kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Подготовка к сочинению-описанию действия. Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Познакомить  учащихся с историей народного художественного промысла.

2. Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.

3. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.

4. Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.

Оформление:

Над доской яркий плакат «Город мастеров». Рисунки учащихся. Игрушки из солёного теста или пластилина.

На доске: ключевые слова ( дымка, художественный образ, торс, кокошник).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Подготовка к сочинению-описанию действия. Дымковская игрушка"»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Тема: Подготовка к сочинению-описанию действия.

Дымковская игрушка.

Учитель Фуфыгина Е. В.

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей народного художественного промысла.

2. Описать игрушку в художественном стиле, используя различные варианты введения описания действия по её изготовлению.

3. Совершенствовать навыки и умения работы над сочинением-описанием.

4. Формировать ключевые компетенции учащихся и развивать их художественно-эстетические способности.

Оформление:

Над доской яркий плакат «Город мастеров». Рисунки учащихся. Игрушки из солёного теста или пластилина.

На доске: ключевые слова ( дымка, художественный образ, торс, кокошник).

Ход урока:

1. Введение в урок. Постановка цели.

- Это урок развития речи. Его конечный результат- сочинение-описание действия-изготовления дымковской игрушки в художественном стиле. Нас ждёт заочное путешествие в «Город мастеров». Приготовьте маршрутные листы (тетради), чтобы отмечать всё, что будет услышано и увидено в пути. Переноситься туда мы будем просто. Давайте на минуту закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров», в мастерской Анфисы Ивановны Воронцовой. Кто эта женщина, давайте узнаем?!

2.Основная часть.

А) Выразительное чтение отрывка из статьи Л. Лебедева «Весёлая дымка».(учебник Е.И.Никитиной «Русский язык. Русская речь» 7 класс, упр. 34).

Фронтальная беседа:

-Кто такая А.И.Воронцова?

-Определите, какова основная мысль этого текста?

-Обратите внимание на название статьи, с которой мы работаем. Какое ключевое слово оно содержит и что обозначает? (Дымка).

Б) Словарная работа, которую учащиеся подготовили к уроку заранее; даётся определение слова дымка. Презентация.

Дымковская игрушка-дымка (вятская игрушка)-глиняные лепные расписные фигурки людей и животных (иногда в виде свистулек); один из русских художественных промыслов, которым были заняты мастерицы в издавна существующей слободе Дымково.

В) Фронтальная беседа:

-Так в каком «Городе мастеров» мы находимся? ( В «Городе мастеров» дымковской игрушки).

-Давайте закроем глаза, откроем, мы в далёком прошлом , в дымковской слободе.

Презентация. Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями по истории появления игрушки, её легендами, современным состоянием производства.

Г) – Как вы думаете, ребята, сложно ли вылепить такую нарядную и весёлую игрушку? Давайте закроем глаза, теперь откроем, мы в «Городе мастеров». Один из районов этого города находится в нашей школе: в нашей школе работает кружок декоративно-прикладного искусства, руководителем которого является Федосова Наталья Валерьевна. На занятиях кружка ребята делают замечательные поделки из бисера, а также изделия из солёного теста и пластилина. Накануне урока ребята-журналисты взяли интервью у Федосовой Н.В.

Презентация интервью.

- Наталья Валерьевна, скажите, пожалуйста, с чего началось Ваше увлечение?

- Я давно делаю разные поделки из бумаги, ниток, кусочков ткани, бисера, солёного теста.

- Почему Вы учите ребят именно лепке из солёного теста?

- Хочу научить видеть красоту жизни, хочется, чтобы ребята приносили радость себе и окружающим.

- Наталья Валерьевна, Вы помните свою первую работу?

- Свою первую работу я сделала, когда сама была ученицей. Это были изделия именно из солёного теста.

- Какие темы Вы берете для работ?

- Темы самые разнообразные: люди, красота окружающей действительности, животные, птицы, растительный мир. Ведь так много удивительного вокруг нас.

- Какие трудности возникали у Вас и Ваших учеников?

- Трудности, конечно, возникали. Очень трудно передать красоту окружающей действительности без опыта. А любой опыт и мастерство складываются со временем. Но ребята стараются.

- Наталья Валерьевна, большое спасибо Вам за интервью. Творческих успехов!

- Спасибо, ребята.

Физминутка.

Д) – Ребята, давайте послушаем наших мастеров. Назовите, из каких этапов состоит описываемое действие.

1.Взять кусочек солёного теста(глины, пластилина), аккуратно вылепить торс с головой, носик, плечи, руки.

2. Затем осторожно нарядить игрушку в кокошник.

3. Вслед за этим расплющить кусочек солёного теста (глины, пластилина),собрать в сборку – юбка с фартуком готовы.

4.После этого дать игрушке высохнуть и потом неторопливо раскрасить её.

Напишите «немой» диктант на тему «Подготовка к работе». ( Учащиеся записывают сами то, что услышали).

- Слова какой части речи помогают проследить процесс работы мастеров? Прочитайте цепочку, которая у вас получилась.

- Охарактеризуйте предложения, которые вы используете, чтобы точно и последовательно передать процесс изготовления игрушки.

- Составьте пересказ той части, в которой описан сам процесс. Какое слово вам непонятно?

Е) Словарная работа. (На доске записаны слова).

Презентация.

Кокошник – старинный Северорусский женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Торс – туловище человека, а также скульптурное изображение туловища без головы и конечностей.

- Игрушка слеплена и готова для росписи, насколько важен этот этап? Можно ли сказать, что, расписывая, мастер вкладывает свою душу, создаёт свой неповторимый …Продолжите мою мысль (художественный образ).

- Давайте вспомним, что называется художественным образом в литературе?

Художественный образ – основное понятие теории литературы. В центре образа стоит изображение человека вместе со всем тем, что его в жизни окружает.

- А вот как образ создаётся при помощи кисти и красок, нам расскажет… Она нарисовала несколько рисунков (раскрасила игрушку) и расскажет, как ей удалось воспроизвести образ.

- Основная мысль: трудно подобрать цветовую гамму красок, чтобы как можно точнее воспроизвести образ той или иной игрушки, нужно быть настоящим мастером, чтобы создать множество неповторимых, но в то же время узнаваемых дымковских поделок.

Впечатления учащихся от рисунков.

Ж) А теперь давайте ещё раз прочитаем текст. Рассмотрим дымковские игрушки и подберём к ним эпитеты. ( Нарядная, весёлая, озорная, задорная).

3.Подготовка к написанию сочинения.

- Давайте проанализируем ваши маршрутные листы. Что из услышанного и увиденного на уроке было для вас новым, интересным? Что вы знали о дымковской игрушке сами? Что ещё хотели бы узнать?

Напишем сочинение.

Вариант 1.

Сочините историю дымки (пофантазируйте, как дымка «пришла» к вам в дом или в класс). Постарайтесь включить описание процесса изготовления игрушки.

Вариант 2.

Оживите дымку, опишите её действия, её работу. О своей жизни и о своей работе могут « рассказать» и сами игрушки. Научите их этому!

- Обдумайте предложенные варианты, выберите тот , который вам более интересен. Начните выполнять черновой вариант сочинения. В ходе работы вы можете использовать материал урока.

4. Рефлексия.

- Выразите свои впечатления об уроке, какую роль сыграло заочное путешествие в «Город мастеров»?

- Какие моменты урока особенно понравились и почему?

- Оценки.

5. Домашнее задание.

Дописать сочинение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок "Подготовка к сочинению-описанию действия. Дымковская игрушка"

Автор: Фуфыгина Елена Васильевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства