Тема урока : Определенно-личные предложения.
Цель урока: продолжить знакомство с односоставными предложениями,
совершенствовать практическое умение находить определенно-личные предложения,
познакомить со способами выражения сказуемого в определенно-личных предложениях.
Задачи урока:
совершенствование навыка подбора определенно-личным предложениям синонимичных двусоставных предложений и наоборот;
работа по развитию культуры речи учащихся;
воспитание любви к родному краю.
Тип урока: заочная экскурсия на фотовыставку "Мой край родной"
Оборудование:
компьютер;
Мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока.
Постановка цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Какие предложения называются односоставными?
На какие группы делятся односоставные предложения?
Назовите односоставные предложения с главным членом сказуемым.
Назовите односоставные предложения с главным членом подлежащим.
III. Слово учителя.
-Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию на фотовыставку под названием "Мой край родной".
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Сенеки:
"Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя".
IV. Работа с эпиграфом.
Найдите главные члены предложения. Какое это предложение?
Показ фотографии 1.
-Что вы видите на фотографии?
Задание.
Перестроить двусоставные предложения в односоставные.
Я люблю свой край. Я люблю его не только за впечатления детства с озером в золотых песках, с лугами в травах и цветах.
А я люблю его за то, что он научил меня верить в добро, в справедливость, в красоту мира.
-Красив наш край осенью.
Чтение стихотворения Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной" подготовленным учеником.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где быстрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все- простор везде, - Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле...
Задание. Найти основы предложений, подчеркнуть их.
Осенний день шуршит ломкой листвой. Слушаю музыку падающих листьев. Пахнет милым тлением осени. Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных листьев.
-Чем выражены сказуемые в предложениях? В каких предложениях сказуемое выражено
глаголом 1 или 2 лица?
Это определенно-личные предложения.
Определенно-личные предложения - это односоставные предложения. в которых сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица.
Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным предложениям.
Чтение стихотворения Ф.И.”Чародейкою Зимою”
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Задание. Односоставные предложения перестроить в двусоставные.
Зима. Снегу намело почти до крыш. Зимой старайся больше находиться на свежем воздухе.
Катайся на лыжах, санках, коньках. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся
бегу нетерпеливого коня.
Чтение стихотворения С. Сейфуллина” Майские дни”
Прекрасен май! В лесах, предгорьях
Весенних шумов кутерьма.
Мир пробудился. Отступила
Лихая мачеха-зима.
Луга украсились цветами,
Вокруг деревья расцвели,
А лес звучит оркестром птичьим
В честь оживающей земли.
НА ветках и цветы, и почки,
Сверкая, пьют весенний сок.
Повсюду радостные пчелы
С цветка летают на цветок.
Задание. Подчеркнуть сказуемое, определить, чем оно выражено.
Весной в лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.
Идешь и вдыхаешь этот запах всей грудью
Как приятно становится на сердце!
На ум приходят строки: "Весна идет! Весна идет!"
Чтение стихотворения А.Н. Майкова "Поле зыблется цветами"
Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Показ фотографии " Пчела за данью восковой".
Задание. Используя определенно-личные предложения , с оставьте призывы
бережного отношения к природе .
Берегите лес от пожаров!
Итог урока.