, любовь вольна, как птица,

Да, все равно - я твой!

Да, все равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой!..

Я буду петь тебя, я небу

Твой голос передам!

Как иерей, свершу я требу

За твой огонь - звездам!

Ты встанешь бурною волною

В реке моих стихов,

И я с руки моей не смою, иерей - священник

Кармен, твоих духов... требу - это рекомендуемый размер пожертвования


Показательно, что в полном собрании сочинений А. Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49-местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы - только 2. Второе место при таком подсчете у Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой - 9.



- Итак, над чем мы с вами будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока (запись в тетради: Местоимение. Повторение изученного)

- На партах у каждого лежат КИМы. Проанализируйте задание А3, А19, В2, В7

- Скажите, как они связаны с местоимением? Какой трудности они касаются, каких знаний, умений требуют?


- Давайте сформулируем цели урока и задачи (формулировка целей и задач урока учащимися). (Формирование регулятивных УД)



Слово учителя (проговаривание целей урока учителем)

Итак, главная цель наших уроков - поэтапное устранение орфографических, грамматических, морфологических, речевых трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений, закрепить умения определять разряд местоимений, избегать ошибок в употреблении местоимений в речи. А задачи - вспомнить изученное ранее, выявить основные трудности, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.


3 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний и умений. Закрепление.

  1. Погружение в тему.

А) Правила правописания отрицательных и неопределённых местоимений

- Электронный учебник. Задание на соотнесение №8, 9 (один учащийся работает у доски, остальные по карточкам) Дифференциация

Формы контроля: электронный тренажёр, карточка-тест. Проверка. Взаимопроверка. Выставление оценок в листах контроля

Проверка. Формулировка вывода учащимися. (Формирование познавательных УД)

Запоминалка: кое-, либо-, то-, нибудь- чёрточку не позабудь!

Обращаю ваше внимание на некоторые трудности в написании местоимений, на способы различия местоимений от наречий и союзов! (А19) Это задача следующего урока!

Затравка на следующий урок

Слайд 4 (интерактивная доска)


Слитно

Раздельно


1.Местоимённые наречия


Зачем спешишь? (С какой целью спешишь?)

Сделаем, затем отдохнём. (Потом отдохнём)


Местоимения с предлогами


За чем ты пришёл? (За книгой пришёл)

Спрятался за тем деревом. (За каким деревом?)

2.Союзы (можно заменить союзом, не является членом предложения)


Устал, зато(=но) закончил

Местоимения с частицей (частицу можно опустить, переместить)


Что бы почитать? (Что почитать бы)



Б) Закрепить умения определять разряд местоимений Работа с текстом


АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1 )Сострадание - активный помощник.

(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг…

(По С.Львову)

1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок? (ПС) Почему?


(Сфера применения - газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях. Стилевые черты: призывность, яркость, эмоциональность, актуальность. Жанры: репортаж, очерк, заметка, интервью, фельетон и др. Языковые средства: обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика.)


2.Какой тип речи преобладает? (рассуждение)

(Формирование коммуникативных, познавательных УД)


К1: формулировка проблемы Связь с жизнью

-Как воспитать в человеке умение сострадать?

-Проблема активного сострадания.


К2: комментарий к поставленной проблеме

-В чём заключается актуальность сформулированной проблемы?

-К какой аудитории обращается автор? (молодёжь, среднее поколение, широкая аудитория…)

-Доводы автора убедительны? (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность


(Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, автор безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям…)


К3: нахождение авторской позиции

Предложение 5, сочувствие должно быть действенным


К4: аргументация Межпредметные связи с литературой, наглядность


(Ярким примером активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Она без всякого колебания отдаёт подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.)


Задание по тексту: найдите в тексте все местоимения и определите разряд (коллективная работа)

Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.



Динамическая пауза (под музыку) Здоровьесбережение

(сопровождается показом слайдов с Масленицы)

Вы устали? Не хотите ли набраться позитива? Позитив – это положительные эмоции. Позитив – это искренняя улыбка. Позитив – это прыганье и хлопанье в ладоши. (попрыгать, похлопать). Посмотрите на эти цветы, рассыпанные по всему классу, на их яркие краски. Позитивный настрой — вера, что всё у вас получится. Ситуация успеха

Форма контроля (Выход в интернет: интерактивный тест) Работа в малых группах: по выбору учащихся. Выставление оценок

Задание. Интернет: Saharina.ru (ЕГЭ по русскому языку: тесты для 10 класса – разряды местоимений). Выставление оценок.


(Не получилось? Ничего, в следующий раз будет лучше) Ситуация успеха

(Папка на рабочем столе «18 марта»: тест).

В) Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи в предложении. (В7)

- Какова роль местоимений в речи? Можно ли обойтись в нашей речи без местоимений? (Обратиться к эпиграфу)


(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении, н-р, одного и того же имени существительного. Местоимения может выступать как средство связи в предложении. (В7) Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания

(Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась).

Всегда ли мы правильно употребляем в своей речи местоимения?

Задание: прослушайте внимательно отрывок и выпишите ошибки в употреблении местоимений. (А3) Весёлая радионяня – притяжательные местоимения mp3

Г) Местоимение как средство связи в предложении. (В7)

В7. Скажете: таких книг не бывает. Такие книги есть Это задача следующего урока!

Таким образом, мы поставили задачи на следующий урок. А теперь подведём итоги нашего урока. Прошу сдать листы контроля.

4ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия.

- За что бы вы себя могли похвалить? 9учащиеся вспоминают, чем занимались на уроке, что получилось лучше, над чем предстоит ещё поработать)

- Выставление оценок, комментирование.

5 ЭТАП. Домашнее задание Дифференциация, задания творческого характера

1гр. – Подобрать задания повышенной трудности по теме: правописание и употребление местоимений

2гр. – Написать сочинение-рассуждение по данному отрывку.

3гр. – Составить тест по теме «Местоимение»


А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрён знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами местоимений. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека грамотного, мыслящего, умеющего принимать верные решения, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в высшее учебное заведение.


Релаксация: «Букет настроения» (нарисовать вазу на доске).

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Итак, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе понравившийся цветок, если не понравился – пусть он останется на месте, он будет ждать вас до следующего раза.


Предупреждение грамматических ошибок

1.После предлогов у местоимений 3л. появляется Н (у него, к нему, ждать его, послать ему)

2.Формы Р.п. личного мест. 3 л. ЕГО, ЕЁ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности (Услышали его. Услышали его песню)

3.Указательные мест. (ОБ ЭТОМ – О ТОМ, ОБ ЭТОЙ - О ТОЙ)



Литература

  1. Электронный учебник. Издательство «Планета»: повторение и контроль знаний

  2. Интернет: Saharina.ru (ЕГЭ по русскому языку: тесты для 10 класса)

  3. Сборник стихотворений А.Блока

  4. «Весёлая радионяня» – притяжательные местоимения mp3

  5. Поурочные разработки по русскому языку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Джаппарова Сария Каламдаровна

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства