урок -практикум по теме: "Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП (9 класс)
Урок -практикум по теме: "Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП (9 класс)
Пояснительная записка
Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.
На представленном уроке задачи по формированию предметных компетенций, а также функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социуме и успешно в ней функционировать решаются через компетентностно ориентированные задания, направленные на развитие интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, наблюдательности и др. В свою очередь лингвистические знания, умения приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время каждого учебного задания ученик совершает несколько умственных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, классификация, обобщение) и задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок -практикум по теме: "Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП (9 класс)»
Конспект-сценарий урока русского языка
Средства связи и способы выражения смысловых отношений в ССП. Значения ССП (9 класс)
Пояснительная записка
Тема не является новой для девятиклассников. Им уже знакомы следующие понятия и определения: что такое сложное предложение; сложносочиненное предложение; сочинительная связь; группы сочинительных союзов; запятая в сложном предложении.
На представленном уроке задачи по формированию предметных компетенций, а также функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социуме и успешно в ней функционировать решаются через компетентностно ориентированные задания, направленные на развитие интеллектуальных качеств: внимания, памяти, мышления, наблюдательности и др. В свою очередь лингвистические знания, умения приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время каждого учебного задания ученик совершает несколько умственных операций (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, классификация, обобщение) и задействует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения» через практическую деятельность на уроке;
Задачи:
совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;
формировать позитивное отношение к исследовательской работе;
совершенствовать речевую деятельность школьников через комментирование, объяснение, пояснение; *
осуществить самооценку деятельности.
воспитывать любовь к родному язык
развивать мыслительную деятельность учащихся;
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.
Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; пользоваться ССП как одним из способов избежать синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.
Приобретаемые навыки детей:
* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);
* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать);
* организационные умения и навыки (самоанализ проблем собственной учебной деятельности и работа над ошибками);
* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).
Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг.
Особенности роли педагога:
-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;
-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Методы ведения урока: исследовательский, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: аудиторная коллективная работа под руководством учителя, работа в парах, самостоятельная индивидуальная работа
I этап. Актуализация ранее изученного
1. Виды сложных предложений
У: На предыдущем уроке мы с вами говорили о разных видах сложных предложений. Вспомним их. А задумывались ли вы, почему существуют разные виды сложных предложений? (Ученики говорят о разных способах связи простых предложений в сложных, о сочинительных и подчинительных отношениях частей сложного предложения.
У: Попробуем построить из предложений Молодежь ушла. В клубе стало скучно. все три вида сложных предложений. Получаем:
Молодежь ушла, и в клубе стало скучно. Молодежь ушла – в клубе стало скучно. Молодежь ушла: в клубе стало скучно. Молодежь ушла, так что в клубе стало скучно. Молодежь ушла, потому что в клубе стало скучно.
У: А теперь подумаем над той информацией, которую заключают в себе эти предложения. Какой смысл можно «вычерпать» из каждого? На первый план выступают причинно-следственные отношения. В одинаковой ли степени проявляются эти отношения в ССП и СПП? (В ССП они более размыты, заметна какая-то последовательность – ушла, стало скучно...)
У: А теперь задумаемся над интонацией бессоюзного предложения. Ваши варианты прочтения. Какое значение предложения можно «вычислить» из такого интонирования? (Чувствуется противопоставление, но оно как-то нечетко выражено).
Учащиеся делают выводы: наиболее «говорящие» значения, обусловленные их строением (в частности, союзы потому что и так как в нашем примере), имеют СПП, в наименьшей степени смысловые отношения различаются в БСП, а вот ССП занимают между ними как бы промежуточное положение. И сегодня разговор у нас пойдет именно о ССП. Но это будет чуть позднее, а вначале мне хотелось бы предложить вам такую работу.
2. Группы сочинительных союзов
Задание. Выпишите из данного текста ряды однородных членов, соединенных союзами, определите, к какой группе относится тот или иной союз.
Текст. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и «заваливаются» за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Недавно в деревне один маленький мальчик пришел во время грозы ко мне в комнату и, глядя на меня большими от восторга глазами, сказал: «Пойдем смотреть грома!»
(К.Паустовский. Золотая роза
Вот какие сочетания выписали учащиеся:
– проходят и «заваливаются»; не прошла, а свалилась; то бьют, то полыхают; пришел и сказал.
Характеризуем союзы при данных однородных членах, вспоминаем не встретившиеся здесь. Объясняем значение названий групп союзов: соединительные, разделительные, противительные. Что можно соединить? разделить? противопоставить? (Какие-либо явления!)
Как вы уже знаете, эти же союзы соединяют и части сложносочиненных предложений. А вы достаточно легко ориентируетесь в этой разновидности сложных предложений? На всякий случай проверим.
3. Узнавание «в лицо» ССП
Задание. Выпишите из данного текста все ССП, докажите (графически, схематически, словесно...) правильность вашего выбора.
Текст. Уж так оно всегда почему-то получалось, что не успевал Григорий Иванович прислонить голову к подушке, портфелю или просто к какому-либо пригорку в чистом поле, как ему обязательно начинал сниться сон... То вдруг причудится Григорию Ивановичу река, широкая и раздольная в весеннем разливе, то вдруг увидит он во сне небо, то привидятся ему леса дремучие и темные... Но чаще всего снится Григорию Ивановичу дорога. Как будто идет он по ней, перекинув сапоги через плечо, идет, помахивает хворостинкой и подбадривает себя, успокаивает. Вот, мол, дойду до того поворота, а там уж отдохну, огляжусь вокруг, там благодать, забвение и отрада. Но дойдет Григорий Иванович до поворота, а благодати нет, под ногами камень да песчаный пепел, а новый поворот где-то далеко за горизонтом. Вздохнет Григорий Иванович, поправит на плече сапоги и идет дальше... И так без конца, от поворота до поворота! Идет Григорий Иванович, не падает духом, надеется.
(И.Евсеенко. Повесть «Петушиные дворики»)
(Сложносочиненных предложений здесь только два: То вдруг причудится... и Но дойдет..., причем последнее включает в себя, помимо сочинительной, еще и бессоюзную связь.)
II этап. Постановка задачи урока. Организация исследовательской деятельности
– Вы успешно выделяете ССП в тексте, это уже хорошо, но явно недостаточно, чтобы сказать о себе: я отлично знаю ССП! Как видно из только что записанных примеров, ССП очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу сегодняшнего урока формулируем так:
Одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами?
И какие именно?
- А в чем разница? Вот давайте в этом и разберемся.
Исследовательская деятельность
Делим класс на три группы, каждой из которой предлагается проанализировать текст. В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы.
Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой. Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет. Наверное, давно замужем, нарожала детей... Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба. Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево...
Текст 2
Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине...
(А.Пушкин. Из «Дорожных жалоб»)
Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым... Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. Сие показание было несправедливо... (А.Пушкин. История Пугачева. Из гл. 3)
III этап. Подведение результатов исследовательской деятельности. Теоретические выводы
У: К каким результатам пришел каждый ряд? Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями... Обобщаем сказанное ребятами.
Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений. Это основные функции каждой группы сочинительных союзов, но далеко не все. В дальнейшем, работая с ССП, мы неоднократно в этом убедимся, а пока делаем главный вывод.
У: Какова роль сочинительных союзов в ССП? (Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.)
В краткой форме графически заносим наши выводы в тетрадь.
IV этап. Практическое использование полученных теоретических сведений
Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.
Начальные части предложения:
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу...
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было...
– Есть земля, недра...
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор...
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину...
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович...
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево...
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг...
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо...
– Станция была действительно крохотной...
Завершающие части предложений:
– ...людей – кот наплакал.
– ...он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– ...вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– ...потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– ...такого еще не встречалось.
– ...затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками...
– ...читателю нечего тут насмешничать.
– ...город за ней раскинулся редкостный.
– ...вот раскинулся перед ним городской базар.
– ...Высокие Стрижи никак не показывались.
(Примечание. Все тексты и предложения урока размножаются для каждого ученика).
Карточка для самопроверки
– Наберитесь терпения, смирите свою растерзанную душу, и вы, возможно, услышите голос петуха Григория Ивановича Козика.
– Ничего особенного, сколько-нибудь сказочного в заботе Серафима Николаевича не было, и читателю нечего тут насмешничать.
– Есть земля, недра, а людей – кот наплакал.
– В ответ из Петушиных Двориков донесся прощальный ветерок и даже как будто какой-то говор, но потом все затихло, затуманилось, исчезло за поворотом дороги.
– То вдруг заманят его водяные и русалки в свои тенета, заставят нырять на самую невозможную глубину, то затянут его командированные на чердак, усадят за картежный стол или гонят в потаенное место за вином и закусками...
– Много всяких происшествий видел на своем веку Григорий Иванович, но такого еще не встречалось.
– За третьим холмом Григорий Иванович свернул налево, и вот раскинулся перед ним городской базар.
– Не успеешь замедлить возле торговца шаг, а он уже хватает тебя за воротник, требует из кармана денежки.
– Григорий Иванович все время брал по дороге вправо и вправо, но Высокие Стрижи никак не показывались.
– Станция была действительно крохотной, но город за ней раскинулся редкостный.
(И.Евсеенко. «Петушиные Дворики»)
V этап. Творческая работа
Перед вами «испорченный» фрагмент повести А.П. Чехова «Скучная история».
Задание. Исправьте текст, заменяя по возможности однотипные конструкции с простыми предложениями сложносочиненными предложениями.
Текст. Барышни и Гнеккер говорят о фугах, контрапунктах, о певцах и пианистах, о Бахе и Брамсе. Жена, боясь, чтобы ее не заподозрили в музыкальном невежестве, сочувственно улыбается им и бормочет: «Это прелестно... Неужели? Скажите...». Гнеккер солидно кушает, солидно острит и снисходительно выслушивает замечания барышень. Изредка у него является желание поговорить на плохом французском языке. Тогда он почему-то находит нужным величать меня votre excellence (ваше превосходительство – фр.). А я угрюм. Видимо, я всех их стесняю. Они стесняют меня. Никогда раньше я не был коротко знаком с сословным антагонизмом. Теперь меня мучает именно что-то вроде этого. Я стараюсь находить в Гнеккере одни только дурные черты, скоро нахожу их и терзаюсь, что на его жениховском месте сидит человек не моего круга.
Домашнее задание
1. Возьмите в библиотеке повесть А.П. Чехова «Скучная история», найдите редактировавшийся вами фрагмент (он взят из 2-й главы); сравните авторский и свой варианты. Сделайте выводы о вашем умении пользоваться конструкциями с ССП.
2. Напишите небольшой рассказ – подражание А.П. Чехову, используя ССП с теми же значениями, что и у писателя.