Просмотр содержимого документа
«Урок "Подготовка к сочинению-описанию действия. Дымковская игрушка"»
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
Тема: Подготовка к сочинению-описанию действия.
Дымковская игрушка.
Учитель Фуфыгина Е. В.
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей народного художественного промысла.
2. Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.
3. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.
4. Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.
Оформление:
Над доской яркий плакат «Город мастеров». Рисунки учащихся. Игрушки из солёного теста или пластилина.
На доске: ключевые слова ( дымка, художественный образ, торс, кокошник).
Ход урока:
1. Введение в урок. Постановка цели.
- Это урок развития речи. Его конечный результат- сочинение-описание действия-изготовления дымковской игрушки в художественном стиле. Нас ждёт заочное путешествие в «Город мастеров». Приготовьте маршрутные листы (тетради), чтобы отмечать всё, что будет услышано и увидено в пути. Переноситься туда мы будем просто. Давайте на минуту закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров», в мастерской Анфисы Ивановны Воронцовой. Кто эта женщина, давайте узнаем?!
2.Основная часть.
А) Выразительное чтение отрывка из статьи Л. Лебедева «Весёлая дымка».(учебник Е.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь» 7 класс, упр. 34).
Фронтальная беседа:
-Кто такая А.И.Воронцова?
-Определите, какова основная мысль этого текста?
-Обратите внимание на название статьи, с которой мы работаем. Какое ключевое слово оно содержит и что обозначает? (Дымка).
Б) Словарная работа, которую учащиеся подготовили к уроку заранее; даётся определение слова дымка. Презентация.
Дымковская игрушка-дымка (вятская игрушка)-глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских художественных промыслов, которым были заняты мастерицы в издавна существующей слободе Дымково.
В) Фронтальная беседа:
-Так в каком «Городе мастеров» мы находимся? ( В «Городе мастеров» дымковской игрушки).
-Давайте закроем глаза, откроем, мы в далёком прошлом , в дымковской слободе.
Презентация. Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями по истории появления игрушки, её легендами, современным состоянием производства.
Г) – Как вы думаете, ребята, сложно ли вылепить такую нарядную и весёлую игрушку? Давайте закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров». Один из районов этого города находится в нашей школе: в нашей школе работает кружок декоративно-прикладного искусства, руководителем которого является Федосова Наталья Валерьевна. На занятиях кружка ребята делают замечательные поделки из бисера, а также изделия из солёного теста и пластилина. Накануне урока ребята-журналисты взяли интервью у Федосовой Н.В.
Презентация интервью.
- Наталья Валерьевна, скажите, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение?
- Я давно делаю разные поделки из бумаги, ниток, кусочков ткани, бисера, солёного теста.
- Почему Вы учите ребят именно лепке из солёного теста?
- Хочу научить видеть красоту жизни, хочется, чтобы ребята приносили радость себе и окружающим.
- Наталья Валерьевна, Вы помните свою первую работу?
- Свою первую работу я сделала, когда сама была ученицей. Это были изделия именно из солёного теста.
- Какие темы Вы берете для работ?
- Темы самые разнообразные: люди, красота окружающей действительности, животные, птицы, растительный мир. Ведь так много удивительного вокруг нас.
- Какие трудности возникали у Вас и Ваших учеников?
- Трудности, конечно, возникали. Очень трудно передать красоту окружающей действительности без опыта. А любой опыт и мастерство складываются со временем. Но ребята стараются.
- Наталья Валерьевна, большое спасибо Вам за интервью. Творческих успехов!
- Спасибо, ребята.
Физминутка.
Д) – Ребята, давайте послушаем наших мастеров. Назовите, из каких этапов состоит описываемое действие.
3. Вслед за этим расплющить кусочек солёного теста (глины, пластилина),собрать в сборку – юбка с фартуком готовы.
4.После этого дать игрушке высохнуть и потом неторопливо раскрасить её.
Напишите «немой» диктант на тему «Подготовка к работе». ( Учащиеся записывают сами то, что услышали).
- Слова какой части речи помогают проследить процесс работы мастеров? Прочитайте цепочку, которая у вас получилась.
- Охарактеризуйте предложения, которые вы используете, чтобы точно и последовательно передать процесс изготовления игрушки.
- Составьте пересказ той части, в которой описан сам процесс. Какое слово вам непонятно?
Е) Словарная работа. (На доске записаны слова).
Презентация.
Кокошник – старинный Северорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
Торс – туловище человека, а также скульптурное изображение туловища без головы и конечностей.
- Игрушка слеплена и готова для росписи, насколько важен этот этап? Можно ли сказать, что, расписывая, мастер вкладывает свою душу, создаёт свой неповторимый …Продолжите мою мысль (художественный образ).
- Давайте вспомним, что называется художественным образом в литературе?
Художественный образ – основное понятие теории литературы. В центре образа стоит изображение человека вместе со всем тем, что его в жизни окружает.
- А вот как образ создаётся при помощи кисти и красок, нам расскажет… Она нарисовала несколько рисунков (раскрасила игрушку) и расскажет, как ей удалось воспроизвести образ.
- Основная мысль: трудно подобрать цветовую гамму красок, чтобы как можно точнее воспроизвести образ той или иной игрушки, нужно быть настоящим мастером, чтобы создать множество неповторимых, но в то же время узнаваемых дымковских поделок.
Впечатления учащихся от рисунков.
Ж) А теперь давайте ещё раз прочитаем текст. Рассмотрим дымковские игрушки и подберём к ним эпитеты. ( Нарядная, весёлая, озорная, задорная).
3.Подготовка к написанию сочинения.
- Давайте проанализируем ваши маршрутные листы. Что из услышанного и увиденного на уроке было для вас новым, интересным? Что вы знали о дымковской игрушке сами? Что ещё хотели бы узнать?
Напишем сочинение.
Вариант 1.
Сочините историю дымки (пофантазируйте, как дымка «пришла» к вам в дом или в класс). Постарайтесь включить описание процесса изготовления игрушки.
Вариант 2.
Оживите дымку, опишите её действия, её работу. О своей жизни и о своей работе могут « рассказать» и сами игрушки. Научите их этому!
- Обдумайте предложенные варианты, выберите тот , который вам более интересен. Начните выполнять черновой вариант сочинения. В ходе работы вы можете использовать материал урока.
4. Рефлексия.
- Выразите свои впечатления об уроке, какую роль сыграло заочное путешествие в «Город мастеров»?
- Какие моменты урока особенно понравились и почему?