kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обучению грамоте «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного; научит читать слоги с буквой «я», находить такие слого-слияния в словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обучению грамоте «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии»»





Урок по обучению грамоте в 1 классе


с использованием учебника

«Азбука», автора В.Г. Горецкого

по УМК «Школа России»

учителя начальных классов

МОУ «Компрессорная СОШ Ртищевский район Саратовская область»

Учитель: Ерёмина Надежда Георгиевна


























Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе


Тема урока: «Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

в слоге-слиянии».

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

когда она стоит после согласного;

учить читать слоги с буквой «я», находить такие слого-слияния

в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

развивать речь учащихся и пополнять лексический запас.



Оборудование: презентация к уроку, «Азбука»



Ход урока. Слайд 1

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

(с буквой «я»)

— Посмотрите на доску (на слайд):

— Сегодня у нас в гостях буква Я. Она приплыла к нам на

кораблике. Буква Я — настоящая морячка, Она подготовила

для вас интересные задания.

На слайде:

оликбя Слайд 2

ляноби

яоз

аря

— Составьте слова из каждой группы букв.

яблоки

яблони

Зоя

Рая

— Что можно сказать о словах яблоки и яблони?

(слово яблони – название фруктового дерева, слово яблоки

обозначает название плодов этого дерева)

— Что общего у этих двух слов? (они начинаются с буквы «я»)

— Сколько букв в этих словах? (по 6 букв)

— Сколько звуков в этих словах?

(яблоки – 7 звуков, яблони – 7 звуков)

— Почему количество букв и звуков не совпадает?

(т.к. буква «я» стоит в начале слова и имеет два звука [й’a])

— Что общего у слов Зоя и Рая?

  1. это женские имена;

  2. буква стоит после гласной и обозначает два звука [й’a];

  3. в этих словах по три буквы и 4 звука.


Учитель:


Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово! (А. Шибаев)


— В каких из этих слов буква «я» образует слог? (Зо-я, Ра-я)


— Отгадайте имя девочки по первым звукам каждого слова: Слайд 3


ябеда, напёрсток, аквариум — Яна

— Что можно сказать о букве «я» в этом слове?

(Буква «я» стоит в начале слова, имеет два звука,

образует слог).


Работа в парах:

—Придумайте ещё имена с буквой «я», чтобы они

начинались со слога я.

(Я-ша, Я-ков, Я-ро-слав, Я – ро – сла – ва)


Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.


III. Слоговой аукцион. Работа в группах (3 группы). Слайд 4

— Найдите слова в слове. Кто больше найдёт таких слов?


ярмарка (яр, марка, мак, як, рама, арка, ар)

ябеда (я, беда, еда, да, яд)

ягода (я, год, да, Яга, яд, ода)


Проверка: один из учеников группы называет получившиеся

слова. Выигрывает группа, назвавшая большее

количество слов.

( * Яр - крутой, обрывистый берег реки, обрыв).

Учитель:

— Какое слово обозначает ежегодный регулярный большой торг, распродажу товаров обычно с увеселениями и развлечениями, проводимый в одном месте

и в одно время? (ярмарка)

У нас на Руси первые ярмарки появились примерно 500 лет назад! (16 век)

Учитель:

— Что общего у этих трёх слов? (Буква «я» стоит в начале слова,

имеет два звука [й’a]).


IV. Формулировка темы и целей урока. Слайд 5

Учитель:

— Прочитайте слова:

аллея

поляна

деревья

земляника

1.Наблюдение.

— Посмотрите на местонахождение буквы «я» в данных словах.

— В каких словах «я» имеет два звука? Почему?

(аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];

деревья –«я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a]).

— В каких словах буква «я» находится после согласной?

(поляна, земляника)

— Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля

земляника – ля.

— Что такое «поляна»? (Это небольшой ровный участок в лесу, без деревьев).

—Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(земляничная поляна)

— Верно. И мы сейчас окажемся вместе с буквой Я на такой поляне.

Эта поляна не простая – волшебная – поможет

запомнить новый материал.


2. Физминутка.

На полянку мы заходим,

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Ягодки покушайте, Слайд 6

Тишину послушайте.


3. Учитель:

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой работой

буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит

после согласной буквы.




V.Изучение нового материала.

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- .


— Назовите в слоге –ля- первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

[а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

Вывод (делают учащиеся):

буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.


2. Осмысление новых умений и навыков. Слайд 7,8,9 Учитель:

— Прочитайте названия (читают сильные учащиеся):

мята, мятлик, ромашка, овсяница, одуванчик,

гвоздика травянка, трясунка, колокольчик.


— Выберите только те названия растений, где буква «я»

обозначает мягкость предшествующего согласного.

— Какие же растения будут расти на нашей поляне? (мя-та, мят- лик, ов-ся-ни-ца, гвоздика тра-вян-ка, тря-сун-ка).


3. Систематизация полученных знаний.

Учитель:

— Если буква «я» стоит после согласного, то она обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного звука.

VI. Физминутка. Слайд 10

Учитель:

— Нашу полянку облюбовали разные птицы.

Недавно у них вывелись детёныши. Я буду называть птичек,

которые любят бывать на поляне. Если в их названиях есть

слогослияние с буквой «я», вы изображаете полёт птиц,

а если нет – вы приседаете:

(Соколята, аистята, соловушки, утята, орлята, пеночки,

тетеревята, ласточки, жаворонки).

— Давайте закроем глаза и послушаем пение соловья (релаксация).


VII. Закрепление изученного материала. Слайд 11

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.

— Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке.

2.

— Посмотрите, как образовался этот ряд слогов и

продолжите его: мям, нян, ...


2. Работа со словосочетаниями. Слайд 12,13

Учитель:

— Как можно сказать о поляне?.

Какая она?

лесная, небольшая, круглая, зелёная, благоухающая

— А что можно сказать о землянике?

земляника: ....

(садовая, крупная, красная, вкусная, душистая)

— Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос

какая?

— Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],

т.к. стоит после гласной буквы)


3. Работа с текстом «Земляника». Слайд 14

1) Земляника.

Летнее солнце пригрело лес. На низких кустиках

появились беленькие глазки цветков земляники.

По вкусу земляника занимает первое место среди ягод.


( для хорошо читающих учащихся даны карточки с

дополнительным текстом о землянике).


Учитель:

— Почему земляника занимает первое место среди ягод?

(Она самая сладкая и душистая ягода русского леса)

— Где созревает земляника? (на порубках)

( Рассказ учеников о землянике из дополнительного материала на карточках –

о порубках).

— Что такое порубки? (места вырубки сосен и елей)

— Подберите близкое по значению слово к слову душистая – ароматная)


2) Чтение по «Азбуке» стр. 116.


VIII. Итог урока. Слайд 15

Учитель:

— Давайте подведём итоги урока.

С какой буквой мы работали на уроке?

Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?


— Приведите примеры таких слов. Вам может помочь

волшебная полянка и буква Я.


берёза ключ вишня туфля ягода Яша

Рефлексия.

— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.

Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета.


















 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ерёмина Надежда Георгиевна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства