kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум по работе над сочинением 15.2 ОГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по работе над сочинением ОГЭ 15.2. Задачи урока: повторить композицию, критерии оценивания и типовые конструкции сочинения 15.2, отработать алгоритм действий при написании сочинения 15.2, способствовать духовному развитию учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по работе над сочинением 15.2 ОГЭ.»

Урок русского языка в 9 классе

Подготовка к ОГЭ. Сочинение 15.2. Практикум.


Цель: продолжить учиться писать сочинение-рассуждение 15.2.

Задачи: повторить композицию критерии оценивания и типовые конструкции сочинения 15.2, отработать алгоритм действий при написании сочинения 15.2, способствовать духовному развитию учащихся.


Слайд 1 (число, тема урока)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке подготовки к ОГЭ мы продолжим учиться писать сочинение-рассуждение 15.2. Для этого вспомним структуру и алгоритм работы над сочинением 15.2, повторим критерии оценивания и типовые конструкции.

  1. Повторение теоретического материала.

Вы знаете, что задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).


Давайте повторим всё, что вы знаете о сочинении-рассуждении 15.2.


Слайд 2 (задание для микрогрупп)

1 микрогруппа – композиция и содержание абзацев сочинения 15.2

2 микрогруппа – последовательность работы над сочинением 15.2

3 микрогруппа – типовые конструкции для сочинения 15.2

4 микрогруппа – критерии оценивания сочинения 15.2


Выступление микрогрупп (3 минуты на обсуждение, затем ответы учащихся)


Вопросы для беседы с классом:

  1. Что такое тема текста? (то, о чём текст) слайд 3 тема, идея текста

  2. Что называется идеей текста? (то, во имя чего написан текст, чему учит)

  3. Как сформулировать тезис в рассуждении? (слайд 4 тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Рекомендуем запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно)

  4. Какие виды доказательств можно использовать в сочинении? (слайд 5 доказательства могут быть дедуктивные: от тезиса к доказательствам; индуктивные: от примера к тексту; косвенные: доказательства от противного, через опровержение истинности противоположного тезиса; прямые: ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств).


  1. Чтение исходного текста и задания к нему.

Слайд 6 Напишите сочинение-рассуждение 15.2. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительного предложения текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Вдумчиво и не спеша прочитаем текст Н.Морозова «Странная вещь – книга». Слайд 7

(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.

(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.


  1. Подготовка к сочинению-рассуждению.


Прежде чем писать сочинение, нам нужно разобрать текст, понять его. Для этого заполним таблицу (работа в парах) слайды 8-10.


Алгоритм действий

Результат работы с текстом

1. Определите тему (о чём?).

Книга

2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.

Глаголы: пересмотреть, перерабатываем, сопоставляем,

самосовершенствуемся

Имена существительные: книга, струнка, дума, опыт.

3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.


Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше.

4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.

Варианты вступлений:

1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис.

2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему)

3) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор).

4) «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент художественного произведения.

5) Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса.


1) Какой смысл Н.Морозов вкладывает в слово «самосовершенствуемся»? Давайте найдём ответ на этот вопрос.

2) Книга… Что дает она человечеству? Давайте найдём ответ на данный вопрос.

3) Передо мной текст Н.Морозова. Автор рассуждает о значении книги в нашей жизни, утверждая, что она воспитывает нас, помогает «самосовершенствоваться».

4) «С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент публицистического (художественного) произведения. Н.Морозов заставляет нас задуматься над тем, чем является книга для каждого из нас.

5) Прочитав текст Н.Морозова, я вспомнила слова Цицерона: «Комната без книг подобна телу без души». Удивительно точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента.

5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения.

Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.

В тексте мы слышим авторское отношение к книге. Он считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11).

Мне показалась интересной мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8).

6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором.

Варианты заключений:

1) В заключение можно сделать вывод:

(пишем какой)

2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…

3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)

1) Думаю, мы доказали, что книга важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт.

2) Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: нужно читать книги, потому что они являются нашими учителями, заставляя нас становиться лучше.

3) В заключение можно сделать вывод, что книга является не только источником знаний, но и воспитателем души человека.

7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.

Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения.

8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.




  1. Работа над сочинением-рассуждением.

В тетрадях для ОГЭ напишите сочинение-рассуждение 15.2. на тему: «Как Вы понимаете смысл заключительного предложения текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся». Слайд 11

Чтение получившихся вариантов сочинений.


  1. Подведение итогов урока

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового о сочинении 15.2 узнали?


  1. Домашнее задание Слайд 12

В сборнике Н.А.Сениной «Русский язык. Сочинение на ОГЭ» выполнить упр.4,5,6 на стр.62-66.




Литература

1. Н.А. Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Издательство «Легион» Ростов-на-Дону. 2009.

2. Методика подготовки школьников к ГИА 9 по русскому языку. Сборник методических статей лаборатории русского языка и литературы МИОО. Под редакцией Н.А.Нефёдовой. – М: МИОО,2010.

3. Сайт: Filologinya СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ. Как написать сочинение- рассуждение о смысле исходного текста.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-практикум по работе над сочинением 15.2 ОГЭ.

Автор: Кузнецова Екатерина Вячеславовна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства